Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КСЕНОФОНТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Xenophon)
        (около 430 до н. э., Афины, — 355 или 354 до н. э., Коринф), древнегреческий писатель и историк. Принадлежал к аристократическим кругам. Ученик Сократа. Около 403 до н. э. после падения олигархического правительства Тридцати тиранов покинул Афины и принял участие в походе Кира Младшего против его брата, царя Персии Артаксеркса II (401). После гибели Кира в битве при Кунаксе (401) К. был избран стратегом и явился одним из руководителей описанного им впоследствии в сочинении «Анабасис» отступления 10 тыс. греческих наёмников через всю Малую Азию к побережью Чёрного моря. Был на службе у фракийского, потом спартанского царей. Участвовал в Коринфской войне (395—387 до н. э.) на стороне Спарты. В Афинах заочно приговорён к смертной казни. Получив от спартанцев имение в Элиде, К. занимался хозяйством и литературным трудом. Около 369 был восстановлен в Афинах в гражданских правах, но на родину не вернулся.
         К. — один из самых популярных и плодовитых авторов древности (почти все его произведения дошли до нашего времени). Основное историческое произведение К. — продолжающая труд Фукидида «Греческая история» (в 7 кн.) даёт связное изложение событий с 411 по 362, освещая их с антидемократических позиций. К. идеализирует Спарту, стараясь, однако, сохранить лояльность в отношении Афин. Т. н. «Сократические сочинения» («Апология Сократа», «Воспоминания о Сократе», «Пир»), посвященные изложению философии Сократа, являются незаменимым источником по социальной, экономической, политической истории Греции. В трактате «О домашнем хозяйстве» К. дал характеристику «образцового» хозяйства и «образцового» гражданина. В «Киропедии» изобразил «идеального» правителя и «идеальное» государство, в «Гиероне» изложил программу преобразования тирании в «правильную государственную форму с сильной личной властью». Труд «О доходах» — попытка найти выход из экономических трудностей Афин; «Агесилай» и «Лакедемонское государственное устройство» — откровенные апологии спартанского строя. Известны трактаты К. об обязанностях командира кавалерии, о верховой езде, об охоте. К. писал просто и интересно, рисовал запоминающиеся портреты, живые картины быта, военных операций. Стиль К. долго считался классическим образцом аттической речи.
         Соч. в рус. пер.: Полн. собр. соч., пер. Г. А. Янчевецкого, ч. 1—5, 4 изд., М., 1887; Греческая история, вступ. ст. С. Лурье, Л., 1935; Сократические соч., пер. ст. и комментарии С. И. Соболевского, М.— Л., 1935; Анабасис, ст. и прим. М. И. Максимовой, М.— Л., 1951; О доходах, пер. Э. Д. Фролова, в кн.: Хрестоматия по истории Древней Греции, М., 1964.
         Лит.: Фролов Э. Д., Жизнь и деятельность Ксенофонта, «Уч. зап. ЛГУ», 1958, № 251, в. 28; Luccioni J., Le s idees politiques et sociales de Xenophon, P., 1946; Delebecque E., Essai sur la vie de Xenophon, P., 1957.
         И. В. Поздеева.
Современная Энциклопедия
КСЕНОФОНТ (около 430 - 355 или 354 до нашей эры), греческий писатель и историк. Автор "Греческой истории" (в 7 книгах) - изложение событий 411 - 362 до нашей эры с проспартанских и антидемократических позиций.
