Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАРИКАТУРА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать)
        способ художественной типизации, использование средств Шаржа и Гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в К., составляющей специфическую область проявления комического (См. Комическое) в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под К. понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. К. в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой К. восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке (См. Лубок). Методы К. могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате).
         В более узком смысле К. — особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет К. связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра К. связано с Крестьянской войной 1524—26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями 16—18 вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь К. с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития К. (русская К. 1812, мексиканская политическая графика 1910-х гг., кит. 1920-х гг.). Важную роль в К. играет текст. Активная общественная роль К. сказывается и в формах её бытования — самых массовых из всех, какие знало изобразительное искусство. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики — ксилографию, офорт, литографию — и типографский станок, К. распространяется в виде «летучих листков», журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, К. несёт и идейно-художественные стилевые черты искусства своего времени: принципы классицизма обнаруживаются во многих К. конца 18 — начала 19 вв., воздействие стиля «модерн» — в журнальной К. рубежа 19—20 вв., связь с экспрессионизмом — у ряда немецких карикатуристов 1910—20-х гг. и т. д. При этом К. представляет те стороны искусства своей эпохи, которые наиболее прямо обращены к социальной злобе дня; этим она воздействует и на общее развитие искусства, способствуя его сближению с острыми общественными проблемами.
         Самостоятельная эстетическая значимость К. была впервые теоретически осмыслена в начале 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й половине 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию К. как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские профессиональные графики-карикатуристы 2-й половины18 — начала 19 вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип К.: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английских К. не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской К. Тогда же определилась специфическая для К. оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы К.-лубки Великой французской революции, английские «антинаполеоновские листы» и русские сатирические «народные картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании дворянства. Язвительные «портреты» крепостников создал А. О. Орловский. Наконец, в сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык К. приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия.
         В 19—20 вв. развитие К. тесно связано с литературной публицистикой (от политического памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и её социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная К. 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, с его богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и К. Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях цензурных стеснений острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал читателю угадывать скрытый сатирический смысл сцены. Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середины 19 в. — «Искры», «Гудка» и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка пришли в К. иносказания, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия — труд, капитал, свобода — представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ — «социальная маска» — то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощающие типичные черты господствующих классов. Таковы созданные французскими карикатуристами — Ш. Филипоном, Гранвилем, Домье и др. — обличительные образы «короля-буржуа» Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905—07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). В выработке гротескного лаконичного графического языка К. участвовали художники немецкого журнала «Симплициссимус» (основан в 1896), русских журналов «Сатирикон» (1908—14) и «Новый Сатирикон» (1913—18).
         В 20 в. К. отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в К. Революции 1905—07 в России, наряду с общедемократической борьбой за свободу, получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты «Правда». Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская К., протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания; особенно сильное влияние оказала на К. политическая графика Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. С резким обострением классовой борьбы пролетариата в 1910—20-е гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США; Жорж Грос, О. Дикс, Г. Цилле, Р. Шлихтер в Германии; Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции; И. Лада в Чехословакии). С 1930-х гг. важную роль играла антифашистская сатирическая графика (И. Бешков в Болгарии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Жан Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания).
         В советском искусстве в первые годы Советской власти К. стала составной частью разных видов агитационно-массового искусства. В сатирическом плакате (в том числе в «Окнах РОСТА») революционных лет (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской К. — её политическая активность, непосредственное обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 1920—30-х гг. в РСФСР и др. республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной К. Среди её мастеров — И. А. Малютин, М. М. Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков. Л. В. Сойфертис, И. М. Семенов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами К обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 К. как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в том числе фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в том числе в «Окнах ТАСС»). В послевоенный период расширяется круг тем К., обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера советской. К., как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, Х. Зандберг в ГДР, Б. Линке, Э. Липиньский в Польше, С. Венев в Болгарии, Чик Дамадьян в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.
