|
|
|
|
|
КОНТРАПУНКТ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, буквально — точка против точки)
в музыке: 1) вид многоголосия, в котором все голоса являются равноправными; в 20 в. чаще называлась полифонией (См. Полифония). Особую форму составляет подвижной контрапункт — повторное проведение голосов полифонического построения с изменением интервала между ними (вертикально-подвижной К.) или времени их вступления относительно друг друга (горизонтально-подвижной К.), а также сочетание этих приёмов (вдвойне-подвижной К.); обратимый контрапункт допускает возможность сочетания голосов при перемене направления интервалов в сочетающихся мелодиях. 2) В полифоническом сочинении — мелодия, звучащая одновременно с темой. 3) В узком смысле — многоголосие, в котором каждому звуку в одном голосе отвечает вступающий одновременно с ним такой же по протяжённости звук в другом. 4) Один из главных разделов теории музыки; в СССР называется полифонией.
|
Мультимедийная энциклопедия |
искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В
истории музыки термин "контрапункт" прилагается в специальном смысле к
стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В
более широком и общепринятом значении термин контрапункт употребляется в
характеристике музыки всех последующих эпох. Термин "полифония" во многом
синонимичен термину "контрапункт", им тоже часто характеризуются
музыкальные сочинения, написанные с применением контрапункта.
Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на 16 в. Вершиной его
считаются хоровые сочинения Палестрины (ок. 1525-1594), хотя и у
Палестрины и даже ранее можно усмотреть (принимая во внимания т.н.
проходящие ноты) элементы гармонического письма. При сочинении в
контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания
отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они
контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом
свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен
мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, - в отличие от
"солирующего" голоса в гомофонном стиле.
Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для
хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта
достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях
И.С.Баха (1685-1750). Контрапункт Баха опирается на более развитую
гармоническую систему и отличается большей свободой мелодических линий. У
Баха гармонический остов контрапункта особенно заметен в партии
"фигурированного баса" (basso continuo), исполнявшейся на органе или на
клавире.
Контрапункт в 20 в. П.Хиндемит (1895-1963) пришел к выводу, что
контрапункт в предшествующие три с половиной столетия оказался слишком
тесно связанным с гармонической основой, что препятствовало развитию,
индивидуализации отдельных голосов. "Линеарный контрапункт" Хиндемита в
определенном смысле есть возврат к допалестриновскому стилю, хотя в плане
употребления диссонансов этот стиль вполне современен. По мысли Хиндемита,
диссонантное, конфликтное соотношение партий заставляет слушателя
воспринимать их как самостоятельные линии - в отличие от контрапункта,
опирающегося на традиционную гармонию. Этой теории противоречит тот факт,
что, отказываясь от традиционной гармонии, композитор строит свой стиль не
на произвольно выбранных интервальных соотношениях, а на собственной
системе диссонантной гармонии. Следовательно, слушательское восприятие все
равно оказывается привязанным к гармонической основе.
Виды контрапункта. Учение о контрапункте является важной ветвью
теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды
контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660-1741), трудности сочинения
и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах.
Первый - "нота против ноты" (лат. punctum contra punctum, от чего и
произошло слово "контрапункт"): здесь ритм "добавленного голоса"
(противосложение) идентичен ритму основного голоса (cantus firmus). Второй
этап состоит в сочинении двух нот противосложения на одну ноту кантуса;
третий этап - в сочинении четырех нот на одну ноту кантуса. На четвертом
этапе вводятся синкопы (обычно это задержания); на пятом этапе сочинение
становится более свободным.
В т. н. строгом контрапункте попытка сочинять по нормам 16 в. часто
сочетается с употреблением старых церковных ладов. Свободное
контрапунктическое письмо основывается скорее на закономерностях мажоро-
минора, нежели на ладах, и в отличие от строгого контрапункта здесь
присутствуют модуляции, развитая гармоническая основа и более
диссонирующие проходящие ноты.
ЛИТЕРАТУРА
Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931
Протопопов В.В. История полифонии, вып. 1-5. М., 1962-1987 |
Современная Энциклопедия |
КОНТРАПУНКТ (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально - точка против точки), 1) в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание 2 и более мелодических линий в разных голосах - простой контрапункт. Повторение этого сочетания, при котором соотношение мелодий изменяется, - сложный контрапункт. 2) То же, что полифония. |
Орфографический словарь Лопатина |
контрап`ункт, контрап`ункт, -а |
Словарь Ожегова |
КОНТРАП’УНКТ, -а, муж. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении.
прил. контрапунктический, -ая, -ое и контрапунктный, -ая, -ое. |
Словарь Ушакова |
КОНТРАП’УНКТ, контрапункта, мн. нет, ·муж. (·нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта - творчество Баха и Генделя.
Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать контрапункт. |
Толковый словарь Ефремовой |
[контрапункт]
м.
1) Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких одновременно звучащих самостоятельных голосов, мотивов, мелодий; само такое сочетание.
2) Один из разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.
3) Мелодия, сопровождающая основную тему. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: КОНТРАПУНКТ
будет выглядеть так: Что такое КОНТРАПУНКТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|