Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАТАРСИС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(греч. katharsis — очищение)
        термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнем. Платон выдвинул учение о К. как об освобождении души от тела, от страстей или от наслаждений. Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения от аффектов («Поэтика», глава VI), ввиду полного отсутствия всяких его разъяснении, вызвало появление литературы о том, как следует понимать здесь катарсис. Г. Э. Лессинг истолковывал его этически, нем. ученые 19 в. Я. Бернайс — по образцу медицинского очищения (т. е. облегчения), Э. Целлер — чисто эстетически и т.д. Для окончательного решения вопроса о сущности аристотелевского К. в науке нет ещё твёрдых данных, т.к. неясно, понимается ли он как просто устранение каких-либо аффектов или же как их гармонизация. В учении австрийского врача и психолога З. Фрейда термин «К.» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии.
         Лит.: Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930, с. 728–34 (имеется библ.); Ахманов А. С., Петровский Ф. А., [Вступ. ст.], в кн.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Boekel С. W. van, Katharsis, Utrecht, 1957 (библ.).
         Л. Ф. Лосев.
Современная Энциклопедия
КАТАРСИС (греческое katharsis - очищение), 1) термин "Поэтики" Аристотеля, очищение духа при помощи "страха и сострадания" как цель трагедии. Понятие катарсис имело многочисленные толкования. 2) В психоанализе З. Фрейда - один из методов психотерапии.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    КАТАРСИС — очищение; согл. воззрениям греков, телесное и душевное здоровье человека зависит от гармонич. сочетания всех элементов и «сил». Медицина восстанавливает разруш. гармонию очистит. процедурами; поэзия и музыка также «очищают» и освобождают душу и дух человека своим благотворным влиянием. Пифагорейцы приписывали катартич. действие музыке, а Аристотель — еще и аффектам, вызываемым трагедией — страхом и состраданием.
Медицинская энциклопедия
(греч. katharsis очищение, освобождение от чего-либо; син. психокатарсис)
применяемое в психоанализе обозначение освобождения от невротических расстройств при аффективной реакции на вызвавшие их психотравмирующие переживания; явление К. используется с целью психотерапии.
Орфографический словарь Лопатина
к`атарсис, к`атарсис, -а
Толковый словарь Ефремовой
I [катарсис]
м.
1) Душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания при просмотре им трагедии (по терминологии Аристотеля).
2) перен. Нравственное очищение, испытываемое человеком в процессе сопереживания и сострадания.
II [катарсис]
м.
см. катарсис.
Литературная энциклопедия
«очищение», в греческом религиозном врачевании — освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. По учению
157 Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит К. подобных (т. е. сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», гл. VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, т. к. Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» имеет двоякий смысл и может обозначать: 1. очищение аффектов от какой-либо скверны, 2. очищение души от аффектов, временное освобождение от них. Однако систематическое обследование применения термина «К.» у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что К. следует понимать не в этическом смысле как нравственное очищение аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс): все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к К., т. е. к разряжению, в результате к-рого аффекты на время оказываются как бы удаленными из души. Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании «энтузиастические» (кликушеские) состояния излечивались с помощью исполнения перед больными энтузиастических мелодий, к-рые вызывали повышение аффекта и последующий К. Представления о К. были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств повидимому еще до Аристотеля (вероятно пифагорейцами): у Аристотеля учение о К. является уже скрытой полемикой против Платона, отрицавшего социально-педагогическую полезность драмы. Библиография: I. Аристотель, Поэтика, русск. перев. Н. И. Новосадского, Л., 1927; Комментарии к «Поэтике» Schlemihl’я, изд. 2-е, Lpz., 1874; Bywater’а, изд. 2-е, Oxf., 1911; Rostagni, Torino, 1927. II. Классические исследования о К.: Bernays I., Zwei Abhandlungen uber d. aristotelische Theorie d. Dramas, 2 Aufl., Berlin, 1880; Doring A., D. Kunstlehre des Aristoteles, Jena, 1876; Weil H., Etudes sur le drame antique, P., 1897; Finsler G., Plato und die aristotelische Poetik, Lpz., 1900; Knocke F., Begriff d. Tragodie nach Aristoteles, Berlin, 1906; Его же, Uber d. Katharsis d. Tragodie nach Aristoteles, Berlin, 1908; Sues W., Ethos, Lpz., 1910; Howald, Eine vorplatonische Kunsttheorie, «Hermes», 1919; Иванов В., Дионис и прадионисийство, Баку, 1923. III. Важнейшая лит-ра по К. — см. Аристотель, Поэтика, перев. Н. И. Новосадского, Л., 1927, стр. 111—113 (ср. стр. 15—20 и 34—36). И. Троцкий
Большой психологический словарь
(от греч. katharsis — очищение) — термин, используемый в эстетике, в психологии искусства, психоанализе.
Аристотель в «Поэтике» ввел сам термин «К.» в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.
Л. С. Выготский в «Психологии искусства» (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: «никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств»; «в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции».
