Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛАБРЮЙЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(La Bruyere)
        Жан де (16.8.1645, Париж, — 10.5.1696, там же), французский писатель, сатирик-моралист, член Французской академии (1693). Выходец из буржуазно-чиновничьей среды. Получил юридическое образование. Близость к высшему аристократическому кругу дала Л. богатый материал для наблюдений над нравами знати, которые легли в основу книги «Характеры или нравы нашего века» (1688; переиздано при жизни автора девять раз с большими дополнениями; русский перевод 1889, 1964). Следуя классической традиции, он избрал в качестве образца сочинения древнегреческого моралиста Теофраста «Характеры», которое поместил в начале своей книги. Однако этот перевод служит лишь ширмой для гораздо большего по объёму приложения — самостоятельной сатирической характеристики нравов современного французского общества. Л. рисует приниженное положение третьесословного интеллигента, картины нищеты крестьян, до известной степени предвосхищая идеологию Просвещения.
         Л. — последовательный классицист, занявший в «споре древних и новых» сторону античных писателей и отстаивавший их превосходство перед современными.
        
         Соч.: Ceuvres completes, P., 1962.
        
         Лит.: История французской литературы, т. 1, М. — Л.,1946, с. 571—75; Michaut G. М. A., La Bruyere, P., 1936; Richard P., La Bruyere et ses caracteres, P., 1955; Jasinski R., Deux acces a La Bruyere, [P.], 1971.
         Н. А. Сигал.
Современная Энциклопедия
ЛАБРЮЙЕР (La Bruyere) Жан де (1645 -1698), французский писатель-моралист, мастер афористической публицистики. В книге "Характеры, или Нравы нашего века" (1688), обобщая мотивы человеческих добродетелей и пороков, дал сатирический "портрет" высших сословий.
Литературная энциклопедия
Жан [Jean de la Bruyere, 1645—1696] — французский писатель, отнесенный к числу «великих классиков». Происходил из мелкобуржуазной семьи, был адвокатом, чиновником, сделался с 1684 гувернером внука принца Кондэ. В 1693 избран в Академию. В Шантийи (дворце Кондэ) перед глазами Л. прошли все замечательные в каком-либо отношении представители феодальной аристократии и крупной буржуазии, послужив материалом для единственной книги Л. «Les Caracteres de Theophraste, traduits du grec, avec les Caracteres et les Mu0153urs de ce Siecle», 1688 (русск. пер. — Характеры и нравы этого века). При жизни Лабрюйера вышло 9 изданий, постепенно дополнявшихся автором. Ни замысел, ни форма этой книги не были новшеством в век «афоризмов», «максим», «мыслей» и «характеристик». И тем не менее книга Л. — вместе с книгой Ларошфуко («Максимы», изд. 1-е, 1665) — пережила свое время, потому что автор глубже и ярче других отразил свою эпоху в качестве представителя буржуазной интеллигенции. Л. выдвинул те проблемы, которые в XVIII в. стала разрешать просветительная философия. Так, в своих заметках о «вельможах», «героях» и «детях богов»
12 (имеются в виду принцы) Л. уже намечает вопрос о социальном неравенстве, выражающемся в том исключительно привилегированном положении, в каком аристократия XVII в. находилась по сравнению с «обыкновенными людьми», например: «Дети богов, так сказать, извлекают себя из правил природы и являются как бы исключением. Они не ждут почти ничего от времени и лет. Заслуги у них предшествуют возрасту. Они рождаются образованными, они становятся совершенными людьми скорее, чем обыкновенные люди успеют выйти из детства». Труд Л. отмечен кроме того ярким талантом писателя, набрасывавшего сжато и выпукло формулы целых произведений под видом характеристики того или иного типа: все «характеры» Лабрюйера живут, действуют, движутся под его пером, и им недостает только «большой формы», чтобы превратиться в драму, роман. Несмотря на верность классической поэтике, Л. настолько реалистичен в обрисовке деталей и черт, что современники не верили в «отвлеченность» его характеристик и пытались угадывать в них живых людей. Несомненно, Л. отчасти списывал свои портреты с реальных лиц, и такие «типы», как «Эмиль», «Стратон», «Менипп», «Памфиль» и др., прикрывают Кондэ, Лозэна, Вильруа, Данжо и др., но многие образы Л. имеют и собирательное значение, как это давно уже установилось в лит-ре классицизма и по традиции передавалось дальше (в русской лит-ре типы сатир Кантемира — сколки с «характеров» Л.). Круг интересов и наблюдений Лабрюйера замкнут «двором и городом»: вельможи и богачи, аристократическое общество и светский разговор — наиболее удачные темы его зарисовок. При этом следует заметить, что люди или различные явления общественной жизни зарисовываются Л., так сказать, со стороны их внешности; Л. не стремится, подобно Паскалю или Ларошфуко, проникнуть в тайники человеческой психики, его скорее «привлекает внешний вид наших страстей», «внешняя физиономия» человека. В этом специфичность изобразительной манеры Л., фиксирующей живописные детали явлений, которые затем связываются в картины, поражающие своей исключительной выразительностью. Стиль и яз. Л., признанные образцами классицизма, как бы предвосхищают своей краткостью фразовую конструкцию в литературе века Просвещения (в этом отношении интересны афоризмы Л., напр.: «Ханжа — это тот, кто при короле-атеисте стал бы атеистом», или — «Источник заблуждений в политике состоит в том, что думают только о себе и настоящем», и т. п.). Книга Лабрюйера оказала огромное влияние на все европейские лит-ры и переведена на все языки (на русский дважды — в 1812 и в 1890). Библиография: I. Характеры и нравы этого века, перев. П. Д. Первова, с предисл. Прево-Парадоля и Сент-Бёва, СПБ, 1890; Исторические искатели приключений (Страсбургская эпопея), СПБ, 1905; Избранные мысли, с предисловием Л. Н. Толстого, М., 1908; ?uvres, nouv. ed. par G. Servois, 3 vv., 1865—1878. II. Allaire E., La Bruyere dans la maison de Conde, 1886; Pellisson M., La Bruyere, 1896;
13 Lee E., La Bruyere et Vauvenargues, 1903; Morillot P., La Bruyere, 1904; Lange M., La Bruyere, critique des conditions et des institutions sociales, 1909.
Философский энциклопедический словарь
ЛАБРЮЙЕР (La Bruyere) Жан де (род. 16 авг. 1645, Париж – ум. 10 мая 1696, Версаль) – франц. моралист. В своем главном произв. «Les caracteres de Theophraste, traduits du grec avec les caracteres ou les moeurs de ce Ciecle», 1688 («Характеры, или Нравы нашего века») нарисовал наподобие античных образцов наглядную картину жизни и быта своего времени и был убежден, что источником всех человеческих поступков является эгоизм людей. Оказал влияние на Ницше.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛАБРЮЙЕР


будет выглядеть так: Что такое ЛАБРЮЙЕР