КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
группа английских религиозных философов 2-й половины 17 в., пытавшихся, используя идеи Неоплатонизма, дать рационалистическое обоснование христианской веры. Основные представители: профессора Кембриджского университета Р. Кедворт и Г. Мор, а также Дж. Гленвиль (Оксфорд). К. п. противостояли эмпирико-сенсуалистическому направлению в английской философии и боролись с ним, в частности с материалистическим учением Т. Гоббса. Не принимая учения античного неоплатонизма об эманации (См. Эманация) (место последней занимает у К. п. творение мира богом), они в то же время восприняли неоплатоническое представление о мировом разуме, рассматривая его в качестве посредника между богом и миром (бессознательная «пластическая природа», осуществляющая волю творца). Восприняв декартовскую критику эмпиризма, К. п. в то же время отвергли предложенное Р. Декартом механистическое понимание физического мира, отстаивая телеологический взгляд на природу.
Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 212—13; Смирнов А., История английской этики, т. 1, Казань, 1880; Campagnac Е. Т., Cambridge platonists, Oxf.,1901; Cassirer E., Dieplatonische Renaissance in England und die Schule von Cambridge, Lpz. — B., 1932: Passmore J. A., R. Cudworth, Camb., 1951.
|
Мультимедийная энциклопедия |
группа английских религиозных философов второй половины 17 в. Во время
столкновений между пуританами и представителями Англиканской церкви
придерживались умеренных позиций, выступали за моральную искренность и
идеализм, что вкупе с частыми ссылками на платоновскую школу привело к
тому, что их стали называть платониками. С точки зрения кембриджских
платоников, которые все были священниками Англиканской церкви, главные
религиозные истины немногочисленны и ясны настолько, что в них можно
удостовериться с помощью человеческого разума, однако познаются они через
откровение и подтверждаются Писанием. Религию они понимали как способ
жизни в согласии с этими истинами, приводящий к тому, что в основе своей
благая природа человека более уподобляется божественной сущности.
Подчеркивая значение морали, разума и простоты христианского учения, они
стояли в стороне как от суровой теологии кальвинизма, так и от
отличавшегося культом обрядов англиканства при епископе Уильяме Лоде.
За исключением одного, все кембриджские платоники были выпускниками
Эмманьюэл-колледжа Кембриджского университета, бывшего в то время оплотом
кальвинизма. Старший, Бенджамин Уичкот (1609-1683), был известен как
наставник и проповедник с 1633 и вплоть до Реставрации. Его философия
впервые открыто вошла в столкновение с кальвинизмом в 1651, когда (как
показывает переписка с бывшим наставником) Уичкот считался душой группы
неортодоксально мыслящих философов. Его Проповеди (Sermons), увидевшие
свет только в 1698, подчеркивают значение разума в религии и содержат идею
о религии как гармонизации духовной природы человека. Сам Уичкот почти
ничего не взял у Платона, однако заставлял студентов читать его труды, а
также Цицерона и Плотина. Его ученик Джон Смит (ок. 1616-1652) постоянно
цитирует Плотина в своем трактате Рассуждения (Discourses, 1660), где
разрабатывает мистическую концепцию религии как "интеллектуального
ощущения" Бога.
Натаниел Калверуэл (ок. 1618 - ок. 1651) пытался в работе Свет природы
(The Light of Nature, 1652) обосновать идеи этой школы систематической
философией морального закона. Самыми известными платониками того времени
были Ралф Кедворт (1617-1688) и Генри Мор (1614-1687). Труд Кедворта
Истинная интеллектуальная система Вселенной (The True Intellectual System
of the Universe, 1678) содержит пространное опровержение материализма,
особенно учения Гоббса, и незавершенное изложение философии, в которой
сочетаются элементы картезианства и теория "пластической натуры". Мор,
принадлежавший к Крайстс-колледжу, был плодовитым автором, известным, в
частности, благодаря своим Философским поэмам (Philosophical Poems, 1647)
и Божественным диалогам (Divine Dialogues, 1668). Мистик, спиритуалист и
частый гость философского салона своей ученицы леди Конвэй в Рэгли, Мор
является наиболее интересной фигурой кембриджской школы. Утверждают, что
он оказал влияние на Ньютона, в частности своей трактовкой пространства
как "чувствилища Бога". К кембриджским платоникам иногда относят также
Джозефа Гланвиля (1636-1680), Ричарда Камберленда (1632-1718), Питера
Стерри (1613-1672) и Джона Норриса (1657-1711). В эпоху, когда к идеям
личной религии и толерантности относились с подозрением, кембриджские
платоники, опережая время, отстаивали и развивали их в своих трудах.
ЛИТЕРАТУРА
Смирнов А. История английской этики, т. 1. Казань, 1880 |
Философский энциклопедический словарь 2 |
англ. философы и теологи 2-й пол. 17 в., пытавшиеся использовать учение неоплатонизма для обоснования христ. теологии. Осн. представители: Б. Уичкот, Г. Мор, Д. Смит, Р. Кедворт. К. п. преподавали в Кембриджском университете. Отвергая религ. непримиримость пуританизма и кальвинистскую концепцию божеств. предопределения, они отстаивали т. н. широкий взгляд на роль и задачи англиканской церкви и идею свободы воли. К. п. сочетали идеи креационизма с учением об эманации и признавали постоянное божеств. присутствие и влияние в мире, осуществляемое через посредство «мировой души». Они пытались реставрировать неоплатонич. натурфилософию, противопоставляя ее картезианской
механистич. физике. Будучи сторонниками теологич. варианта теории врождённых идей, К. и. утверждали, что идеи «внедрены» в бессмертные человеч. души богом, а процесс познания заключается в их актуализации. Работы К. и., написанные гл. обр. в форме религ. проповедей или философско-ноэтических сочинений, оказали влияние на брит. моралистов А. Шефтсбери и Р. Прайса, а также на поэта-романтика С. Т. Колриджа.
The Cambridge platonists, Oxf,, 1901.
Смирнов ?., История англ. этики, т. 1, Казань, 1880; История философии, т. 2, М., 1941, с. 212—13; Paw-son G. P. H., The Cambridge platonists, L., 1930; Gassi-rer E., The Platonic renaissance in England, Edin., 1953; The Cambridge platonists, ed. by С. A. Patrides, L., 1969. |
|
|