        
         Лит.: Швыров А. В., Трубачев С. С., Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времён до наших дней, СПБ. 1903 [на обложке 1904]; Ацаркина Э. Н., Революционная карикатура Германии 1848—1870 годов, М. — Л., 1931; Яворская Н., Современная революционная политическая сатира на Западе, М. — Л.,1932; Некрасова Е., Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX веков, [Л.], 1935; Варшавский Л. Р., Русская карикатура 40—50-х годов XIX века, М., 1937; Калитина Н. Н., Политическая карикатура Франции 30-х годов XIX столетия, Л., 1955; Ефимов Б. Е., Основы понимания карикатуры, М., 1961: Стыкалин С., Кременская И., Советская сатирическая печать. 1917—1963, М., 1963; Стернин Г., Очерки русской сатирической графики, М., 1964; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [М., 1970], с. 129—136; Champfleury [Fleury-HussonJ.], Histoire de la caricature,..., [livres] 1—5, P., 1865—80; Fuchs Е., Die Karikatur der europaischen Volker vom Altertum bis zur Neuzeit. 2. Aufl., Bd. 1—2, В., 1902, 3. Auf]., Bd 1—2, В., 1904: Hofmann, W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso, W., 1956.
         Г. Ю. Стернин.
        Лубочная картинка «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». Гравюра на дереве. 1-я четверть 18 в.
        П. М. Шмельков. «Купец у фотографа». Акварель. 1860-е гг.
        И. М. Семёнов. «Портрет дармоеда». Журнал «Крокодил». 1959.
        И. И. Теребенёв. «Французский вороний суп». Офорт, акварель. Около 1812.
        Л. В. Сойфертис. «Памятник». Тушь, акварель. 1961.
        Кукрыниксы. «После Туниса». Гуашь, тушь. «Окно ТАСС» и газета «Правда». 1943.
        Б. Е. Ефимов. «Циркуляркин за работой». Журнал «Крокодил». 1954.
         0265003399.tif
        Д. С. Моор. «Архивная достопримечательность». Газета «Утро России». 1917.
        Неизвестный художник. «В городе спокойно, движение возобновилось». Журнал «Стрелы». 1905.
        Ре-ми (Н. В. Ремизов). «Бескорыстный». Журнал «Сатирикон». 1910.
        И. В. Бугаевский-Благодарный. «Любопытный». Перо. 1820-е гг.
        А. О. Орловский. «Французский эмигрант Дю Селон». Акварель, итальянский карандаш. 1806.
         0298432701.tif
        Карикатура. Х. Бидструп. «Саботаж». 1943.
         0202630558.tif
        С. Стейнберг. «Без слов». Перо. 1950-е гг.
        О. Домье. «Все мы честные люди, обнимемся». Литография. 1834.
         0225439532.tif
        Ш. Филипон. «Груша» (карикатура на Луи Филиппа). Гравюра на дереве. 1830-е гг.
        Т. Роулендсон. «Хирургия». Акватинта. 1785.
         0202495264.tif
        Ж. Грос. «Процветание». Перо. 1925.
         0290949568.tif
        Ф. Эллис. «Довольно толкаться!». Газета «Дейли Уоркер». 1947.
        Ж. Пилотель. «Домовладелец в дни Парижской Коммуны». Литография. 1871.
        У. Хогарт. «Переулок Джина». Гравюра на меди. 1751.
        Дж. Гилрей. «Моды». Офорт. 1794.
        Ф. Гойя. «А не умнее ли ученик». Офорт из серии «Капричос» (1797—98).
        Т. Штиммер. «Голова медузы Горгоны» (антипапская карикатура). Гравюра на меди. 1577.
         0256489021.tif
        О. Домье. «Ведь это маленькая шутка!». Гравюра на дереве. 1834.
         0206394096.tif
        В. А. Серов. «1905 год. После усмирения». Карандаш. 1905. Третьяковская галерея. Москва.
Орфографический словарь Лопатина
карикат`ура, карикат`ура, -ы
Словарь Даля
жен., ·*франц. рисунок, содержащий насмешку, изображающий что-либо в извращенном, смешном виде; перелицовка; картина, изваянье, словесное сочинение подобного содержания Карикатурный, относящийся к карикатуре. Каракатурить, изображать кого или что карикатурно, смешно, перелицовывать. Каракатурщик муж. -щица жен. перелицовщик, сочинитель, рисовщик карикатур.