Мультимедийная энциклопедия
(ок. 427 - ок. 355 до н.э.), древнегреческий писатель, более всего прославившийся трудом Анабасис, повествованием о долгом возвращении на родину армии греческих наемников, которые оказались в бедственном положении посреди Персидской империи. Уроженец Афин, вынужденный большую часть жизни провести в изгнании, Ксенофонт стал одним из величайших писателей классической Греции благодаря как превосходной прозе, так и разнообразию интересов. Ему принадлежат труды исторического (Греческая история и Анабасис) и биографического (Агесилай) характера, он писал о политике (Государственное устройство Спарты, Гиерон), философии (Воспоминания о Сократе, Апология Сократа, Пир) и воспитании (Киропедия), о финансах государства (О доходах) и домоводстве (Домострой), об искусстве полководца (Об обязанностях начальника кавалерии), верховой езде и охоте (О верховой езде, Об охоте). То немногое, что нам известно о жизни Ксенофонта, приходится извлекать из книги Диогена Лаэртия О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, написанной в 3 в. н.э. Кое-какие указания можно найти в произведениях самого Ксенофонта. Философии Ксенофонт обучался у софистов, он получил также хорошую кавалерийскую подготовку - и то и другое является свидетельством того, что отец Ксенофонта, Грилл, обладал немалым состоянием (скорее всего как землевладелец). В 401 до н.э. Ксенофонт присоединился к большому войску греческих наемников, которое набрал Кир Младший с целью отнять престол у брата Артаксеркса. В первом же сражении Кир погиб, но греческая армия под руководством Ксенофонта сумела вернуться домой (399 до н.э.). Два или три года спустя Ксенофонт вступил в спартанскую армию, которая вела боевые действия против персов в Малой Азии. Произошло это не в последнюю очередь по причине симпатии, которую внушил ему прибывший сюда в 396 до н.э. командовать войсками спартанский царь Агесилай (ок. 444-360 до н.э.). Вероятно, при Агесилае и состоял Ксенофонт в бытность свою на спартанской службе, в том числе и в Греции. Таким образом, в своих проспартанских симпатиях Ксенофонт перешел все допустимые пределы. Наконец, после того как в 394 до н.э. Ксенофонт выступил на стороне Спарты против Афин в битве при Коронее, сограждане приговорили его к вечному изгнанию, а все его имущество конфисковали. После этого Ксенофонт перебрался в Спарту и получил земельный надел в Скиллунте неподалеку от Олимпии. Здесь он жил, уже не принимая активного участия в войне и государственных делах, полностью посвятив себя творчеству. Отпадение Элиды от Спарты после поражения, нанесенного Фивами Спарте при Левктрах в 371 до н.э., вынудило Ксенофонта покинуть и эти места, и он обосновался в Коринфе. Теперь Ксенофонт перестал уповать на Спарту, а испытывал жгучую ненависть к Фивам, сильнейшему в то время участнику бесконечных межгреческих конфликтов, ослаблявших в равной мере все государства. Поскольку Афины к тому времени вступили в антифиванскую коалицию со Спартой, Ксенофонту удалось достичь примирения со своей родиной. Закон об изгнании Ксенофонта был отменен, вероятно ок. 367 до н.э., по инициативе Эвбула, афинского политического деятеля, которого принято считать самым убежденным сторонником прочного мира между всеми греками. В 362 до н.э. оба сына Ксенофонта, Грилл и Диодор, которые росли и воспитывались в Спарте, сражались при Мантинее в рядах афинских всадников против Фив, старший из них, Грилл, был убит. Неизвестно, вернулся ли Ксенофонт в Афины, однако незадолго до смерти он выпустил трактат О доходах, который является не чем иным, как памфлетом в поддержку финансовой политики Эвбула. Исторические труды. Две из трех больших книг Ксенофонта посвящены истории. В одной из них - Анабасисе (известном также под названием Поход десяти тысяч), главном произведении Ксенофонта, излагается история греческой армии, находившейся на службе у Кира. Написанный обманчиво простым языком, Анабасис воспринимается читателями как один из наиболее увлекательных приключенческих романов во всей мировой литературе. Анабасис - подробное и точное повествование о жизни греческого войска в необычайно трудных обстоятельствах. Несравненно меньше достоинств у Греческой истории, охватывающей период с 411 по 362 до н.э. Философские труды. Ксенофонт на всю жизнь сохранил подлинный и глубокий интерес к философии, особенно его привлекали психология, этика, а также проблемы управления. Он многое почерпнул из своей дружбы с Сократом, что видно по его Воспоминаниям о Сократе и некоторым небольшим произведениям. Однако и Платон, и Аристотель пренебрегали Ксенофонтом. Философские труды Ксенофонта вошли в моду гораздо позднее и главным образом среди "народных" мыслителей-проповедников, вроде киников. Больше всего читателей приобрел в то время роман Киропедия (или Воспитание Кира). Критическая оценка. Необычайную популярность Ксенофонта объяснить непросто. Причину этого можно отчасти усматривать в огромном, никогда не угасавшем интересе к личности Сократа. Своими успехами Ксенофонт обязан также рассуждениям о том, как наставить жену в хозяйственных добродетелях, и о том, сколь несчастливы тираны. Возможно, главный секрет его успеха - это стиль, его проза стала непревзойденным образцом простоты и ясности. ЛИТЕРАТУРА Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993 Ксенофонт. Греческая история. СПб, 1993 Ксенофонт. Киропедия. М., 1993 Ксенофонт. Анабасис. М., 1994
Античные писатели
