Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОНТ ОГЮСТ

Мультимедийная энциклопедия
(Comte, Auguste) (1798-1857), французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти. Получил образование в лицее в Монпелье. В 1814 поступил в Политехническую школу в Париже - питомник энтузиастов научного исследования. Вся жизнь Конта была связана с этим учебным заведением. Когда школа была временно закрыта в 1816 в связи с подозрением в распространении республиканских идей, он направил свои усилия на занятия математикой и другими науками, изучал труды политэкономов и историков своего времени. В 1817 Конт стал секретарем эксцентричного социального реформатора А.Сен-Симона, оказавшего на него значительное влияние; впрочем, сила этого влияния до сих пор оспаривается учениками того и другого. Конт порвал с Сен-Симоном в 1824 и впоследствии не уставал поносить его при каждом удобном случае. Главные идеи своего будущего шеститомного шедевра Курс позитивной философии (Cours de philosophie positive, 1830-1842) Конт собирался изложить в серии лекций перед избранной аудиторией в Париже в 1826, однако после первых двух лекций его нервные силы истощились, и курс пришлось прервать. По-видимому, Конт никогда полностью не оправился от болезни и в последующие годы вел странную жизнь, обуреваемый навязчивыми идеями. Второй главный труд его жизни, четырехтомная Система позитивной политики (Systme de politique positive, ou Trait de sociologie instituant la religion de l'humanit, 1851-1854), - одна из самых путаных работ в истории философии. Хотя многие из его бывших учеников, такие, как Дж.С.Милль, утверждали, что поздний мистицизм Конта резко отличается от рационализма, который присущ его Курсу, другие не менее видные ученые усматривали уже в Курсе все симптомы, очевидные в Позитивной политике. В 1829 Конт вновь попытался прочитать задуманный курс лекций, на этот раз удачно. Последующие годы были посвящены созданию Курса позитивной философии, а затем Системы позитивной политики. В 1832-1845 Конт зарабатывал на жизнь, работая учителем и экзаменатором по математике в Политехнической школе. Лишенный этой должности, он жил всю оставшуюся жизнь на средства своих английских учеников (с которыми его свел Д.С.Милль). После смерти его жены единственным романтическим увлечением в жизни Конта стала в 1844 Клотильда де Во, которая после ее смерти от туберкулеза в 1846 была обожествлена согласно контовской "религии человечества". Конт умер в Париже 5 сентября 1857. Философия. Наиболее известная теория Конта по крайней мере частично заимствована у Сен-Симона и Тюрго (1750), это - знаменитый "закон трех стадий", применимый, согласно Конту, к истории цивилизации, индивидов и каждой из наук. Для первой, или теологической, стадии характерен фетишизм: все происходящее объясняется действием сверхъестественных сил, богов и духов. Вторая, или метафизическая, стадия является переходной, на место сверхъестественных агентов заступают в качестве причин абстрактные агенты, такие, как "идеи", "силы" и "последние сущности". На третьей, или позитивной, стадии - в которую, как полагал Конт, европейская цивилизация только начинает входить - разум убеждается в тщетности всякого исследования причин и сущностей. Человек принимается за наблюдение феноменов и формулировку дескриптивных законов (или координацию феноменов); его интересует не то, почему случаются вещи, но только то, как они происходят. Отличительным признаком позитивного знания является его способность делать успешные предсказания и в определенных границах создавать возможность управления ходом событий. Теологической стадии присуща вера в абсолютную власть и божественное право королей, она связана с общественным устройством милитаристского типа, в котором главенствует класс воинов. На метафизической стадии власть королей и священников заменяется правлением закона. Наконец, на позитивной стадии происходит развитие индустриального общества. По Конту, естествознание уже вступило в позитивную стадию, тогда как социальные науки далеко от него отстали. Необходима "социальная физика", в которой человек получил бы то же значение, какое атом имеет в физике или планета - в астрономии, а именно занял бы свое место в процессе детерминации, строго определенном и однозначном. Конт предложил назвать эту науку об обществе социологией. Социология также может выступить как наука, в которой будет осуществлен синтез всех других областей знания, имеющий практическую цель - реорганизацию общества на базе полученного о нем знания. Конту также принадлежит разделение социологии на социальную статику и социальную динамику, основным понятием которой является "прогресс". Большое место в многочисленных сочинениях Конта занимает классификация наук согласно закону трех стадий ("иерархия наук"). Науки располагались по убывающей общности и возрастающей сложности в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, физиология (или биология), социальная физика (или социология); позднее к этому списку была добавлена этика, под которой Конт имел