Словарь Ожегова
КАРИКАТ’УРА, -ы, жен.
1. Рисунок, комически или сатирически изображающий кого-что-н. Злая к. К. на бюрократов.
2. перен. Смешное, жалкое подобие чего-н. Эта картинак. на искусство.
прил. карикатурный, -ая, -ое.
Словарь синонимов Абрамова
см. насмешка, преувеличение, рисунок
Словарь Ушакова
КАРИКАТ’УРА, карикатуры, ·жен. (·итал. caricatura).
1. Рисунок, изображающий кого-что-нибудь в заведомо искаженном виде ради достижения комического эффекта.
Литературно-художественное произведение с теми же признаками. Салтыков-Щедрин писал карикатуры на современников.
2. Смешное подобие кого-чего-нибудь, неудачное, слабое подражание. «Наше северное лето - карикатура южных зим.» Пушкин.
Толковый словарь Ефремовой
[карикатура]
ж.
1) Намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события (обычно графическое).
2) перен. Жалкое, искаженное подобие кого-л., чего-л.
Этимологический словарь Крылова
Заимствовано из итальянского, где caricatura образовано от глагола caricare – "грузить", восходящего к латинскому canicare (с тем же значением). Карикатура, таким образом, это "загруженный, тяжелый рисунок", на котором изображаемому приданы преувеличенные (карикатурные) черты.
Литературная энциклопедия
[от итальянского caricare — нагружать] — изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Особенно резкую К. называют иногда шаржем (от того же слова, что и К., но в его французской редакции charger). Термин К. применим ко всем искусствам, но наибольшей отчетливостью пользуется в области изобразительных искусств. Способы, при помощи к-рых достигается карикатурное искажение, весьма многообразны и могут основываться либо просто на чрезмерном подчеркивании имеющихся уже в натуре элементов, либо на приписывании изображаемому предмету признаков, в натуре ему не присущих. Наиболее распространенные из способов первой категории: а) гипербола, подчеркивающая имеющиеся в натуре признаки путем их чрезмерного преувеличения, б) комическая схематизация, подчеркивающая свойства натуры путем их обособления и отбрасывания всех остальных признаков, в) комическое остранение, заключающееся в полном игнорировании всех тех признаков, восприятие которых обусловлено целой сложной системой привычных, условных ассоциаций, — например в статье Толстого «Что такое искусство», где дано карикатурное изображение оперного спектакля, достигаемое путем полного игнорирования всех сценических условностей. Наиболее распространенные из способов второй категории: а) реализованная метафора, изображающая один предмет под видом другого, в чем-либо сходного с ним предмета, и наделяющая его признаками этого последнего; примером может
125 служить крыловская басня «Щука и кот», карикатурно изображающая под видом щуки адмирала Чичагова и в соответствии с этим приписывающая ему ряд «щучьих» признаков — зубастость, наличие хвоста и пр. (реализованная метафора в подобных случаях часто сопровождается аллегорией); б) экземплификация, заключающаяся в том, что предмету приписывается какая-либо произвольно измышленная автором черта: предмет изображается в произвольно измышленной ситуации, с целью наиболее яркого показа его характерных признаков и осмеяния всего предмета, — напр. карикатурное изображение Чернышевского в повести Достоевского «Крокодил», где произвольно взятая ситуация дает целый ряд поводов для представления Чернышевского в самом нелепом виде. Даваемое в карикатуре подчеркнутое искажение действительности роднит карикатуру с гротеском, для к-рого подобное искажение служит главным определяющим признаком. Тем не менее карикатура и гротеск понятия пересекающиеся, но целиком не совпадающие: 1. для гротеска не обязательно всегда присущее К. осмеяние изображаемого предмета (так, сон Татьяны в «Евгении Онегине» — один из образцов гротескного творчества, но никак не может быть сочтен за карикатуру), романтический гротеск (напр. у Гюго, у Гофмана) особенно часто бывает совершенно лишен карикатурных заданий; 2. гротеск может рассматриваться только в качестве одного из многих