Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КЛАГЕС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Klages)
        Людвиг (10.12.1870, Ганновер, — 29.7.1956, Кильхберг), немецкий психолог и философ-иррационалист. По профессии химик, жил в Мюнхене, где с 1905 вёл семинар по проблемам выражения (с 1919 — в Кильхберге близ Цюриха). Получил широкую известность благодаря своим работам в области характерологии (См. Характерология) и графологии (См. Графология), в основе которых лежит его учение о выражении, исходящее из представления о человеке как душевно-телесном единстве (динамика тела — «явление» души, душа — «смысл» живого тела, выразительные движения — образы «душевных побуждений», эмоциональных импульсов). Учение о выражении истолковывалось К. как род универсальной «космической физиогномики». В русле натурфилософских построений немецкого Романтизма (К. Г. Карус), идей И. Бахофена и Ф. Ницше К. развил своеобразный вариант философии жизни (См. Философия жизни), рассматривая «дух» как «акосмическую» силу, тормозящую и разрушающую спонтанную целостность душевной жизни, её бессознательный космический ритм («Дух как противник души», т. 1—3, 1929—32). Следствием этой иррационалистической установки К. является крайне пессимистическая оценка им цивилизации как губительного для жизни господства духа.
         Соч.: Sдrntliche Werke, in 10 Bd, Bd 1, Bonn, 1964—; Vom kosmogonischen Eros, 6 Aufl., Bonn, 1963; Die Sprache als Quelle der Seelenkunde, Z., 1948; Der Geist als Widersacher der Seele, 4 Aufl., Bd 1—3, Mьnch., 1960; Die Grundlagen der Charakterkunde, 12 Aufl., Bonn, 1964; Handschrift und Charakter, 25 Aufl., Bonn, 1965; Ausdrucksbewegungund Gestaltungskraft, [8 Aufl.], Mьnch., 1968.
         Лит.: Хюбшер А., Мыслители нашего времени, М., 1962, с. 162—66; Berise М., Anti-Klages, В., 1937: Hager W., L. Klages in memoriam, Mьnch., 1957 (библ.). Kasdorff H., L. Klages. Werk und Wirkung. Einfьhrung und kommentierte Bibliographic, Bonn, 1969.
         Ю. Н. Попов.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Klages) Людвиг (1872-1956) – нем. философ. Изучал химию, физику и философию в Мюнхене. Сотрудничал в “Листках об искусстве” Стефана Георге. В 1905 организовал в Мюнхене семинар по изучению средств выражения, к-рый в 1919 перенес в Кильхберг, близ Цюриха. В 1900 К. защитил дис. по химии, после чего жил как лицо свободной профессии. 1900 К. называл годом рождения своей философии. К. пришел к мысли о борьбе между духом и жизнью, считая, что все его исследования — следствие этого открытия, легшего в основу его гл. филос. труда “Дух как противник жизни” (1929-33). Мировоззрение К. складывалось под влиянием Т. Лессинга, называвшего дух “могильщиком жизни”. Позднее опр. значение для системы взглядов К. имели Ницше, в к-ром К. видел романтика, Бахофен, открывший матриархат, “юность человечества”. Своим предшественником К. называл К. Г. Каруса, нем. психолога-натурфилософа эпохи романтизма, разработавшего “учение о бессознательном”. К. стал известен после выхода статьи “Человек и земля” (1913). Исследуя диалектику отношения души и духа, К. писал, что чело-веч. личность развивается из инстинктивно-творч. жизненной основы и из целеустремленно систематизирующего духа. К жизненной основе принадлежат тело и душа, самым тесным образом соединенные друг с другом. Но в это единство жизненной основы вторгается извне дух и пытается “лишить тело души, лишить душу тела, и, т.о., убить в конце концов всю сколько-нибудь достижимую для него жизнь”. Вторжение духа К. пытается объяснить историей развития души и установить посредством точного анализа ступени непредвзятого видения, созерцания, наблюдения, затем формирования образа, представления, концепции и далее отделения их от понятия вещи. Все в целом представляет собой чудовищный процесс извращения перводействительности. Дух — холодный, “мертвящий рассудок”. Сущность истор. человека заключается в чреватых бедами противоречиях между духом и душой, свойственных только человеку. Поиск их гармонии — неотъемлемая задача философии. Выживание человечества зависит от самоконтроля и самоограничения духа. Дух приобретает ценность, если он служит жизни, но разрушает ее, если подчиняет себе. Соотношение духа и души на заре человеч. цивилизации было гармоничным. Путь к возврату и очищению К. видит в обращении к первоосновам, первоистокам, в растворении в безличной основе. К. внес большой вклад в исследование отношений между человеческим Я и миром, способствовал развитию знания о взаимодействии духа и жизни в человеке — и об их единении, и разрушит, противоборстве, проводя сугубо детализированные исследования высочайшего уровня, не уступающие эксперимент. результатам видных биологов. Большой вклад внесли труды К. в общую психологию, в исследования отношений человеческого Я с миром. Темой филос. размышлений К. явилось также отношение человека к процессам, происходящим в неорганич. сфере, к-рую он рассматривал как проявление первичной или космич. жизни, а также к процессам в органич. жизни, к микрокосмосу индивидуальной жизни. К. занимался языкознанием, стилистикой и графологией, исследовал их специфич. проблемы, выясняя их глубинные основы; особую роль сыграл в характерологии, выделяя осн. принципы определения характера, раскрывая структуру личности. К. обосновал научность графологии, сделав ее учением о почерке как выражении души и неповторимой индивидуальности.
        Исследования К. в области психологии языка, его взгляды на сущность языка как на средство выражения ситуации переживания имеют сегодня большое значение для изучения межличностных коммуникаций, процесса перевода и методики обучения иностр. языкам.
        Актуальность и ценность филос. исследований К. в том, что, выступая против механистич. мышления, он устанавливает внутр. связи между природой и культурой, явлениями и структурами. К. пробуждал интерес к жизни, защищал исконные жизненные ценности и отвергал все враждебное жизни.
        Вопреки обвинениям в симпатии к нацизму, К. не признавал его.
 