    Ксенофонт, Ksenophon, ок. 430-ок. 355 гг. до н. э., греческий историк. Сын состоятельного афинянина Грилла, ученик Сократа. В 401 г. вступил в армию Кира Младшего. Принимал участие в битве при Кунаксе, а после смерти Кира и предательского убийства персами греческих стратегов сыграл одну из главных ролей в возвращении «десяти тысяч» греческих воинов Кира от реки Запат к побережью Черного моря. Затем в рядах спартанцев участвовал в борьбе с персами в Малой Азии. С 395 г. находился при спартанском царе Агесилае и участвовал в битве под Коронеей (394 г.) против афинян, отрезая себе тем самым обратный путь на родину. Впоследствии он поселился в Скилле на Пелопоннесе на земле, выделенной ему Спартой, где проводил время на охоте и за писанием литературных произведений. Принужденный оставить Скиллу после битвы под Левктрами (371 г.), перебрался в Коринф. Афиняне, примирившиеся со Спартой, отменили приговор, обрекший его на изгнание. Но в Афины он не вернулся, хотя это и сделали его сыновья. Литературное наследие Кс. можно разделить на две группы: историко-мемуарные и сократические сочинения. Самым известным сочинением Кс. стал опубликованный под псевдонимом Анабазис (Поход Кира; гр. Anabasis). После битвы под Левкрами Кс. издал его уже под собственным именем. В этом необычайно красочном и живом произведении Кс. изложил свои воспоминания о походе Кира Младшего против его брата, персидского царя Артаксеркса, а также о пятнадцатимесячном возвращении греческого наемного войска из-под Кунакса в Вавилонии. В описании событий прослеживается тенденция к подчеркиванию и преувеличению роли самого Кс., который пишет о себе все время в третьем лице (в этом ему подражали многие, в том числе и Цезарь) Еще ранее Анабазиса было написано несколько мелких военных и исторических сочинений. К юношеским произведениям принадлежит Об охоте (Kynegetikos), восхвалявшее охоту, закаляющую молодых людей и готовящую их к военной службе. Трактат Гиерон — созданный под влиянием сократической школы диалог о сущности власти между сиракузским владыкой Гиероном и поэтом Симонидом. Монархический идеал Кс. нашел свое выражении в Киропедии (Воспитании Кира) в 7 книгах, наиболее объемном и наиболее зрелом произведении Кс., изображающем в лице Кира Старшего идеального владыку и вождя, который благодаря врожденным способностям и соответствующему воспитанию может осчастливить подданных. В этом произведении уже видны черты исторического романа, оно представляет собой первую ступень развития этого литературного направления. Восхищение Кс. спартанским царем Агесилаем и его благодарность последнему отражаются в хвалебном сочинении Агесилай. Политико-философским трактатом является Общественное устройство Спарты (Lakedaimonion politeia), восхваляющее созданный Ликургом государственный уклад и спартанские законы. В роли воина-кавалериста Кс. выступает в двух учебниках: Предводитель конницы (Hipparchikos) и Искусство верховой езды (Peri hippikes). Однако основным историческим произведением Кс. представляется Греческая история (Hellenika) в 7 книгах, продолжающая труд Фукидида. Она охватывает события с 411 г. до битвы спартанцев с фиванцами под Мантинеей в 362 г. В этом произведении Кс. руководствуется прежде всего личными симпатиями или антипатиями к историческим лицам, в чем мы усматриваем предзнаменование индивидуализма, свойственного эллинистической эпохе. Отчетливо прослеживается также дидактико-морализаторская направленность произведения. Несмотря на недостаток объективизма, Греческая история остается главным источником исторических сведений о 411-362 гг. до н. э. Хотя Кс. и уступает своему предшественнику Фукидиду как историк, Греческая история сохраняет историческую и литературную значимость. Особую группу сочинений кс. составляют произведения, посвященные Сократу. Это Воспоминания о Сократе (гр. Apomnemoneumata, лат. Memorabilia), Пир (Symposion), Апология Сократа (Apologia) и Книга о хозяйстве (Oikonomikos). Эти произведения, в определенной степени задуманные как полемика с Платоном, доказывают, что Сократ оказал на Кс. значительное влияние. Однако мы встречаем в них отличного от платоновского Сократа, который не занимается спекулятивной философией, но предлагает Кс. ряд житейских наставлений. Уже семидесятилетним старцем Кс. создал экономический трактат О доходах (Poroi), в котором указывал источники и методы получения доходов афинским государством. (Это сочинение не всеми признается аутентичным). Среди произведений Кс. сохранилось также неаутентичное сочинение Устройство Афин, автора которого называют псевдо-Кс. (см. <<Старый Олигарх>>). Кс не сразу нашел признание. Лишь в III в. до н. э. его произведения стали образцом для авторов, пишущих о воспитании владык. Знакомство с сочинениями Кс. мы наблюдаем у многих римских и христианских писателей вплоть до IV в. н. э. Популярный в Греции периода Империи как образец аттического диалекта, он сделался школьным автором.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
    Ксенофонт, сын Грилла, афинянин, из дела Эрхии. Был он на редкость скромен и на редкость хорош собой. Говорят, Сократ повстречал его в узком переулке, загородил ему посохом дорогу и спросил, где можно купить такую-то и такую-то снедь? Получив ответ, он продолжал: "А где можно человеку стать прекрасным и добрым?" И когда Ксенофонт не смог ответить, Сократ сказал: "Тогда ступай за мною и узнаешь". С этих пор он стал слушателем Сократа, первый начал записывать его слова и в своих "Воспоминаниях" донес их до читателей. Он же первый написал историю философов2-67.
