Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАСТИЛЬОНЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Кастильоне (Castiglione)
        Бальдассарре (6.12.1478, Казатико, близ Мантуи, — 2.2.1529, Толедо, Испания), итальянский писатель. Наиболее известное произведение К. — трактат в форме бесед «Придворный» (книги 1—4, 1528). Созданный К. в духе позднего гуманизма кодекс идеального придворного (а шире — воспитанного, всесторонне образованного и развитого человека) имел в 16 — начале 17 вв. общеевропейское хождение и отражён в художественной литературе.
         Соч.: Opere, a cura di С. Cordie, Mil. — Napoli, [I960]; в рус. пер. — Из «Книги о придворном», в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения. Сост. Б. И. Пуришев, т. 1, М., 1959.
         Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Rossi М., В. Castiglione, Bari, 1946.
II
Кастильоне (Castiglione delle Stiviere)
        город в Северной Италии, в Ломбардии (провинция Мантуя). Во время Итальянского похода Бонапарта 1796—97 (См. Итальянский поход Бонапарта 1796-97) в районе К. войска генерала Н. Бонапарта 5 августа 1796 нанесли поражение австрийской армии фельдмаршала Д. Вурмзера. В конце июля австрийские войска выступили из Тироля в целях деблокады осажденной французами крепости Мантуи. Наступление велось двумя колоннами: генерала П. Кваждановича (около 18 тыс. человек), двигавшейся западнее озера Гарда на Брешу, и Вурмзера (свыше 24 тыс. человек), наступавшей восточнее из Гарда к р. Минчо. Бонапарт снял осаду Мантуи и сосредоточил свои войска (около 30 тыс. человек) западнее р. Минчо. 31 июля —3 августа он разбил восточнее Бреши войска Кваждановича, а 5 августа нанёс поражение главным силам австрийцев, наступавшим на Кастильоне. Вурмзер, усилив гарнизон Мантуи, отступил к Триенту.
Литературная энциклопедия
Бальдасар [Baidasare Castiglione, 1478—1526], итальянский политический деятель и писатель. Получил классическое воспитание в гуманистической школе и рыцарское — при дворе Моро. После падения Сфорца поступил на службу к Франческо Гонзага, а затем к урбинскому герцогу Гвидобальдо ди Монтефельтро, двор к-рого описан им в «Книге о царедворце» (Il libro del Cortegiano). Эта книга представляет собой ряд связанных единством идеи и действующих лиц диалогов, в к-рых дается исчерпывающее описание совершенного придворного. Это своего рода рыцарский устав, отражающий новые социальные отношения в период наивысшего расцвета Ренессанса. Наряду с «Неистовым Роландом»» Ариосто и новеллами Банделло «Книга о царедворце» представляет собой один из наиболее замечательных памятников эпохи нарождающейся феодально-католической реакции. Ариосто в поисках идеального рыцаря вынужден углубиться в средние века, реставрировать далекий мир феодального эпоса, лишь слегка трансформируя его в целях сближения с современностью, — Кастильоне формирует образ своего совершенного рыцаря из материала, к-рый в изобилии представляет ему усложнившаяся социальная обстановка Италии. В конечном счете его царедворец — тот же паладин средневекового феодального властелина; однако не в одной беззаветной вассальной преданности и отваге его главное оружие: он —
151 реальный политик, пользующийся в интересах своего классового господства всем тем арсеналом средств, с к-рым победоносно выступала на историческую сцену городская буржуазия: свободные искусства, положительные науки, личные качества (virtu в широком смысле этого слова). Его царедворец — синтетический образ помещика XVI в., приобревший все преимущества образованности и светскости для того, чтобы укрепить свои социальные и политические привилегии. «Книга о царедворце» так. обр. идеологически оформляет то классовое расслоение, к-рое характеризует эпоху упадка Ренессанса, кладет резкую грань между борющимися социальными группами, городской буржуазией и дворянством, и в этом отношении, несмотря на внешне спокойную форму беседы, предназначенной для развлечения, является не чем иным, как боевым манифестом аристократии, призывающим дворянство к восстановлению феодальных традиций и упрочению их с помощью оружия. Этой острой социально-политической установкой и объясняется тот громадный, успех, к-рый имела эта книга в странах, где усиленно проводилась или подготовлялась дворянско-помещичья реставрация. Библиография: I. Il cortegiano, con una prefazione di O. Bacci, 1915. II. Бургхардт Я., Культура Италии в эпоху Возрождения, 2 тт., СПБ., 1905—1906; Хоментовская А. И., Кастильоне, друг Рафаэля, П., 1923; Дживелегов А., Очерки итальянского Возрождения. Кастильоне, Аретино, Челлини, М., 1929; Cian V., Candidature nuziali di Castiglione, 1892; Marcello S., La cronologia del «Cortegiano» di B. Castiglione, 1895; Jackson T. G., A holiday in Umbia and the «Cortegiano» of Castiglione, 1917; Cartwright I., B. Castiglione the perfekt courtier, his life and letters, 1908. В. Узин
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАСТИЛЬОНЕ


будет выглядеть так: Что такое КАСТИЛЬОНЕ