Соч.: Handschrift und Charakter. Lpz., 1917; Vom Kosmogonischen Eros. Munch., 1922; Der Geist als Wider-sacher der Seele. Bd. 1-3. Lpz., 1929-32; Goethe als Seelenforscher. Ebd., 1932; Die Sprache als Quell der Seelenkunde. Z., 1948; Die Grundlagen der Charakterkunde. Bonn,1964.
 
Ф.А. Федорова
Современная западная философия
КЛАГЕС, (Klages) Людвиг (1872-1956) - нем. философ. Развивал идеи <<философии жизни>>. Одна из основных тем К. - противоречивость взаимоотношения между жизнью и духом. Человек, согласно К., формируется на инстинктивно-творческой основе и в то же время испытывает внешнее организующее воздействие духа. Изначальное единство души и тела расчленяется, по К., деструктивной деятельностью духа. Позитивная природа духа в его концепции не определяется. Функция духа заключается в вечном противоположении душе, исторические ступени развития которой были всегда сопряжены с его разрушающей силой. К. считает, что полноту духовного уничтожения первичных оснований жизни демонстрирует разъединение понятия и вещи. Человек имеет шанс вернуться к подлинным первоначалам, лишь постепенно растворяясь в нейтральной, безличной основе непосредственного чувствования, переходя порог наличного существования. К. соотносит метод истинного постижения жизненной целостности с непосредственным видением, созерцанием, выраженным в сказаниях, мифах, образах, где субъект и объект существуют слитно. Первооснования человеческого мира открываются, по К., путем «непосредственного физиогномического наблюдения» самой жизни в целостном языке <<символов>>. Исходя из этого, К. в работах «Проблемы графологии» (1910) и «Графология» (1932) обосновал научность графологии, определяющей в почерке неповторимую уникальность индивидуальной души, возвышал до уровня философской дисциплины учение о характере в книгах «Принципы характерологии» (1910) и «Основы характероведения» (1926). Критические позиции К. по отношению к духовной культуре современности были односторонне восприняты в национал-социалистической идеологии.
Mensch und Erde. Leipzig, 1920; Vom kosmogonischen Eros. Munchen, 1922; Der Geist als Widersacher der Seele. Leipzig, 1929; Geist und Leben. Leipzig, 1934.
Философский энциклопедический словарь
КЛАГЕС (Klages) Людвиг (род. 10 дек. 1870, Ганновер – ум. 29 июля 1956, Кильхберг, близ Цюриха) – нем. психолог и философ; представлял биоцентристскую метафизику и развивал методы учения о выражении. Всякое физиономиста ческое наблюдение должно исходить из свободно изменяющегося гештальта, при этом целью наблюдения является объяснение того душевного содержания, которое скрывается за данным гештальтом. Связь тела и души интересует Клагеса не столько в плане бытия, сколько в плане вопроса о чувствах: тело есть проявление души, душа – смысл живого тела. Из противоположности выразительных движений и движений воли Клагес делает заключение о противоположности души и тела: подчинить жизнь, полярностями которой являются тело и душа, уму – это требование сначала бессознательного, потом сознательной воли все более высокой мысли. Последнему тезису посвящено осн. произв. Клагеса «Der Geist als Widersacher der Seele» (3 Bde., 1929-1932). B «Rhythmus» (1933) он изображает механический такт как противоположность живого ритма. Главные его работы в области науки о выражении и характерологии: «Handschrift und Charakter», 1917; «Vom kosmogonischen Eros», 1922; «Die Grundlage der Charakterkunde», 1926; «Goethe als Seelenforschen», 1932; «Die Sprache als Quell der Seelenkunde», 1948.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Klages) Людвиг (10.12.1872, Ганновер,— 29.7.1956, Кильхберг), нем. психолог и философир-рационалист. По профессии химик, жил в Мюнхене, где с 1905 вёл семинар по проблемам выражения (с 1919 в Кильхберге близ Цюриха). Получил широкую известность благодаря своим работам в области характерологии (см. Характер) и графологии, в основе которых лежит его учение о выражении, исходящее из представления о человеке как душевно-телесном единстве (динамика тела — «явление» души, душа — «смысл» живого тела, выразит, движения — образы «душевных побуждений», эмоциональных импульсов). Учение о выражении истолковывалось К. как род универс. «кос-мич. физиогномики». В русле натурфилос. построений нем. романтизма (К. Г. Карус),идей И. Бахофена и Ницше К. развил своеобразный вариант философии жизни, рассматривая дух как «акосмич.» силу, тормозящую и разрушающую спонтанную целостность душевной жизни, её бессознат. космич. ритм («Дух как противник души», «Der Geist als Widersacher der Seele», Bd l—3, 1929—32). Следствием этой иррационалистич. установки К. является крайне пессимистич. оценка им цивилизации как губительного для жизни господства духа.
        S Samtliche Werke, in 10 Bd, Bonn, Bd 1—8, 1964—79; Vom kosmogonisehen Eros, Bonn, 1963'; Grundlegung der Wissenschaft vom Ausdruck, Bonn, 19648.
        Schroder H. E., L. Klages. Die Geschichte seines Lebens, Bd 1—2, Bonn, 1966—72; K a sd or ff H., L. Klages. Werk und Wirkung, Bonn, 1969.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КЛАГЕС


будет выглядеть так: Что такое КЛАГЕС