    Аристипп в IV книге "О роскоши древних" сообщает о Ксенофонте, что он был влюблен в Клиния и говорил Клинии так: "Милее мне глядеть на Клиння, чем на все, что есть прекрасного в мире! Лучше бы мне не видеть ничего, чем не видеть одного только Клиния! Мучусь я ночью и во сне, оттого что не вижу его! Благодарен я великою благодарностью солнцу и дню, что вновь могу я увидеть Клиния!"2-68
    С Киром он подружился вот каким образом. Был У него ближайший друг по имени Проксен, беотиец, ученик Горгия Леонтцнского, друживший с Киром. Когда Проксен жил в Сардах у Кира. он прислал в Афины Ксенофонту письмо, приглашая его к Киру в друзья. Ксенофонт показал это письмо Сократу и спросил его совета. Сократ послал его в Дельфы спросить бога. Ксенофонт послушался, предстал перед богом, но спросил не о том, поехать ли ему к Киру, а о том, каким образом ему поехать к Киру. Сократ его за это побранил, но посоветовал все-таки ехать. Он явился к Киру и стал таким же его другом, как Проксен.
    Все, что случилось в походе в глубь страны и на обратном пути, достаточным образом излагает нам сам Ксенофонт2-69. Впрочем, в этом походе он поссорился с Меноном Фарсальским, предводителем наемников, и оттого порочил его, уверяя даже, будто Менон имел любовников старше себя, и срамил некоего Аполлонида за то, что у него были проколоты уши. А после похода, после всех бедствий у Понта, после предательства Севфа, царя одрисов, Ксенофонт явился в Азию к спартанскому царю Агесилаю и передал ему воинов Кира в наемную службу. Дружба его с Агесилаем была безмерной. Афиняне в это время приговорили его к изгнанию за спартанскую измену; и он, находясь в Эфесе, половину бывших при нем денег послал приношениями в Дельфы, другую же половину отдал Мегабизу, жрецу Артемиды, чтобы тот сохранил их до его возвращения, а если не дождется, то чтобы воздвигнул на эти деньги богине статую.
    С Агесилаем, отозванным для фиванской войны2-70, он вернулся в Элладу. Лакедемоняне объявили его своим почетным гостем. Оставив Агесилая, он удалился в Скиллунт, местечко неподалеку от города Элиды. С ним была жена его, по имени Фнлесия (так пишет Деметрий Магнесийский), и два сына, Грилл и Диодор, прозванные Диоскурамн (так пишет Динарх в речи "Об измене Ксенофонта"). А когда на празднество приехал Мегабиз, Ксенофонт получил от него деньги и на них купил и посвятил богине участок земли, где течет речка под таким же названием Селинунт, как и в Эфесе. С этих пор он проводил время, занимаясь охотою, принимая друзей и сочиняя историю. Впрочем, Динарх утверждает, что и дом и поле подарили ему лакедемоняне; говорят также, что спартиат Филопид прислал ему туда в подарок пленных рабов из Дардана, и он располагал ими по своему усмотрению.
