|
|
|
|
|
КУКОЛЬНИК |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
Нестор Васильевич [8(20).9.1809, Петербург, — 8(20).12.1868, Таганрог], русский писатель. Из семьи профессора Петербургского педагогического института. Учился вместе с Н. В. Гоголем в Нежинской гимназии высших наук. Известен как автор драматической фантазии «Торквато Тассо» (1833) и ряда исторических пьес, в том числе пьесы «Рука всевышнего отечество спасла» (1834), в которой напыщенно и высокопарно выражена идея «казённого патриотизма». В литературном наследии К. выделяются повести и рассказы из эпохи Петра I («Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова», 1844, и др.) и из современной жизни («Надинька», 1843), отличающиеся живописностью в обрисовке русского быта. Повесть «Максим Созонтович Березовский» (1844) посвящена трагической судьбе крепостного композитора 18 в. На слова К. написаны многие романсы и песни М. И. Глинки (См. Глинка) («Сомнение», «Жаворонок» и др.), а также музыка к драме «Князь Холмский».
Соч.: Соч., т. 1—10, СПБ, 1851—53; Исторические повести, 3 изд., кн. 1—6, П., 1894—1901.
Лит.: История русской литературы, т. 7, М.— Л., 1955, с. 629—38; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.— Л., 1962.
|
Ономастикон |
см. КУКЛЕВ |
Энциклопедия Отечеcтво |
КУКОЛЬНИК Нестор Васильевич (1809-68), русский писатель, поэт. Исторические повести и рассказы ("Сержант Иван Иванович Иванов...", 1841), романтическая "драматическая фантазия" в стихах "Торквато Тассо" (1833), историческая драма "Рука Всевышнего отечество спасла" (1834) и др. На стихи Кукольника ("Сомнение", "Жаворонок", цикл "Прощание с Петербургом" и др.) и к его драме "Князь Холмский" М. И. Глинка написал музыку.
|
Орфографический словарь Лопатина |
к`укольник, к`укольник, -а |
Словарь Даля |
КУКОЛЬНИК, -ный и пр. см. кукла.
Растен. Veratrum album, чемерица, чеморка.
Растен. Veronica latifolia, змеиная головка, змеиная трава, укус, миронник, зорник. |
Словарь Ожегова |
К’УКОЛЬНИК, -а, муж.
1. Человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра. Русские народные кукольники в театре Петрушки. Подготовка актёров-кукольников.
2. Мастер, изготовляющий кукол.
жен. кукольница, -ы. |
Толковый словарь Ефремовой |
[кукольник]
м. разг.
1) Мастер, изготовляющий кукол (1*1).
2) Актер кукольного театра. |
Литературная энциклопедия |
Нестор Васильевич [1809—1868] — русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. и словесности, служил в министерстве финансов и в военном министерстве. Дебютировал в лит-ре в 1833 «драматической фантазией» «Торквато Тассо», за которой последовал длинный ряд его пьес и повестей.
Иллюстрация: Брюлов. Н. В. Кукольник
В творчестве К. получили чрезвычайно рельефное выражение те патриотически-нацоналистические настроения, которые были так характерны для зажиточных слоев русской буржуазии в эпоху 30-х годов и которые обусловливались подъемом ее политического самосознания под эгидой николаевской монархии, покровительствовавшей «отечественному» капитализму. Вместе с поэтом Бенедиктовым и прозаиком Лажечниковым драматург К. является одним из вождей русского буржуазного романтизма. Как и автор «Ледяного дома», К. был одним из канонизаторов историко-патриотического жанра, прославляющего величие русского «народа» в самые критические моменты его истории. В этом плане особенно характерна пьеса К. «Рука всевышнего отечество спасла», с чрезвычайной выспренностью изображавшая избрание на престол Михаила Романова. Драма эта была поставлена в 1834 и произвела такой огромный эффект, что критиковавший ее «Московский телеграф» Н. Полевого за этот «антипатриотический» выпад подвергся правительственному запрещению (до нас дошла
709 язвительная эпиграмма современника: «„Рука всевышнего“ три дела совершила: отечество спасла, крест автору дала и Полевого задушила»). Написанная годом позже, драма К. «Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский» еще сильнее подчеркнула националистические тенденции его классовой группы. Драматические фантазии К. («Торквато Тассо», «Джакобо Санназар», «Джулио Мости» и мн. др.) по своей структуре сходны с его патриотическими драмами, изобилуя патетическими монологами, обильными метафорами, антитезами и пр. Защищая в большинстве своих «фантазий» идею чистого искусства, К. отнюдь не оказывается в противоречии со своими политическими убеждениями. Характерно, что избранная им тема о трагической судьбе Тассо разработана в соответствии с буржуазным генезисом его творчества. «Французы — классики и рады бы вклеить Тассо в трагедию, — писал по этому поводу еще Н. Полевой, — но как? Ведь он не король и не принц! и кто тут будет герой? Тассо — мещанин! не годится...» Пламенная защита Тассо чистого искусства ни в коей мере не исключала, по К., того, что в тех случаях, когда отечество потребует от поэта служения себе, последний должен настроить свою лиру на торжественно-патриотический лад.
Иллюстрация: Дезарно. Иллюстрация к драматической фантазии Кукольника «Иоанн Антон Лейзевиц» [1837]
Слава К. была недолговечна; уже Белинский сурово осуждал риторику его драм. В 40-х годах — эпоху окончательного разложения
710 романтизма и утверждения «натуральной школы» — К. вместе с Марлинским и Бенедиктовым делается объектом насмешек передовой критики. Одна из наиболее язвительных оценок драмы «Генерал-поручик фон Паткуль» принадлежит молодому Тургеневу; Достоевский пародировал «фантазию» «Джакобо Санназар» в своей «Неточке Незвановой». Перу К. принадлежат кроме пьес несколько романов и множество рассказов, проводивших в историко-бытовом плане те же тенденции, но не пользовавшихся и малой долей популярности его драматургии. Библиография: I. Повести и рассказы, т. I и II, СПБ., 1843; Сочинения, 10 тт., СПБ., 1851—1853; Исторические повести, 6 кн., СПБ., 1886. II. Скабичевский А., Сочинения, т. II (ст. «Наш исторический роман в прошлом и настоящем»); Панаев И., Литературные воспоминания, Сочин., т. VI; Полевой Н., Очерки русской литературы, ч. 4, СПБ., 1839; Записки Глинки, М., 1871; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, М., 1929. III. Мезьер А., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПБ., 1902. А. |
Воровской жаргон |
мошенник, при продаже ценностей подменяющий их на фальшивые |
Рус. арго (Елистратов) |
КУКОЛЬНИК, -а, м.
Мошенник, подменяющий деньги на сверток с нарезанной бумагой; тот, кто обманывает путем подлога.
От кукла, 2. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: КУКОЛЬНИК
будет выглядеть так: Что такое КУКОЛЬНИК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|