Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КЛЮЧЕВСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ключевский
        Василий Осипович [16(28).1.1841, с. Вознесенское Пензенской губернии, — 12(25).5.1911, Москва], русский историк. Родился в семье сельского священника. В 1865 окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.). В 1872 защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник», в 1882 — докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». С 1879 доцент, с 1882 профессор русской истории Московского университета, с 1889 член-корреспондент Петербургской АН, с 1900 академик истории и древностей русских, с 1908 почётный академик по разряду изящной словесности. С 1880-х гг. был членом Московского археологического общества, общества любителей российской словесности, Московского общества истории и древностей российских (председатель в 1893—1905).
         Политические взгляды К. развивались в буржуазно-либеральном направлении, постепенно приближаясь к позициям правого крыла партии кадетов. Решительно отвергая революцию, видел свой политический идеал в буржуазном государстве с представительным правлением и сотрудничеством всех классов. К. едко критиковал в лекциях и печатных работах царское самодержавие, его представителей и окружение, но никогда не выступал против основ буржуазно-помещичьего строя, а с конца 19 в. начал поддерживать монархию.
         В 1860-х гг. на формирование исторических взглядов К. определённое влияние оказали революционно-демократические идеи, условия пореформенной действительности. Он начал интересоваться историей народа, его хозяйством и бытом, под влиянием С. М. Соловьева (См. Соловьёв) придавал решающее значение географическому фактору и колонизации в истории России. В отличие от Соловьева и представителей т. н. государственной школы (См. Государственная школа), К., особенно в период своего творческого расцвета в 1880-х гг., концентрировал внимание на анализе социальных и экономических факторов истории общества, что было новым явлением в русской буржуазной историографии. Уже в «Сказаниях иностранцев о Московском государстве» (1866) К. отвёл много места описанию занятий населения. В работе «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867—68) и в монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871) К., в противовес государственной школе, рассматривал колонизацию русским населением новых земель как процесс, обусловленный не деятельностью государства, а природными условиями страны и ростом народонаселения. В монографии «Боярская дума Древней Руси» (1882) К. пытался проследить общественно-политическое развитие страны 10—18 вв., в ней он заложил основы своей концепции русского исторического процесса в целом. К. стремился проанализировать процесс развития общественных классов [по его терминологии — промышленный класс (военно-торговая аристократия), служилый класс (княжеская дружина)], их взаимоотношения и роль в экономической и политической жизни страны. Развитие классов К. связывал с материальной основой общества, подчеркивал различие прав и обязанностей отдельных классов. Однако К. не признавал классовых противоречий и классовой борьбы основой исторического процесса и считал государство примиряющим общенациональным началом.
         Откликаясь на злободневные проблемы своего времени, К. в ряде исследовательских работ («Происхождение крепостного права в России», 1885, «Подушная подать и отмена холопства в России», 1885, и др.), рецензий и публицистических статей разрабатывал общие вопросы истории крестьянства в России — причины возникновения и отмены крепостного права, этапы его развития, явления, свойственные крепостному хозяйству, и т.п. К. считал, что крепостная зависимость в России была порождена экономической задолженностью крестьян землевладельцам и развивалась на основе частноправовых отношений, а государство лишь законодательно их оформляло. К. не видел классовой сущности процесса закрепощения и недооценивал роль феодального государства в развитии системы феодальных социально-экономических отношений. Тем не менее, его мысль о развитии законодательных норм под воздействием социально-экономических явлений была новой, имевшей положительное значение.
         К концу 19 в. в русской буржуазной науке стали заметны явления кризиса, который отразился и на деятельности К. В работе «Состав представительства на земских соборах Древней Руси» (1890—92) обнаружилось сближение К. с государственной школой. В работах «Императрица Екатерина II. 1796—1896» (1896) и «Петр Великий среди своих сотрудников» (1901) К. идеализирует этих исторических деятелей.
         В Московском университете К. читал с начала 80-х гг. общий курс истории России с древнейших времён до 19 в. Курс К. — единственная в русской буржуазной историографии попытка путем постановки основных (по мысли К.) теоретических проблем экономической, общественной и культурной жизни проследить процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития народа и общества. В основе методологии и исторической концепции К. лежали позитивистские взгляды (см. Позитивизм). К. попытался доказать, что развитие общества зависит от сочетания целого ряда внешних и внутренних факторов — географических, этнографических, политических, экономических и социальных. Он стремился рассматривать историческое развитие общества в социально-экономическом плане, но его эклектическое признание множественности равнозначных сил («личность», «общество», «природа»), в различном сочетании определявших в каждом отдельном случае своеобразие этапов истории, следование идеям эволюционизма приводили к идеалистическим выводам, смыкавшимся, в конце концов, с положениями государственной школы. К. отрицал последовательную смену социально-экономических формаций (в частности, наличие в России феодализма); основным критерием при установлении периодизации для него были этапы колонизации русским народом Восточно-Европейской равнины; в каждом из них он усматривал два наиболее характерных момента — политический и экономический, причём в первом случае он отводил решающее значение внешней опасности, а во втором — лишь смене господствующих форм хозяйственной деятельности. Имя К. пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. Он был блестящим и остроумным лектором. В своих трудах К. проявил себя великолепным стилистом.
