Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КУЛИ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Кули (Cooley) Чарльз Хортон (17.08.1864, Энн Эрбор, Мичиган,- 08.05.1929, там же) - американский социолог, социальный психолог, автор "зеркального Я" теории, один из основоположников теории малых групп. Получил образование и преподавал в Мичиганском университе.
Общетеоретическими источниками социологической концепции Кули послужили: философия Гёте, Эмерсона; функциональная психология У. Джемса; социология Конта, Спенсера. Шеффле, Гумпловича, Тарда, Уорда, Гиддингса. Основы социол. теории К. изложены в трилогии "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), а также в работе "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). В основе социологической теории Кули лежат социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Называя себя монистом, Кули рассматривал обществово, социальные группы и индивида как единый живой организм. Но органицизм Кули далек от биологических аналогий; его холизм основан на ментальной природе социального организма - "сверх-Я", "большом сознании".
"Социальное" и "индивидуальное" - две стороны ментальной целостности, личность и общество едины как части общего целого. В этом единстве "социальное" лишь кумулятивный аспект целостности, а "индивидуальное" - ее дискретный аспект. Кули не дает однозначного определения этой целостности, обозначая ее метафизической категорией "человеческая жизнь". Приобщение индивидуальных ментальных процессов к "большому сознанию" - это и есть социальный процесс, который Кули понимает как социализацию индивидуального сознания, основываясь на социальной психологии У. Джемса. Социализация индивидуального сознания начинается в первичной группе (семья, соседская община), где есть непосредственный психологический контакт. Оно развивается от инстинктивного "самоощущения" ("selffeeling"), в к-ром "Я" - это "эмоции", "возбуждения", до социальных чувств (любви, уважения, сочувствия и др.). При этом Кули не различает строго чувства и рассудок. Сознание сводится здесь к различным "умонастроениям" ("feeling states"), взаимосвязь к-рых осуществляется разумным началом - движущей силой социальных процессов.
Результатом социализации являются "образы", или "представления" ("imaginations"). В "представлениях" "самоощущения" индивида ассоциируются с общепринятыми символами и становятся в результате "социальными чувствами". "Социальные чувства", по Кули,- это основа социальной организации и социального контроля. Потенциальная разумная природа индивидуального "Я" приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. Усваиваемые индивидом представления о своем "Я", которые возникают в сознании "других", Кули называет "представлениями представлений" ("imaginations of imaginations"). Они признаются в качестве социального факта и являются основным предметом
Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Кули (Cooley)
        Чарлз Хортон (17.8.1864, Анн-Арбор, штат Мичиган, — 8.5.1929, там же), американский социолог. Профессор социологии Мичиганского университета (с 1907); в 1918 президент Американского социологического общества. Испытал влияние О. Конта (Франция), Г. Спенсера (Великобритания), А. Шеффле (Германия), а также Ч. Дарвина (Великобритания). По К., общество есть развивающееся органическое целое; при этом он отвергал биологический детерминизм и поверхностные аналогии общества с организмом. Рассматривая сознание как общественное, коллективное, К. ошибочно отождествлял общество и сознание. Из этого следовала психологизация общественных отношений. Главные проблемы, исследуемые К., — малые группы (См. Малая группа) и формирование личности. К. ввёл различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются, по К., основными общественными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малым размером. Здесь происходит Социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные общественные ценности и нормы, способы деятельности. К. характеризовал личность как сумму психических реакций человека на мнение о нём окружающих людей (т. н. теория «зеркального Я»). Т. о., правильно отмечая некоторые существенные черты социализации и формирования самосознания личности, К. вместе с тем неправомерно сводил их к непосредственному взаимодействию индивидов. Вторичные общественные институты (классы, нации, партии), по К., образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения, в которые сформировавшийся индивид вовлечён лишь частично как носитель определённой функции.
         Связывая существование классов с экономическими факторами, К. недооценивал глубокие противоречия между ними. Сторонник буржуазной демократии и либеральный критик капитализма, К. отвергал идеи революционного преобразования общества. Работы К. оказали влияние на развитие буржуазной социальной психологии.
         Соч.: Human nature and the social order, N. Y., 1902; Social organization, N. Y., 1909; Social process, N. Y., 1918; Sociological theory and social research, N. Y., 1930.
