КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(предположительно 1130-е гг., г. Туров, ныне Гомельской области, — не позднее 1182)
церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Автор обличительных сочинений против ростовского епископа — «еретика» Фёдорца («Притча о слепце и хромце»), писем к князю Андрею Боголюбскому, «слов» на церковные праздники, свидетельствующих о высокой культуре ораторского искусства в Древней Руси. Наиболее поэтично «Слово на антипасху (Фомину неделю)», где автор говорит о весне и пробуждающейся природе.
Лит.: Еремин И. П., Литературное наследие Кирилла Туровского, «Труды Отдела древнерусской литературы», 1955—58, т. 11-13, 15; его же, Ораторское искусство Кирилла Туровского, там же, 1962, т. 18.
|
Современная Энциклопедия |
КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (около 1130-х гг. - не позднее 1182), древнерусский писатель, проповедник; епископ города Туров. Торжественные "слова" на церковные праздники, в том числе "Слово на Антипасху (Фомину неделю)", поучения, молитвы, канон; памфлет "Притча о душе и теле". "Слова" отличаются драматизмом изложения, обилием стилистических фигур. Канонизирован русской православной церковью. |
Русская цивилизация |
(ок. 1130 - не позднее 1182), епископ, духовный писатель, которого современники называли «Златоустом, паче всех воссиявших на Руси». Кирилл прилежно изучал божественные книги и был начитан в них. Постригся в монахи, предавался аскезе, стал затворником, «столпником». По просьбе князя и народа в 1169 стал епископом в г. Турове. Кирилл активно участвовал в политической и идеологической борьбе своего времени, возможно, в теологических спорах. В «Сказании» (XIII в.) сообщается, что он обличал лжеучение Федора, поставленного епископом кн. Андреем Боголюбским без санкции Киевского митрополита. Толкование притчи о Слепце и Хромце («Притча о душе и теле») является обличительным памфлетом против ростовского еп. Федора. Кроме того, Кириллу принадлежат «слова» на церковные праздники, каноны, молитвы, похвалы святым. В своих произведениях он опирался на византийские образцы знаменитых проповедников Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Симеона Логофета, Епифания Кипрского и др., в его «словах» ораторское красноречие Древней Руси достигло расцвета. Кириллу Туровскому приписываются многочисленные произведения, из которых бесспорно ему принадлежат уже упомянутая «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и о мнишестве», «Сказание о черноризском чине». Наиболее известны его «слова», написанные на двунадесятые праздники и на воскресные дни пасхального цикла. Его творения, поражающие своей духовной красотой, показывают блестящее знание святителем греческого языка и святоотеческой литературы. Они составляли излюбленное чтение наших предков и были широко известны в других славянских странах. До нас дошли его двадцать четыре молитвы, покаянный канон и двенадцать проповедей, посвященных монашеской жизни и главнейшим праздникам.
За год до своей кончины он вернулся на покой в свою обитель и окончил там свою жизнь в строгих иноческих подвигах.
Память свт. Кириллу отмечается 28 апреля/11 мая и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. |
Литературная энциклопедия |
см. «Проповеди» и «Русская средневековая лит-ра». |
|
|