         Соч.: Соч., т. 1-8, М., 1956—59; Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории, М., 1968.
         Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2—3, М., 1960—63; В. О. Ключевский. Характеристики и воспоминания, М., 1912; Астахов В. И., В. О. Ключевский — выдающийся представитель буржуазной историографии пореформенного периода, в кн.; Курс лекций по русской историографии, ч. 2, Хар., 1962; Зимин А. А., Формирование исторических взглядов В. О. Ключевского в 60-е гг. XIX в., в сборнике: Исторические записки, т. 69, М., 1961; Киреева Р. А., В. О. Ключевский как историк русской исторической науки, М., 1966; Чумаченко Э. Г., В. О. Ключевский — источниковед, М., 1970; История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография, М., 1965, с. 295—98.
         В. А. Александров.
        В. О. Ключевский.
II
Ключевский
        посёлок городского типа в Могочинском районе Читинской области РСФСР. Расположен в 45 км к юго-западу от железнодорожной станции Могоча. Добыча золота, обогатительная фабрика.
Ономастикон
Отец историка В О. Ключевского при поступлении в духовное училище был записан под фамилией Ключевский - по названию его родного села Ключи, на Тамбовщине. (Ф)
Русская цивилизация
Василий Осипович (1841-12.05.1911), выдающийся русский историк, ученик С.М. Соловьева. Из семьи сельского священника Пензенской губ.
В 1850 Ключевский потерял отца. Оставшаяся без средств семья переселилась в Пензу, где Ключевский учился в приходском и уездном духовных училищах, а с 1856 до 1860 — в пензенской духовной семинарии. Несмотря на противодействие духовного начальства, Ключевский, не окончив семинарии, уехал в 1861 в Москву и поступил на историко-филологический факультет. Здесь он обучался у известных профессоров: по всеобщей истории — С. В. Ешевского; русской истории — С. М. Соловьева; истории древнерусской словесности — Ф. И. Буслаева. Под руководством Буслаева изучал рукописи Синодальной библиотеки. Защитил дипломную работу на тему «Сказания иностранцев о Московском государстве». После высокой оценки комиссией работа была опубликована в «Известиях Московского университета».
По окончании в 1865 университета Ключевский был оставлен для «подготовки к профессорскому званию». В течение шести лет он работал над магистерской диссертацией «Жития святых как исторический источник», проделав поистине титаническую работу по изучению древнерусской агиографии в различных рукописных списках, хранящихся в Синодальной библиотеке и в монастырских архивах.
36 лет (1871 — 1906) Ключевский отдал Московскому университету, сначала в качестве приват-доцента, а с 1882 профессора. Одновременно он читал лекции по русской гражданской истории в Московской духовной академии (в Сергиевом Посаде), а также (по просьбе своего друга профессора В. И. Герье) на Московских женских курсах (лекционная работа Ключевского на курсах Герье продолжалась 15 лет).
В 1872 Ключевский начал работу над докторской диссертацией «Боярская дума Древней Руси», которая заняла у него 10 лет. Это был капитальный исследовательский труд Ключевского, блестяще защищенный им в 1882 в Московском университете. В 1893 был приглашен преподавать курс русской истории сыну Александра III Георгию. В 1899 издал «Краткое пособие по русской истории», которое фактически стало учебником для гимназий. Ключевский широко известен своим лекционным «Курсом русской истории», изданным им впервые в 1902 (впоследствии неоднократно переиздававшимся и переведенным на многие европейские языки).
Ключевский по праву считается непревзойденным лектором. Аудитория Московского университета, в которой он читал свой курс, всегда была переполнена. Им были прочитаны и изданы специальные курсы «Методология русской истории», «Терминология русской истории», «История сословий в России», «Источники русской истории», цикл лекций по русской историографии. В 1905 Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях (в Петергофе под председательством Николая II) по проекту учреждения Государственной думы и ее полномочий.
В. А. Федоров
Энциклопедия Отечеcтво
КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (1841-1911), историк, академик (1900), почётный академик (1908) Петербургской АН. С 1867 на преподавательской работе (Московский университет, Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы). Признавал множественность факторов, определявших исторический процесс (географические, экономические, социальные, политико-административные и др.). Труды: "Курс русской истории" (ч. 1-5, 1904-22), "Боярская дума Древней Руси" (1882), по истории крепостного права, монастырской колонизации Русского севера, сословий, финансов, историографии.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КЛЮЧЕВСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое КЛЮЧЕВСКИЙ