         Лит.: Jandy E. C., C. H. Cooley, his life and his social theory, N. Y., 1942; Cooley and sociological analysis, Ann Arbor, [1968].
         Н. М. Ланда.
II
Кули (тамильск., буквально — заработки)
        название низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих (носильщики, грузчики, чернорабочие, рикши, подёнщики и т. д.) в Китае (до 1949), Индии и др. странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Так же назывались нанятые по контракту в страны Америки, в Южную Африку и Австралию неквалифицированные рабочие — китайцы, индийцы, малайцы, негры, выполнявшие тяжёлые работы на плантациях и в рудниках. Институт законтрактованных К. возник в 30—40-х гг. 19 в., после отмены рабства в английских, голландских и французских колониях, и получил значительное развитие во 2-й половине 19 — 1-й половине 20 вв.
Современная Энциклопедия
КУЛИ (тамильское, буквально - заработки), название низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих в Китае (до 1949), Индии и других странах Азии.
Орфографический словарь Лопатина
к`ули, к`ули, нескл., м.
Словарь Ожегова
К’УЛИ, нескл., муж. В нек-рых восточных странах: чернорабочий (обычно носильщик, грузчик).
Словарь Ушакова
К’УЛИ, нескл., ·муж. (индийское Koli - название низшей касты в Западной Индии). Носильщик, грузчик, возчик, чернорабочий в Индии, Китае, Японии, Индонезии. Забастовка кули в Шанхае.
Толковый словарь Ефремовой
[кули]
м. нескл.
Носильщик, грузчик, чернорабочий (в Китае, Японии и в некоторых других странах Азии).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Кули (Cooley) Чарльз Хортон (17.08.1864, Энн Эрбор, Мичиган,- 08.05.1929, там же) - американский социолог, социальный психолог, автор "зеркального Я" теории, один из основоположников теории малых групп. Получил образование и преподавал в Мичиганском университе.
Общетеоретическими источниками социологической концепции Кули послужили: философия Гёте, Эмерсона; функциональная психология У. Джемса; социология Конта, Спенсера. Шеффле, Гумпловича, Тарда, Уорда, Гиддингса. Основы социол. теории К. изложены в трилогии "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), а также в работе "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). В основе социологической теории Кули лежат социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Называя себя монистом, Кули рассматривал обществово, социальные группы и индивида как единый живой организм. Но органицизм Кули далек от биологических аналогий; его холизм основан на ментальной природе социального организма - "сверх-Я", "большом сознании".
"Социальное" и "индивидуальное" - две стороны ментальной целостности, личность и общество едины как части общего целого. В этом единстве "социальное" лишь кумулятивный аспект целостности, а "индивидуальное" - ее дискретный аспект. Кули не дает однозначного определения этой целостности, обозначая ее метафизической категорией "человеческая жизнь". Приобщение индивидуальных ментальных процессов к "большому сознанию" - это и есть социальный процесс, который Кули понимает как социализацию индивидуального сознания, основываясь на социальной психологии У. Джемса. Социализация индивидуального сознания начинается в первичной группе (семья, соседская община), где есть непосредственный психологический контакт. Оно развивается от инстинктивного "самоощущения" ("selffeeling"), в к-ром "Я" - это "эмоции", "возбуждения", до социальных чувств (любви, уважения, сочувствия и др.). При этом Кули не различает строго чувства и рассудок. Сознание сводится здесь к различным "умонастроениям" ("feeling states"), взаимосвязь к-рых осуществляется разумным началом - движущей силой социальных процессов.