в виду скорее социальную психологию в современном ее понимании. Политические взгляды. Из-за связей в ранний период с Сен-Симоном и благодаря расхожему причислению к социалистам сен-симонистского толка Конта часто ошибочно считают либо либералом, либо социалистом. На самом деле он был крайним реакционером. За два месяца до смерти он писал: "С юности я всегда отдавал предпочтение правительству, а не оппозиции". Конт всецело отвергал идеалы Французской революции и считал "верховенство народа мистификацией во имя репрессий, а равенство - недостойной ложью". Даже Наполеона III он воспринимал как опасного деятеля левой ориентации. Рисуя будущее общество, Конт полагал, что свобода мысли столь же бесполезна для граждан его "позитивистской диктатуры", сколь она бесполезна для астронома или физика, занимающегося регистрацией научных данных. Власть должна принадлежать ученым и философам-позитивистам, а фундаментальной реальностью и ценностью общественной жизни должно быть человечество, а не индивид с его эгоистическими интересами. Высшей формой морали являются любовь к человечеству и служение ему, на место Бога позитивизм ставит "Высшее Существо" ("Le Grand Etre"). Конт предлагал заменить традиционную религию - религией человечества, со своими святыми, храмами, обрядами и т.п. Гражданин контовской утопии должен видеть "достоинство в подчинении, счастье в послушании и свободу в самопожертвовании". Бывшему ученику Конта Дж.С.Миллю не оставалось ничего другого, как заключить, что его учение было "самой полной системой духовного и светского деспотизма, которая когда-либо была порождена человеческим мозгом, за исключением разве что учения Игнация Лойолы". Среди других работ Конта - Рассуждение о духе позитивизма (Discours sur l'esprit positif, 1844); Рассуждение о позитивизме в целом (Discours sur l'ensemble du positivisme, 1848); Позитивистский катехизис (Cathchisme positiviste, 1852); Субъективный синтез (Synthse subjective, ou systme universel des conceptions propres l'tat normal de l'humanit, 1856). ЛИТЕРАТУРА Конт О. Курс позитивной философии, тт. 1-2. СПб, 1899-1900 Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 1910
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Огюст Конт и позитивизм во Франции
Закон трех стадий
    Огюст Конт (1798—1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был учеником и секретарем (а затем решительным оппонентом) Сен-Симона, а также выпускником знаменитой Политехнической школы (бывшей кузницы кадров повстанческих войск, позже преобразованной в Школу инженеров и техников). Увлечение математикой не помешало ему прочесть труды английских эмпириков Дидро, Д'Аламбера, Тюрго и Кондорсе. Конта нередко называют родоначальником французского позитивизма и отцом социологии.
    «Уже в четырнадцать лет я почувствовал потребность переделать себя, приветствовал революционный кризис, главная фаза которого предшествовала моему рождению. Знакомство с математикой, начатое в семье, было счастливо продолжено в Политехнической школе. Так инстинктивно я нащупал единственно разумный путь, который реально мог привести к великому обновлению», — писал о себе Конт. К 1822 г. оформился философский проект относительно «человеческой эволюции, индивидуальной и коллективной» — закон трех стадий.
    Похоже, прав Лежек Колаковский, писавший, что доктрину Конта можно понять только как часть его проектов универсальной реформы. Речь идет о законе трех стадий. Согласно этому закону, человечество (как и душа отдельного человека) проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии. «Изучая развитие человеческого разума... от первого его проявления до наших дней, — писал Конт в "Курсе позитивной философии" (1830—1842), — думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную... Отсюда три типа философии, или концептуальных систем, обобщающих феномены, взаимно исключающих друг друга. Первая — начальный пункт, необходимый для человеческого понимания (intelligentia), третья — фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта».
    На теологической стадии феномены рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов, более или менее многочисленных. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил (тела соединяются благодаря «симпатии», растения растут благодаря «вегетативной душе», а опиум, — как иронизировал Мольер, — усыпляет благодаря «снотворной добродетели»). «Только на позитивной стадии человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каковы источник и судьба Вселенной, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает, комбинируя рассуждение с наблюдением, их действующие законы, то есть неизменные связи последовательности и сходства».
    Таков закон трех стадий — ключевое понятие философии Конта. Этот закон подтверждает и развитие человека (каждый из нас — теолог в детстве, метафизик в юности и физик в зрелости). Не зная ни Вико, ни Гегеля, Конт, вооружившись законом трех стадий, создает грандиозную философию истории, представляющую, как в стенограмме, всю эволюцию человечества.
