Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КУПАЛА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Янка (псевдоним; настоящее имя и фамилия Иван Доминикович Луцевич) [25.6(7.7).1882, Вязынка, ныне Молодечненского района Минской области, — 28.6.1942, Москва], белорусский советский поэт, народный поэт БССР (1925), академик АН БССР (1928) и УССР (1929). Родился в семье мелкого арендатора из безземельных крестьян. Учился в Петербурге на общеобразовательных курсах А. С. Черняева (1909 — 1913), в народном университете им. А. Л. Шанявского в Москве (1915). Был домашним учителем, писарем, приказчиком, рабочим. Первое стихотворение «Мужик» опубликовал в 1905. С 1907 печатался в газете «Наша нива», был её сотрудником (в 1914—15 редактировал её). Вместе с Я. Коласом К. стал основоположником новой белорусской литературы. Большую роль в его идейном и творческом развитии сыграл М. Горький. Поэт тесно связал себя с революционно-освободительным движением народных масс: сборники стихов «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Дорогой жизни» (1913), лироэпические и драматические поэмы «Извечная песня» (1908, опубл. 1910), «Курган», «Сон на кургане» (обе — 1910), «Бондаровна» (1913), «Она и я» (1910, опубликована 1913), «Могила льва» (1913) и др., пьесы «Павлинка» (1913) и «Разорённое гнездо» (1913, опубликовано 1919).
         В советскую эпоху творчество К., вдохновляемое борьбой за построение социализма, отразило коренные изменения в жизни белорусского народа: сборники стихов «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «От сердца» (1940; Государственная премия СССР, 1941), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и др. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 большой популярностью пользовались патриотическая публицистика К. и его пламенные стихи, направленные против фашистских захватчиков. Поэзия К. развивалась на основе лучших художественных и демократических традиций белорусского народа, впитала лиризм и напевность народной песни, достижения русской художественной культуры. Перевёл на белорусский язык «Слово о полку Игореве», «Медный всадник» А. С. Пушкина, произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и др. Произведения К. переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран. Награжден орденом Ленина. В 1945 в Минске открыт музей К.
        
         Соч.: Збор творау, т. 1—6, Miнск, 1961—63; в рус. пер. — Избр. произв., т. 1—2, М., 1953; Стихотворения, М., 1962.
        
         Лит.: Мозольков Е., Янка Купала. Жизнь и творчество, 5 изд., М., 1961; Iвашын В., Янка Купала. Творчасть перыяду рэвалюцыi 1905—1907, Miнск, 1953; Бярозкiн Р., Свет Купалы. Думкi i назipaннi, Miнск, 1965; Навуменка I. Я., Янка Купала. Духоуны воблik героя, Miнск, 1967; Шотт И. М., Фольклор в творчестве Я. Купалы, М., 1968; Ярош М. Г., Янка Купала i беларуская паэзiя, Miнск, 1971; Есакоy А., Янка Купала i беларускi тэатр, Miнск, 1972; Жыдовiч I. К., Янка Купала — публiцыст, Miнск, 1972; Луцэвiч В. Ф., Бiблiяграфiя творау Янкi Купалы, ч. 1—3, Miнск, 1955 — 72.
         В. В. Ивашин.
        Я. Купала. «Из песен безземельного». Илл. А. Н. Журова (гравюра на дереве, 1950).
        Я. Купала.
Современная Энциклопедия
КУПАЛА Янка (настоящие имя и фамилия Иван Доминикович Луцевич) (1882 - 1942), белорусский поэт. В ранней поэзии, близкой к фольклору образностью, лиризмом, мелодикой, - тяжкая доля народа (сборник стихов "Дорогой жизни", 1913; поэмы "Извечная песня", 1908, "Сон на кургане", 1910, "Могила льва", 1913). В пьесе "Здешние" (1924) - утверждение самобытности национальной культуры и языка. В поэме "Над рекой Орессой" (1933), сборнике "Белоруссии орденоносной" (1937) жизнь изображается в духе советского официоза.
Русская цивилизация
языческое божество лета, полевых плодов и летних цветов, почиталось третьим после Перуна и Велеса, истукан его стоял в Киеве до Крещения Руси.
Ритуальный праздник ему был установлен в день летнего солнцестояния в начале жатвы, в Иванов день и в ночь, ему предшествующую (см.: Аграфена Купальница). Возжигались большие костры, приносили жертвы. Участвовавшие плясали и пели возле огня в одеждах, украшенных цветами. Затем через огонь прогоняли скот, чтобы обезопасить стадо от злых духов.
