Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КУСТОДИЕВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Борис Михайлович [23.2(7.3).1878, Астрахань, — 26.5.1927, Ленинград], советский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896—1903) у И. Е. Репина, участвовал в работе над его картиной «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Ленинград). Академик петербургской АХ (1909). Член Союза русских художников (с 1907), «Мира искусства» (См. Мир искусства) (с 1911), АХРР (с 1923). В 1905—07 сотрудничал в революционно сатирических журналах «Жупел» (рис. «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры». С 1906 К. выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Ярмарки», «Деревенские праздники», «Масленицы», «Балаганы»); для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие К. с практикой «Модерна» линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, К. превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей — в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, К. в то же время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство и косность («Купчихи», темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; «Красавица», 1915, Третьяковская галерея; «Купчиха за чаем», 1918, Русский музей). С начала 1900-х гг. К. разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада («Утро», 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба — Русский музей). Много работая для театра, К. переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения и решал формально-декоративные задачи, не всегда совпадавшие с замыслом автора и режиссёра («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; «Гроза» Островского, 1918, неосуществленная постановка). Успешными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленингр. Большой драматический театр), в которых К. нашёл органическую эмоциональную связь с драматургическим материалом. В послереволюционные годы К. участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции («Большевик», 1919—20, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Рус. музей). Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом, К. выполнил циклы иллюстраций к произведениям классиков и современных авторов (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923), работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.
         Лит.: Воинов В., Б. М. Кустодиев, Л., 1925; Эткинд М., Б. М. Кустодиев, Л. — М., 1960; Лебедева В. Е., Б. М. Кустодиев, М., 1966; Б. М. Кустодиев. Письма. Статьи, заметки, интервью..., [Л., 1967].
         В. Е. Лебедева.
        Б. М. Кустодиев. «Купчиха». 1915. Русский музей. Ленинград.
        Б. М. Кустодиев. Автолитография Г. С. Верейского. 1921. Фрагмент.
Ономастикон
Фамилия известного русского художника свидетельствует о том, что он потомок человека, учившегося в духовном учебном заведении. «Кустос» (род. падеж «кустодис») по-латыни значит «сторож». Такую фамилию могли дать сыну церковного сторожа при поступлении в духовное училище или семинарию. (Ф) Существовало редкое крестильное имя Ексакустодиан (предположительно от греч exo - вне и лат. custodia - сторож). (П) которое могло дать сокращенную форму Кустодиан или Кустодий, ставшую основой фамилии.
Русская цивилизация
Борис Михайлович (23.02/7.03.1878-26.05.1927), русский живописец, график, театральный художник. Родился в Астрахани. Учился в Петербургской Академии художеств у И.Е. Репина. Входил в объединение «Мир искусства» (1910). Главной темой творчества Кустодиева-живописца стала патриархально-крестьянская и мещанско-купеческая жизнь (картины «Ярмарка», «Масленица», «Балаганы»). Его полотна отмечены яркой многоцветностью, декоративно-плоскостным решением композиции, мастерским освоением «лубочных» традиций народного искусства. Центральное место в творчестве Кустодиева занимает русский женский портрет («Русская Венера», «Купчиха с зеркалом», «Купчиха за чаем» и т. д.). Много работал для театра («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, «Гроза» Островского и др.). Блестяще иллюстрировал прозу Н. С. Лескова.
Энциклопедия Отечеcтво
КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927), живописец, график, театральный художник. Создавал праздничные сцены российского крестьянского и провинциального быта (серия "Ярмарки"), отмеченные яркой многоцвстностью, декоративно-плоскостным решением композиции, мастерской интерпретацией приёмов "лубочной" живописи ("Купчиха за чаем", 1918).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КУСТОДИЕВ


будет выглядеть так: Что такое КУСТОДИЕВ