В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название «катартический метод» Брейера—Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу (Б. М.)
Краткий психологический словарь
(от греч. katharsis — очищение) — связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты.
Традиционно понятие К. трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души» («очищением от аффектов»). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое («очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и т. д.
В новейшее время понятие К. получило распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда (см. фрейдизм) и достижение ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов.
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Этимология.
Происходит от греч. katharein - очищение.
Автор.
Понятие введено Аристотелем в "Поэтике" для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей.
Категория.
Форма эмоций.
Специфика.
Эмоциональное отреагирование. Сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. В смысле эмоционального отреагирования тех или иных конфликтных ситуаций это понятие стало использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.
Литература.
Frank L. Die psychokatartische Behandlung neuroser Storungen. Leipzig: G.Thieme, 1927
Словарь практического психолога
(катарзис)
— первоначально — эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением — например, в произведении искусства. Вообще — состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии — специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также — фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику (см. <<катартический>>; <<метод катартический>>). В психоанализе — специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
КАТАРСИС (от греч. katharsis - очищение) - англ. catharsis; нем. Katharsis. 1. По Аристотелю - очищение души посредством сопереживания героям трагедии. 2. По 3. Фрейду - процесс уменьшения или снятия тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации и эмоциональной разрядки. рга; нем. Kataskopie. По Т. Гайгеру - социол. метод описания и объяснения поведения соц. групп на основе индивидуального поведения.
Новый философский словарь
(греч. katharsis - очищение)
связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие К. впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, собственно философском и др.). В философской литературе понятие К. имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с "очищением души" ("очищением от аффектов"). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое ("очищающее") действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и т.д. В новейшее время понятие К. получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и 3. Фрейда и достижении ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приемов ориентирован на достижение К. В обыденной жизни понятие К. употребляется преимущественно как синоним понятия очищение.
В.И. Овчаренко
Философский словарь
(греч. katharsis — очищение) — понятие древнегреч. эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Слово “К.” употреблялось греками многозначно: в религиозном, этическом, физиологическом и медицинском значении. Аристотель в “Поэтике” отмечал, что трагедия совершает путем сострадания и страха очищение страстей. В “Политике” он говорит, что благодаря музыке “люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием”. В обширной литературе, посвященной К., нет единого мнения о его сущности. К., видимо, включает в себя как физиологический (облегчение после большого напряжения чувств), так и этический (облагораживание чувств человека) моменты, синтезированные в эстетическом переживании.
Философский энциклопедический словарь
КАТАРСИС (греч. katharsis – очищение) – эмоциональная разгрузка; мистическое очищение души от грязи чувственности, телесности; одна из целей и одно из следствий трагедии (по Аристотелю, цель трагедии – совершать катарсис души, «очищение страстей», вернее, «очищение от страстей», а именно «возбуждением сострадания и страха»).- Очищение, которое уподобляется эстетическому удовлетворению, связано с работой воображения и созданием иллюзии. В психоанализе оно интерпретируется как удовольствие, испытываемое во время спектакля человеком от своих собственных эмоций, передающихся от эмоций др. человека, и как удовольствие от ощущения части своего прошлого «Я», которое принимает облик «Я» др. человека, обеспечивающий безопасность. Христ. концепция эпохи Просвещения склонна скорее к отрицательному взгляду на катарсис. Она находит свое завершение, напр., у Руссо, который осуждает театр, ставя в упрек катарсису то, что он лишь «пустое мимолетное чувство, которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства, сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость, которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия» («Об общественном договоре», М.-Л., 1959). Для Лессинга трагедия в конечном счете оказывается «поэмой, возбуждающей сострадание», она призывает зрителя найти золотую середину между крайностями сострадания и страха. В своем эссе «О возвышенном» Шиллер видит в катарсисе не только призыв «к осознанию нашей моральной свободы», но находит уже и видение формального покоряющегося совершества. Гете полагает, что катарсис помогает примирению противоположных страстей.
Философский энциклопедический словарь 2
        (греч. — очищение), термин др.-греч. философии и эстетики для обозначения сущности эстетич. переживания. Восходит к древнему пифагореизму, крый рекомендовал музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. Платон выдвинул учение о К. как освобождении души от тела, от страстей или от наслаждений. Аристотель отмечал воспитат. и очистит. значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения от аффектов, развитое в не дошедшей до нас части «Поэтики», вызвало появление целой литературы о том, как следует понимать здесь К. (см. «Поэтика»).
        В учении Фрейда термин «К.» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии, Л о с е в А. Ф., История антич. эстетики, [т. 4] — Аристотель и поздняя классика, М., 1975, с. 178—215; Eise G. F., Aristotle's Poetics. The argument, Camb., 1957; B r u n i u s T., Inspiration and Katharsis, Uppsala, 1966.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАТАРСИС


будет выглядеть так: Что такое КАТАРСИС