Языческие ритуалы, посвященные Купале, в христианские времена были вытеснены великим праздником Рождества св. Иоанна Крестителя и предшествовали ему днем празднования св. мученицы Агриппины (Аграфены). Тем не менее отголоски древних языческих ритуалов сохранялись 23 и 24 июня вплоть до н. XX в. В народе эти дни прозывались соответственно Агриппина (Аграфена) Купальница и Иван Купала. На Троицыну неделю молодежь делала и одевала большую куклу, которую называли Купалой, а затем «с плясками, песнями и присвистом» бросала ее в ближайшую речку или пруд.
О. Платонов
Орфографический словарь Лопатина
Куп`ала, Куп`ала, -ы, м .: Ив`ан Куп`ала
Словарь Ушакова
КУП’АЛА (К прописное), Купалы, и Купало, Купала, ·муж. (этногр.). То же, что Иван-Купала.
Толковый словарь Ефремовой
[Купала]
м.
Бог лета, полевых плодов и летних цветов, которому в ночь с 6 на 7 июля по новому стилю - когда православные христиане празднуют Рождество Иоанна Крестителя - приносят жертвы, зажигая костры, через которые, желая обезопасить себя от леших, прыгают юноши и девушки.
Этимологический словарь Крылова
В имени Ивана Купала, или Иоанна Крестителя. Имя связано с глаголом купать. С этого дня разрешалась купаться, так как, по поверью, Иоанн Креститель прогонял в этот день злых духов из воды.
Литературная энциклопедия
Янка [1882—] — псевдоним выдающегося белорусского поэта Ивана Доминиковича Луцевича. Р. в семье мелкого шляхтича; отец К. занимался земледелием на арендованной у помещика земле. Учиться К. начал на польском яз., русскому яз. научился у своей няни. Впоследствии учился в сельском народном училище и частной школе в Минске. Пятнадцати лет окончил народное училище. До 1901 вел самостоятельное крестьянское хозяйство, затем работал чернорабочим и одновременно принимал активное участие в белорусской национал-либеральной газете «Наша нива». С 1909 по 1913 К. учится в Петербурге на общеобразовательных курсах Черняева. С 1911—1915 редактирует газ. «Наша нива» в Вильно. С 1919 непрерывно живет и работает в Минске. В настоящее время К. — академик Белорусской и Украинской академий наук. В 1925 в связи с 20-летним юбилеем литературно-художественного творчества правительство БССР присвоило Купале звание народного поэта. Лит-ую работу К. начал с 1905 в газ. «Северо-западный край», в 1908 вышел первый сборник стихов К. «Жалейка»; центральное место в стихотворениях этого сборника занимают описания нужды малоземельной и безземельной бедноты. Доминирующий образ его творчества первого периода — крестьянин-бедняк, нуждающийся, забитый и
732 озлобленный окружающей его действительностью. Образу бедняка-крестьянина противопоставляется образ эксплоататора-помещика и полицейского. Поэзия К., рожденная во время революционной борьбы рабочих и передовой части крестьянства против помещичьего землевладения и самодержавия, не зовет однако на борьбу. К. жалуется на горькую судьбу мужика, и жалоба его часто звучит как обращение к имущим классам «пожалеть мужика», а временами превращается в истерический протест против угнетения и разорения крестьянства. К. мало верит в возможность лучшего будущего. Уже в первый период творчества К. намечаются его основные тенденции. Он характерен требованием национального освобождения бедняка-белорусса. Политические идеалы К. за период «Жалейки» еще не развернуты, свобода, занимающая значительное место в творчестве поэта этого периода, выступает абстрагированным абсолютом, «силой, равной солнцу». Второй период творческого пути К. совпадает с периодом послереволюционной реакции. Уныние и малодушие, господствовавшие в среде ренегатствующей мелкобуржуазной интеллигенции, в кругу к-рой вращался поэт, значительно повлияли на его творчество. К. отходит от конкретных образов первого периода своего творчества, призывает гордо оставить земную глушь, жить сегодняшним и не думать о том, что «завтра несет». Поэт весь во власти неверия в лучшее будущее. Этим психоидеологическим комплексом характеризуется в основном второй сборник стихов «Гусляр», вышедший латиницей в 1910, и поэма «Адвечная песьня», написанная в 1908. В годы подъема мелкобуржуазного националистического движения в Белоруссии [1909—1910] поэт преодолевает упадочные настроения. За этот период К. выделяется среди «нашенивцев», выражая мелкобуржуазно-демократические