Учение о науке
    Итак, мы — на «позитивной» стадии. Теологические и метафизические методы никого больше не увлекают, разве что, с горечью замечает Конт в «Курсе позитивной философии», в сфере социальных явлений, но их недостаточность всеми уже прочувствована. Для построения позитивной философии необходимо заполнить эту единственную лакуну. Следует провести строжайшее научное исследование общества, ибо «научная социология должна стать единственным прочным фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов, переживаемых долгое время нациями».
    Для решения этой неотложной задачи необходимо создание «социальной физики», т. е. научной социологии. Так в чем же суть науки, по Коту? Цель науки — в исследовании законов, ибо только знание законов даст возможность предвидеть события, направить нашу активность по изменению жизни в нужном направлении. Закон необходим для предвидения, а прогноз необходим для воздействия человека на природу. Вывод Конта: «Наука там, где есть предвидение; предвидение там, где есть действие; эта простейшая формула точнейшим образом выражает общую связь между наукой и искусством и полноту смыслов этих двух терминов».
    Вместе с Бэконом и Декартом Конт полагает, что именно наука даст человеку господство над природой. Однако он далек от мысли, что наука по своей сути обращена к практическим проблемам. Конт убежден в теоретической природе научных познаний и тщательно отделяет их от технико-практических знаний. В этой связи Конт напоминает слова Кондорсе: «Моряк с его точным знанием о долготе, предохраняющим от кораблекрушения, обязан жизнью теории, известной еще две тысячи лет назад гениям, у которых, кроме геометрических спекуляций, ничего другого не было». Конт — не старого склада эмпирик, исключающий теорию в пользу фактических данных. «Мы признаем, что истинная наука... состоит по существу из законов, а не из фактов, ибо первые устанавливают и санкционируют вторые». Эрудит знает факты, не зная законов, но истинная наука состоит из законов, контролируемых фактами. Подобный контроль исключает из науки поиск сущностей и последних метафизических причин.
    Эти идеи проясняют концепцию науки Конта. Однако в отдельных местах «Курса позитивной философии», и особенно в «Системе позитивной политики» (1851—1854), Конт ужесточает свое воззрение на науку. Он осуждает исследования в духе узкой специализации, чрезмерное использование расчетов и любой научный поиск, полезность которого неочевидна. Поэтому в науке «следует доверяться не ученым, а истинным философам», достойно защищающим «служение человечеству». Последующее развитие науки опровергло идеи Конта Кроме того, то, что сегодня кажется бесполезным, завтра может стать необходимым. Как бы то ни было, стабильное знание функционально в контексте его системы и производно от установленного социального порядка.
Социология как социальная физика
    Чтобы перейти от кризисного общества к «социальному порядку», необходимо знание. Знание составляют законы, основанные на фактах. Если мы хотим выйти из кризиса, надо найти эти законы. «Рациональным предвидением будущего развития человеческого сообщества можно назвать основной дух позитивной политики», — полагает Конт.
    Как физика устанавливает законы природных феноменов, так социология посредством наблюдения и рассуждения устанавливает законы общественных феноменов. Конт делит социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия, одинаковые для обществ любой эпохи (как, например, общительность человека вообще, семья как ячейка, разделение труда, кооперация и т.п.). Основной закон социальной статики — связь разных аспектов жизни (например, политическое устройство неотделимо от экономических и культурных факторов). Именно социальная динамика изучает законы развития общества, главные из которых — закон трех стадий и закон прогресса.
    Теологической стадии соответствует преобладание военной силы (как в случае феодализма). Революции и протестантская реформа соотносятся с метафизической стадией. Индустриальное общество характерно для позитивной стадии, где, по Конту, есть «бесконечная свобода сознания». Он рассуждает о средневековье, Реформации, революции, воспитании, природе женщины и о множестве других проблем. Однако вся его социология, если обобщить, заключается в следующих четырех моментах: 1. Социальная статика исследует условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса; 2. Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно необходимыми этапами, история человечества есть развертывание человеческой природы; 3. Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое беременно настоящим, и «человечество состоит более из мертвых, чем из живых»; 4. Социальная физика — необходимая предпосылка рациональной политики. Беда, когда политика находится в руках адвокатов и литераторов, ничего не знающих о функционировании общества. Изменить социальные явления, как и природные, можно только при условии, что мы знаем законы.
