Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КЕЛЛЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Келлер
        Борис Александрович [16(28).8.1874, Петербург, — 29.10.1945, Москва], советский ботаник, академик АН СССР (1931) и ВАСХНИЛ (1935). Член КПСС с 1930. Учился в Московском университете, исключен за участие в студенческом политическом движении; окончил Казанский университет (1902), преподавал там же (1902—13). Проф. Воронежского с. х. института (1913—31) и Воронежского университета (1919—31). Директор Ботанического института АН СССР (1931—36), Почвенного института АН СССР (1935—36), Московского ботанического сада АН СССР (1937—45), председатель Туркменского филиала АН СССР (1941—45). Изучал экологию засухоустойчивых и солевыносливых растений. Предложил классификацию русских степей на основе географического распределения ковылей и экологического характера степных фитоценозов; обосновал разделение степного и пустынного типов растительности; ввёл понятие полупустынь, «насыщенности» фитоценозов и др., разработал новые методы геоботанических исследований («экологические ряды»). Награжден 2 орденами.
         Соч.: В области полупустыни, Саратов, 1907 (совм. с Н. А. Димо); Растительный мир русских степей, полупустынь и пустынь, т. 1—2, Воронеж, 1923—26; Основы эволюции растений, М.— Л., 1948; Избр. соч., М., 1951.
         Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 4, М., 1952, с. 127—40.
         Д. В. Лебедев.
        Б. А. Келлер.
II
Келлер (Keller)
        Готфрид (19.7.1819, Цюрих, — 15.7.1890, там же), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Учился в Мюнхене в Академии художеств (1840—42). Литературную деятельность начал в 1846 стихами политического характера. В следующее пребывание в Германии (1848—55) К. познакомился с материалистической философией Л. Фейербаха, оказавшей влияние на его мировоззрение. В 1855 К. опубликовал роман «Зелёный Генрих» (2-я ред., 1879—80), написанный в традициях «романа воспитания» 18 в. Главный герой его — художник, ищущий свой путь в жестокой борьбе за существование. Реализм в изображении буржуазных отношений сочетается у К. с иллюзиями относительно идиллического единства народов. В Цюрихе К. выпустил сборники новелл «Люди из Зельдвилы» (т. 1—2, 1856—74), «Семь легенд» (1872), «Цюрихские новеллы» (1878), «Изречение» (1881). Как истинный просветитель, К. стремился влиять на читателя, воспитывая в нём сознание гражданина и гуманиста. В новеллах первого сборника К. остро обличает филистерские нравы. Его художественной манере присущи романтическая приподнятость, яркость образов, мягкий юмор. В сборнике «Семь легенд» звучит страстный гимн жизни и ненависть к религиозной мистике. «Цюрихские новеллы» на историческом материале воссоздают картины быта и общественной жизни Швейцарии, утверждая мелкобуржуазные демократические идеалы. Произведения 80-х гг., написанные в условиях кризиса швейцарской демократии, отмечены сужением социальной проблематики, что проявилось в «Изречении» и особенно в романе «Мартин Заландер» (1886), изображающем швейцарскую действительность.
         Соч.: Sarntliche Werke, Bd 1—8, В., 1958; в рус. пер. — Новеллы, М. — Л., 1952; Зелёный Генрих, М., 1958.
         Лит.: Банникова Н. Г., Творчество Готфрида Келлера и становление метода критического реализма во второй половине XIX в., в кн.: Литература Швейцарии, М., 1969; Готфрид Келлер. Биобиблиографнческий указатель, М., 1965; Lilkacs G., Gottfried Keller, В., 1947; Drews R., G. Keller. Dichter, Politiker und Patriot, B., 1953; Wiesmann L., G. Keller, Frauenfeld — Stuttg., [1967].
         Е. М. Мандель.
Энциклопедия Отечеcтво
КЕЛЛЕР Борис Александрович (1874-45), ботаник, эколог, академик АН СССР (1931), академик ВАСХНИЛ (1935). Изучал растительность степей, полупустынь и пустынь; осуществил экспедиции в Сибирь, Нижнее Поволжье, Среднюю Азию и др. Работы по экологии засухоустойчивых и солевыносливых растений. Ввёл понятие "полупустыня".