Результатом социализации являются "образы", или "представления" ("imaginations"). В "представлениях" "самоощущения" индивида ассоциируются с общепринятыми символами и становятся в результате "социальными чувствами". "Социальные чувства", по Кули,- это основа социальной организации и социального контроля. Потенциальная разумная природа индивидуального "Я" приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. Усваиваемые индивидом представления о своем "Я", которые возникают в сознании "других", Кули называет "представлениями представлений" ("imaginations of imaginations"). Они признаются в качестве социального факта и являются основным предметом
Новый философский словарь
(Cooley)
Чарлз Хортон (1864-1929) - американский социолог и социальный философ. Основные труды: "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). Профессор социологии Мичиганского университета (с 1907), в 1918 - президент Американского социологического общества. Испытал влияние систем Конта и Спенсера, эволюционных идей Дарвина. Главным направлением научной деятельности К. являлось теоретизирование по проблемам соотношения индивида и общества, социализации, формирования личности. Тематизировал изучение первичных групп, ввел сам этот термин. К. исходил из понимания общества как обладающей собственной динамикой органической целостности, имеющей психосоциальный характер и основанной на коммуникации. Однако фактически социальное редуцировалось к психическому, к "идее личности", существующей в сознании деятеля, и к взаимодействию таких идей, репрезентирующих реальных людей, в каждом индивидуальном сознании. Соответственно основой социального познания К. считал методы интроспекции и понимания. Базовыми элементами общества К. считал первичные и вторичные социальные группы, различение которых основано на их роли в социализирующем влиянии на человека. Первичные группы (семья, соседство, детские группы, местные общины и др.) характеризуются непосредственными и устойчивыми взаимоотношениями, личностными, неформальными связями, малым размером. Первичным группам и принадлежит главное место в социализации, в интериоризации наиболее устойчивых социальных норм и ценностей. Социализирующая роль малой группы предопределяет, таким образом, воспроизведение фундаментальных человеческих свойств в обществе в целом, а трансформация малых групп - видоизменение системы социальных отношении. Вторичные группы (вторичные общественные институты, к которым К. относил классы, партии и нации, образуют социальную структуру, в которой контакты людей носят нормализованный и обезличенный характер. Личность К. рассматривал как сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей. Развитие и социализация личности осуществляются в процессе общения, главным средством которого является язык. Механизм социализации и формирования личности К. раскрыл в теории "зеркального Я", согласно которой представление человека о себе складывается на основе его представлений о том, каким он видится другим людям и оценивается ими в этом видении, а также на основе некоторого чувства "Я". Данная теория внесла существенный вклад в изучение проблем социализации, хотя и гипертрофировала роль рефлексии в социальном взаимодействии. В анализе форм коллективного поведения К. признавал роль влияния общественного мнения и закона, и также связь существования классов с экономическими факторами. С либеральных позиций критиковал капиталистическое общество, последствия индустриализации и урбанизации. В своих работах К. выступил как один из основоположников социальной психологии. В то же время ограниченность методологии и теоретических схем привели его к психологическому редукционизму.
М.Н. Мазании
Философский энциклопедический словарь 2
        (Cooley) Чарлз Хортон (17.8.1864, Анн-Арбор, шт. Мичиган,— 8. 5.1929, там же), амер. социолог. Испытал влияние Конта, Спенсера, Шеффле, а также Дарвина. По К., общество есть развивающееся орга-нич. целое; при этом он отвергал биологич. детерминизм и поверхностные аналогии общества с организмом. Рассматривая сознание как общественное, коллективное, К. ошибочно отождествлял общество и сознание. Из этого следовала психологизация обществ. отношений. Гл. проблемы, исследуемые К.,— малые группы и формирование личности. К. ввёл различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных обществ. институтов. Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются, по К., осн. обществ. ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредств. общением, устойчивостью и малым размером. Здесь происходит социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия осн. обществ. ценности и нормы, способы деятельности. К. характеризовал личность как сумму психич. реакций человека на мнение о пём окружающих людей (т. н. теория «зеркального Я»). Т. о., правильно отмечая некоторые существ. черты социализации и формирования самосознания личности, К. вместе с тем неправомерно сводил их к непосредств. взаимодействию индивидов. Вторичные обществ. институты (классы, нации, партии), по К., образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения, в которые сформировавшийся индивид вовлечён лишь частично как носитель определ. функции.
        Связывая существование классов с экономич. факторами, К. недооценивал глубокие противоречия между ними. Сторонник бурж. демократии и либеральный критик капитализма, К. отвергал идеи революц. преобразования общества. Работы К. оказали влияние на развитие бурж. социальной психологии. Н Human nature and the social order, N. Y., 1902; Social organization, N. Y., 1909; Social process, N. Y., 1918; Sociological theory and social research, N. Y., 1930.
        J a n d у E. С., С. Н. Cooley, his life and his social theory, N. Y., 1942; Cooley and sociological analysis, Ann Arbor, [1968].
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КУЛИ


будет выглядеть так: Что такое КУЛИ