733 тенденции этого течения в отличие от его либерально-буржуазного крыла. Политические идеалы К. однако не выходят из рамок национализма и буржуазного демократизма «нашенивцев» (см. «Белорусская лит-ра»). В дальнейшем — под влиянием подъема революционно-политического движения в стране — Купала в своей поэзии все больше ориентируется на широкие народные «низы», с борьбой которых поэт связывает осуществление своих идеалов. К. становится гусляром революционно-демократического, национально-освободительного белорусского движения и народным поэтом. К этому времени относится и расцвет драматического творчества К., пропитанного глубоким социальным протестом как против помещичьей эксплоатации, так и против разрушительного действия внедряющегося в земледелие капитализма и нищенского существования трудящихся масс («Раскіданае гняздо», 1913). Но в дальнейшем К. все больше приближается к национал-либеральной идеологии «нашенивства»; перевес в творчестве берет националистическая деревенская ограниченность; К. противопоставляет крестьянина городу, белорусса — небелоруссу, идеализирует патриархально-феодальное прошлое Белорусско-литовской Руси времен «войска Всеслава», защищает «самобытность белорусского народа» и затушевывает классовую борьбу в Белоруссии. Искаженное художественное отражение действительности, «сьвятая Беларусь» — заполняет творчество К. Призывный характер творчества сменяется романтической идеализацией «минувщины». В соответствии с этим стих К. приобретает классические формы. С такими настроениями К. встретил революцию 1917. К. не понял, что революция ведет к действительному освобождению трудящихся масс Белоруссии от векового национального гнета и должна неизбежно перерасти из революции буржуазно-демократической в революцию социалистическую. Национал-либеральный взгляд на характер революции, национал-народнические взгляды на движущие силы революции, выработавшиеся у Купалы, оказались в противоречии с ее социалистическим характером. В первых послереволюционных стихотворениях [1918] Янка Купала весь в плену у белорусского национализма. Этот длительный и болезненный период в творчестве К. завершился активно-националистической драмой «Тутэйшыя» [1922]. Только в последнее время К. приближается к советской действительности. Но в революции Купала видит лишь залог возрождения хозяйственной мощи крестьянина и национального возрождения Белоруссии, которая «заняла свой почетный пасад между народами» (стих. «Орлянатам», «На смерть Сьцапана Булата»). Выражая чаяния белорусского крестьянства на этапе буржуазно-демократической революции, творчество Купалы в период
734 пролетарской диктатуры в зависимости от ее этапов и степени обостренности классовой борьбы то выражает идеологию части мелкой буржуазии и городской национальной интеллигенции, которая принимает пролетарскую революцию, главным образом ее национально-освободительную роль, то отражает буржуазно-кулацкие националистические настроения. При преобладании в основном, в период после укрепления БССР [1921—1922], первого рода умонастроений нужно отметить периодическое появление отдельных произведений, проникнутых национал-демократическими идеями. По высоте поэтической техники, по языку, по разнообразию тем, по мастерской стилизации народных сказок, былин, рассказов Купала не имеет себе равных в истории белорусской литературы. Купала известен также как переводчик множества стихотворений на белорусский язык с польского и украинского. Л. Бэндэ СТИЛЬ К. — К. выступил в лит-ре как выразитель настроений крестьянства. Этим обусловлен и художественный стиль первых стихов, собранных в сборн. «Жалейка». Мысль, что на пиру жизни есть обделенные — крестьяне, к-рым, несмотря на их тяжкий труд, приходится и голодать и терпеть обиды от высокомерно относящихся к ним панов, — проходит красной нитью в первом сбораике К., где находит еще весьма непритязательное выражение; автор даже не считает себя достойным звания поэта. Еще довольно неискусный в версификации, К. руководствуется гл. обр. чувством ритма. Ритм стихов, часто
735 сбивчивый и лишенный выразительности, отличается большим разнообразием. Уже в этой первой книге проявляется характерное для будущего стиха К. частое пользование внутренними рифмами, придающими его поэзии особую певучесть и ритмическую рельефность. К. переводит близких ему авторов с русского языка — Некрасова, с украинского — Шевченко, с польского — Конопницкую, оказавших заметное влияние и на оригинальные стихотворения поэта. Даже в следующих сборниках особенно заметно влияние Шевченко и Кольцова. Заимствуя у Кольцова его приемы в изображении жизни и труда крестьянина, Купала не забывает, что это — труд человека, жестоко эксплоатируемого. Взяв известную некрасовскую пародию на лермонтовскую колыбельную песню, Купала пишет стихотворение в том же сатирическом плане, но наполняет образами, взятыми из знакомой поэту белорусской действительности. Некрасовская сатира и жесткая, глубоко выстраданная ирония, уживаясь рядом с романтической мечтательностью, остаются навсегда близкими белорусскому писателю. Горечь, вызываемая окружающей поэта действительностью, мечты о светлом будущем, ожесточенность, обличающая ирония, подчас призывы к борьбе, всегда проникнутые сильным чувством, но туманные по своему содержанию, — таковы основные лирические мотивы Купалы. Значение отмеченных выше литературных традиций нужно однако признать небольшим