Литературная энциклопедия
Готфрид [Gottfried Keller, 1819—1890] — немецко-швейцарский писатель, один из самых ярких представителей буржуазно-реалистического стиля периода утверждения капитализма в Германии. Сын токаря-республиканца, К. еще в 1839 выступал против поповско-реакционного переворота в Цюрихе. В 1840—1842 учился живописи в Мюнхенской академии художеств. В 1842 вернулся в Цюрих, где жил до 1848. Там он сблизился с немецкими политическими поэтами и писателями-эмигрантами (Л. Фоллен, Гервег, Фрейлиграт, Руге и др.). Принимая активное участие в политической борьбе между республиканско-либеральной буржуазией и иезуитской реакцией, К. выступает в качестве политического поэта. Его боевой лозунг: «Утверждение лит-ых байбаков, что злободневно-политические события не имеют настоящей поэтической ценности — ложь». В 1846 вышел первый сборник его политических стихов: кроме страстного пафоса в этих стихах уже намечается то жизнеутверждающее отношение к действительности, к-рое впоследствии стало основой творчества К. После победы его партии К. ушел от политически-злободневной тематики. Победившее буржуазно-либеральное правительство предоставило поэту стипендию, дав ему так. обр. возможность учиться с 1848—1850 в Гейдельбергском университете, где он слушал Л. Фейербаха и Гетнера. Эти, а также ближайшие проведенные в Берлине годы [1850—1855] являются решающими в эволюции К. от идеалиста и романтика, каким он был в период своего пребывания в Мюнхене, до материалиста и реалиста. Эта эволюция, типичная для части немецкой мелкобуржуазной интеллигенции, приспособившейся после 1848—1849 к победоносно развивавшейся на основе компромисса с реакцией буржуазии, находит свое отражение в значительнейшем романе К. «Der Grune Heinrich» (Зеленый Генрих — первая ред. 1854—1855, вторая, в корне изменяющая весь роман — 1879—1880). Герой романа — поэт и художник, принадлежит
173 к «проблематическим натурам», столь характерным для предмартовской мелкобуржуазной интеллигенции, не способной к практической жизни. Но наряду с этим Генрих — представитель новой бюргерской идеологии, философского материализма, он решительно отвергает потусторонний мир и проповедует материализм Фейербаха. Во второй редакции, расширив роман (70 глав вместо 38), К. удалил романтически-субъективистические мотивы и превратил пессимистический конец первой редакции в оптимистический. В 1851 К. издал второй сборник своих стихов, но скоро перешел от лирики и драмы (отрывок «Тереза») к новелле, к основному жанру стиля утверждавшей себя буржуазии (в сущности роман «Зеленый Генрих» также состоит из серии новелл, объединенных личностью главного героя). В 1855 он вернулся на родину в Цюрих, где служил 15 лет в должности городского писаря. В 1856 вышел первый том новелл «Люди из Сельдвилы» (Die Leute von Seldwyla); лучшие из них: «Romeo und Julia auf dem Dorfe», «Die drei gerechten Kammacher» и др.; новеллы эти, как и «Зеленый Генрих», отличаются богатством красок (современник Келлера, драматург О. Людвиг, сравнивает его новеллы с полотнами Тициана и Джорджоне), необыкновенной силой вымысла и реалистического изображения. В позднейших сборниках — «Семь легенд» (Sieben Legenden, 1872), «Цюрихские новеллы» (Zuricher Novellen, 1878) — объективно-реалистическое изображение окончательно торжествует над романтическим воображением. К. считается одним из лучших новеллистов в немецкой лит-ре (П. Гейзе называет его «Шекспиром новеллы»). Своего наивысшего мастерства К. достигает в сборнике «Семь легенд», где превращает католически-аскетические мотивы потустороннего мира в земные, материальные, жизнеутверждающие, исходя из той основной для его мировоззрения идеи, что атеизм лучше всего способствует поэзии и искусству и что, в противовес
Иллюстрация: Гальм. Иллюстрация к «Трем праведным гребенщикам» Келлера (Мюнхен, 1920)
174 идеализму, отказ от мыслей о потустороннем мире послужит поэзии лишь на пользу. К. до конца своей жизни оставался верным идеалам либеральной просветительской буржуазии и материалистическому мировоззрению. «Наука, — писал К., — должна помогать народу переходить в действие. Когда философы не популяризируют своих открытий, тогда попы и мракобесы берут на себя эту работу и делают ее таким образом, что это служит лишь им самим на пользу». Последний сборник стихов К. «Эпиграмма» (Das Sinngedicht, 1882) и большой исторический роман «Martin Salander» [1886], трактующий о борьбе двух поколений (отцов и детей), значительно слабее предыдущих его вещей. Библиография: I. На русск. яз.: Ромео и Джульетта в деревне, Повесть, СПБ., 1858; Знамя семи, Повесть из швейцарской жизни, «Русское богатство», 1881, II—III; Gesammelte Werke, 10 Bde, 1 Aufl., 1889—1890, подготовлено самим К.; Nachgelassene Schriften und Dichtungen, 1893; историко-критич. изд., Maync, 6 Bde, 1921—1922, Nussberger, 8 Bde, 1921, J. Frainkel, 10 Bde, 1927; G. Kellers Leben. Seine Briefe und Tagebucher, 3 Bde, hrsg. von J. Bachtold, 1892—1896 (нов. изд. 1915); Briefwechsel mit Theodor Storm, hrsg. von A. Koster, 1904; Briefwechsel mit Paul Heyse, hrsg. von Kahlbeck, 1919; Briefwechsel mit J. Widmann, hrsg. voa Max Widmann, 1922. II. Аксельрод Ида, Готфрид Келлер, в кн. «Литературно-критические очерки», Минск, 1923; Brahm O., G. Keller, 1863; Koster A., G. Keller, 1899—1917; Baldensperger, G. Keller, sa vie et ses u0153uvres, 1899; Huch R., G. Keller, 1904; Brunner P., Studien und Beitrage zu G. Kellers Lyrik, 1906; Waldhausen E., Die Technik der Rahmenerzahlung bei G. Keller, 1911; Witkop, G. Keller als Lyriker, 1911; Beyel F., Zum Stil des «Grunen Heinrich», 1914: Jaeggi Fr., G. Keller und Jean Paul, 1914; Beckenhaupt K., Die Entstehung des «Grunen Heinrich», 1915; Weinmann-Bischoff A., G. Keller und die Romantik, 1917; Leitzmann A., Die Quellen zu G. Kellers Legenden, 1919; Schaffner P., «Der Grune Heinrich» als Kunstlerroman, 1919; Spitteler K., G. Keller, 1920; Ermatinger E., G. Kellers Leben, Bde I—III, 1922; Enders C., G. Keller, 1921; Settelo P., Symbolische Kunst bei G. Keller, 1921; Gleichen-Russ A., Von G. Kellers Weltanschauung, 1921; Maync, G. Keller, 1923; Koster A., G. Keller, 4 Aufl., 1923; Neis E., Romantik und Realismus in G. Kellers Prosawerken, 1930. III. Bachtold J., G. Kellers Bibliographie, 1897. Ф. Шиллер
Воровской жаргон
подхалим
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КЕЛЛЕР


будет выглядеть так: Что такое КЕЛЛЕР