    Как же можно узнать эти законы? К ним можно прийти, полагает Конт, тремя путями: наблюдением, экспериментом и сравнительным методом. Изучение социальных фактов начинается с прямого и вписанного в теорию трех стадий наблюдения. Эксперимент в социологии не так прост, как в физике или химии. Все же патологические случаи, меняющие нормальный ход событий, в каком-то смысле заменяют эксперимент. Исторический метод образует единственно прочный фундамент, на котором реально основывается политическая логика
Классификация наук
    Социология, рождение которой давно назрело, составляет вершину науки. Положив математику в основу, Конт расположил науки по порядку усложнения: астрономия, физика, химия, биология, социология. В эту схему не попали теология, метафизика и мораль, ибо первые две не позитивны, а третья находит разрешение в социологии. Психологию Конт частично включил в биологию, частично — в социологию. Хотя математика не фигурирует в списке, весь первый том «Курса позитивной философии» посвящен ей, ибо «от Картезия и Ньютона по сию пору математика была настоящим фундаментом естественной философии».
    Кроме научного порядка есть еще порядок логический, исторический и педагогический. Логический порядок продиктован критерием простоты объекта. Ясно, что объект социологии сложнее объекта точной науки. Исторический порядок выявляется при переходе наук к позитивной стадии. Астрономия вышла из метафизики усилиями Коперника, Кеплера и Галилея. Физика проделала тот же путь благодаря Гюйгенсу, Паскалю и Ньютону. Химию сделал позитивной Лавуазье, а биологию — Биша и Бленвиль. Заботы по выводу социологии из метафизики взял на себя Конт. Педагогический порядок предписывает преподавать науки в том порядке, как они сформировались в историческом генезисе.
    В иерархии Конта более сложные науки основаны на менее сложных. Все же это не означает редуцируемости высших к низшим. Каждая имеет свои автономные законы. Социология не сводима ни к биологии, ни к психологии. Люди живут в обществе, ибо оно составляет часть их социальной природы. Люди социальны изначально, и нет никакой нужды в «общественном договоре», о котором писал Руссо.
    В классификации Конта не упомянута философия. Философия — не совокупность наук, ее задача — «точное определение духа каждой из них, открытие их связей и отношений, суммирование принципов в соответствии с позитивным методом». Стало быть, философия сведена к методологии наук. Она — «истинно рациональное средство, делающее очевидными логические законы человеческого духа».
Религия человечества
    В последней работе Конта — «Системе позитивной политики» (1851—1854) — стремление переделать общество на основе социальных законов приобретает религиозные формы, а любовь к Богу заменяется любовью к Человечеству. Человечество состоит из всех живущих, умерших и еще не родившихся. Индивиды подобны клеткам организма, они суть продукты Человечества, которому следует поклоняться, как языческому богу.
    Увлеченный католическим универсализмом, Конт делает религию Человечества точной копией церковной системы. Тут же готовы и догмы новой веры: позитивная философия и научные законы. Не обошлось и без введения новых культов — светские обряды крещения и миропомазания. Ангелом-хранителем назначена женщина (идеализация начата с возлюбленной Конта Клотильды де Во). Месяцы названы именами «позитивных» богов (например, Прометея), дни недели освящены именем каждой из семи наук. Научные институты становятся храмами, папа укрепляет свою власть, способствуя индустриальному росту. Молодежь подчинена старшим, разводы запрещены. Наконец, Человечество названо «Великим Бытием», пространство — «Великой Сферой», а земля — «Великим фетишем». Мы получили троицу позитивной религии.
«Обоснования» Конта
    Незамедлительная критика идей Конта не смогла, однако, воспрепятствовать распространению позитивизма. Заметим, что его последователи (например, Литтре) почти сразу элиминировали все, что касалось позитивной религии. Имели успех: идея важности науки для прогресса человечества, критика непроверяемых идей, идея социологии как автономной науки, акцентирование традиции, признание историчности фактов, идея единства научного метода, мотивы позитивного и продолжительного влияния истории научной мысли.
    Нельзя не заметить, что закон трех стадий есть не что иное, как метафизика истории, со всей очевидностью противоречащая позитивному методу. Классификация наук полна двусмысленностей: простота и сложность объекта всегда определяются выбранными критериями и не могут рассматриваться как абсолютные атрибуты объектов. Картина эволюции научной мысли в изображении Конта не убеждает. Биология, например, родилась не в XIX веке, она была известна грекам. Догматические предписания, что должно и чего не должно делать ученым, сегодня выглядят анахронизмом.
    Трудно не посмеяться над обезьяньим подражанием католицизму со стороны теоретика религии человечества. Тем не менее Реймон Арон назвал «Великое Бытие» Огюста Конта «наилучшим из всего, сделанного людьми»: «..стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения... То, что Огюст Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское — завтра, не американское — послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься», — писал Р. Арон.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОНТ ОГЮСТ


будет выглядеть так: Что такое КОНТ ОГЮСТ