    Когда элидяне шли войной на Скиллунт и из-за промедления спартанцев захватили этот городок, то сыновья его скрылись с несколькими рабами в Лепрей, а сам Ксенофонт – сперва в Элиду, потом в Лепрей к детям и затем вместе с ними в Коринф, где и нашел спасение и приют. А так как в это время афиняне постановили оказать помощь спартанцам, то он отправил своих сыновей в Афины сражаться за спартанцев недаром они и воспитаны были в Спарте (по утверждению Диокла в "Жизнеописаниях философов"). Из них двоих Диодор ничем не отличился в сражении, остался цел и имел сына, которого назвал именем брата. А Грилл, сражавшийся в коннице, храбро бился и погиб (как пишет Эфор в XXV книге); дело было при Мантинее, конницей начальствовал Кефисодор, стратегом был Гегесилай, и в этом самом сражении пал Эпаминонд. Говорят, что Ксенофонт в венке приносил жертвы по случаю победы, когда ему сообщили весть о гибели сына; он снял венок, но, узнав, что сын погиб с честью, надел его вновь. Некоторые добавляют, будто он даже не плакал, а только сказал: "Я знал, что мой сын смертен"2-71. Аристотель сообщает, что похвальные слова и надгробные надписи Гриллу сочинялись без счету – отчасти и для того, чтобы порадовать отца; а Гермипп в жизнеописании Феофраста утверждает, что похвальное слово Гриллу написал даже Исократ.
    Тимон насмехался над Ксенофонтом в таких словах:
        Две, или три, или несколько книг, бессильных и вялых,
        Их бы могли написать Ксенофонт иль Эсхин-убедитель...2-72
    Такова была его жизнь. Расцвет его приходится на четвертый год 94-й олимпиады: он отправился в поход с Киром при архонте Ксененете, за год до гибели Сократа. А смерть его (как пишет Ктесиклид Афинский в "Перечне архонтов и олимпийских победителей") приходится на первый год 105-й олимпиады, при архонте Каллимеде, когда македонским царем стал Филипп, сын Аминта. Умер он в Коринфе (по словам Деметрия Магнесийского), несомненно, уже глубоким старцем. Был он во всем достойнейший человек, наездник, охотник и знаток военного искусства, как это видно из его сочинений; был благочестив, щедр на жертвоприношения, умел гадать по жертвам и оставался ревностным чтителем Сократа.
    Написал он около 40 книг (его сочинения делятся на книги по-разному): "Анабасис" (с предисловием к каждой книге, но без общего предисловия), "Воспитание Кира", "Эллинскую историю", "Воспоминания", "Пир", "Домострой", "О конной езде", "Об охоте", "О конном начальстве", "Апологию Сократа", "О доходах", "Гиеро-на" (или "О тирании"),"Агесилая" и "Афинское" и "Спартанское государственное устройство" (которое Деметрий Магнесийский считал неподлинным). Он же, говорят, издал в свет неизвестные книги Фукидида, хотя и мог бы присвоить их себе2-73. За приятный слог он был прозван Аттической Музой; оттого и была зависть между ним и Платоном, как будет сказано далее в разделе о Платоне2-74.
    У нас есть эпиграммы и о нем; одна такая:
        Он, Ксенофонт, восхожденье свое совершал не для Кира,
        Он не на персов ходил – к Зевсу искал он пути:
        Ибо ученость свою явил он в "Деяньях Эллады",
        Ибо Сократову он в памяти мудрость хранил.
    И другая, на смерть его:
        Мужи Краная и мужи Кекрона тебя осудили,
        О Ксенофонт, к изгнанью за приязнь Кира.
        Гостеприимный Коринф тебя принял, усладами полный,
        И, благодарный, ты остался здесь вечно2-75.
    Впрочем, в другом месте я прочитал, что расцвет его и других сократиков приходился на 89-ю олимпиаду; а Истр утверждает, что изгнан он был по постановлению Евбула и возвращен по постановлению его же.
    Всего было семь Ксенофонтов: первый – тот, о котором шла речь: второй – афинянин, брат Пифострата, сочинителя "Тесеиды", написавший "Жизнеописание Эпаминонда и Пелопида", а также философские сочинения; третий – врач с острова Коса; четвертый – составитель "Истории Ганнибала"; пятый – занимавшийся сказочными чудесами; шестой – ваятель с Пароса; седьмой – поэт древней комедии.
Философский энциклопедический словарь
КСЕНОФОНТ (Xenophon) (род. ок. 450 – ум. 354 до Р. X.) – древнегреч. писатель, историк, афинский полководец и политический деятель. Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении. В «Киропедии» – своего рода тенденциозном историческом романе, описывающем жизнедеятельность персид. царя Кира Старшего, – он изображает идеал властителя, связывая философские учения с реальным пониманием политических отношений на Востоке. После него остались также «Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа», «Пир» (см.: Ксенофонт Афинский, Сократические соч., М., 1935), в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произв. Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КСЕНОФОНТ


будет выглядеть так: Что такое КСЕНОФОНТ

Доставка цветов в Дмитриев среди-цветов.ру.