736 в сравнении с тем, что дало К. белорусское народное творчество и прежде всего народная песня. С народной песнью связано не только музыкальное строение его стиха, но и отдельные черты стиля: частое применение как тематических, так и синтаксических параллелизмов, традиционные эпитеты, постоянные обращения к своим думам, к своим песням, к своему сердцу, насыщающие его лирику живым и подчас глубоко драматическим диалогизмом. Связь его строфики с народной строфикой объясняет обычное применение самого разнообразного вида рефренов; особенно часты строфические концовки, применяемые не только как звуковой прием, но и как средство эмоционального подчеркивания. Характерны для К. концовки, являющиеся не простым повторением, но предстающие перед нами каждый раз в новой вариации. Отметим, что ритмы К. подчас непосредственно определены ритмом самого труда, напр. в стихах, изображающих косьбу, где ритм и инструментовка стихотворения передают движения косы в руках косца. После имеющего переходное значение сборника «Гусьляр» К. издает сборник «Шляхам жыцьця», наиболее значительный из его сборников не только по размерам, но, согласно довольно единодушному мнению критики, и по качеству. Богатством размеров и разнообразием строфики с К. соперничал в белорусской лит-ре один лишь М. Богданович (см.). Но Богданович стремился пересадить на еще невозделанную в его время почву белорусской литературы достижения европейской поэзии. Богданович явился продолжателем буржуазных традиций европейской лит-ры, К. — ритмически и эмоционально высоко-одаренный наследник белорусского устного творчества. К. по преимуществу лирик. К эпическому творчеству он подошел через разработку народной баллады, предания, легенды, сказки. В период, когда поэт под влиянием нашенивства был склонен к националистической идеализации прошлого Белоруссии, у него часты образы белорусского баяна, гусляра, лирника. В произведения Янки Купалы часто вводятся образы, взятые из народной мифологии: русалки, ведьмы, мертвецы, выходящие из могил, — обычные персонажи его поэзии; особенно ярко эта любовь к мифологическим образам сказалась в его большой сценической поэме «Сон на кургане». За время революции К. выпустил два сборника: «Спадчина» и «Безназоўнае». В этих сборниках стих нередко получает новую силу, намечается перелом в его творчестве. Изредка появляющиеся стихи, относящиеся гл. обр. к области политической лирики, свидетельствуют о том, что поэт, определившийся как художник в 10-х гг. XX века, может дать образцы нового, более скупого на слова, но четкого и строгого мастерства. Менее уверенными были выступления К. в области драматического творчества. Его пьеса «Паулінка» написана в реалистическом
737 стиле, в драме «Раскіданае гняздо» критика отметила элементы романтики, комедия «Тутэйшыя», политически представляя собой апологию национал-демократической идеологии, разработана в манере гротеска. Творчество Купалы имело немалое влияние на поколение поэтов, выступивших после Октября. Огромное значение имела поэтическая деятельность Купалы для развития белорусского литературного языка. Недостаточно богатый для передачи различных оттенков мысли и чувства белорусский яз. нуждался в дальнейшем развитии, особенно в словарном обогащении. К. создал огромное количество неологизмов, отнюдь не придающих вычурности его речи, как это обыкновенно бывает у поэтов-словотворцев. Вследствие исключительного знания народного языка К. создал неологизмы, к-рые воспринимаются как свободное от всякой нарочитости, естественное и органическое проявление жизни и развития языка быстро растущей в своих культурных требованиях народной массы. Е. Боричевский Библиография: I. Собр. сочин. (вышли из печати тт. I, II, III, IV, V); Безназбуная, Сб. стих., 1918—1928; Сб. стихов со вступ. ст. Л. Клейнборта, Гиз, М. — Л., 1930. Кроме того множество стихов разбросано по журналам (особенно «Полымя») и газетам. II. Карский Е., Белоруссы, т. III, вып. III, П., 1922; Сборник статей: Янка Купала у литэратурнай крытыцы, Минск, 1928; Клейнборт Л. М., Молодая Белоруссия, Минск, 1929; Луначарский А. В., Народный поэт Белорусии, газ. «Изв. ЦИК СССР», 15/V 1930; Бэндэ Л., Шлях поэты, журн. «Полымя», 1930, № 5—6; «Молодняк», 1930, № 6.
Народы и религии мира

термин этнографии
Иван Купала, Иванов день у восточных славян.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КУПАЛА


будет выглядеть так: Что такое КУПАЛА