средств карикатурного изображения, поскольку для К. вовсе необязательна фантастически преувеличенная, чудовищная нелепость гротеска, а часто достаточно бывает лишь подчеркивания, слегка превышающего норму. Гротеск всегда создает иллюзию особого мира, нарушающего самые основные законы природы, и тем самым отображает психоидеологию общественных групп, выведенных из устойчивого состояния и потерявших веру в устойчивость самой действительности. К. же может ограничиться лишь частичной нелепостью как результатом намеренного допущения, как явной условностью, выполняющей служебную роль в осмеянии данного предмета, и применение К. вполне совместимо с самой здоровой, самой устойчивой психоидеологией самых крепких общественных групп. Так, карикатурное изображение монахов у Бокаччо отнюдь не свидетельствует об упадочных настроениях торговой буржуазии эпохи Возрождения, а напротив, должно быть истолковано как симптом того, что буржуазия эта осознала необходимость бороться с пережитками феодального мировоззрения, затруднявшими ее рост. Если карикатура может отличаться от гротеска самым своим методом и целеустремленностью изображения, то от пародии (см.) она отличается лишь предметом изображения, так что К. может быть названа пародией на изображаемый предмет (особенно
126 часто таким предметом может являться известная, привлекшая к себе по той или иной причине общественное внимание личность), а пародия — К. на воспроизводимый стиль. Способ же, при помощи к-рого осуществляется эффект, в обоих случаях один и тот же: нарушение привычных соотношений, изображение в нелепом виде. Тесное родство между К. и пародией наглядно подтверждается еще и тем, что в лит-ой практике они постоянно переплетаются друг с другом, достигая так. обр. наиболее полного осмеяния своего предмета. Так, в «Письмах темных людей», созданных гуманизмом молодой буржуазии в борьбе с церковным пленом феодализма, даны одновременно и карикатура на обскурантов и пародия на их схоластический стиль. Достоевский расправился с враждебной ему барственностью Тургенева двойным ударом карикатуры и пародии, дав в одном из героев романа «Бесы», писателе Кармазинове, карикатуру на житейский облик Тургенева, а в приписываемой тому же Кармазинову повести «Мерси» — пародию на тургеневский стиль, в частности на повести Тургенева «Довольно» и «Призраки». По своей целеустремленности К. совпадает с сатирой и нередко поэтому бывает применяема с сатирическими целями. Но, во-первых, сатира пользуется, помимо К., и другими средствами осмеяния, среди которых одно из главных мест занимает ирония; во-вторых, для К. вовсе необязательна идеологическая заостренность сатиры, и карикатурное изображение не обязательно свидетельствует о социальном негодовании автора. Можно представить себе беззаботную К., выполненную в тонах легкой насмешки: таковы бытовые К. раннего Чехова (напр. Мерчуткина в «Юбилее», действующие лица в «Свадьбе» и т. п.). Хотя сатирическое применение и необязательно для К., однако вне сатиры К. всегда стоит перед опасностью превратиться в безответственную легкую шутку, к-рая не может претендовать на серьезное общественное значение. Поэтому к К. так тяготеют всевозможные полемические жанры и журналистика. Поэтому наибольшее развитие К. исторически совпадает с наибольшим расцветом сатирического творчества и отмечает моменты наиболее напряженной социальной ломки, наиболее обостренной идеологической борьбы. К. на Сократа в «Облаках» и ряд карикатурных ситуаций «Женщин в народном собрании» свидетельствуют о том, что Аристофан напряженно следил за обостренной идеологической и экономической борьбой своей эпохи и страстно защищал интересы аристократии. Классовые противоречия средних веков оставили нам «Роман о Лисе», дающий в галерее К. всю социальную иерархию феодализма, осмеянную с точки зрения угнетенной буржуазии. Возрождение, помимо сатирических К. Бокаччо, оставило нам целую
127 серию так назыв. «макаронических» поэм (см.), роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», насыщенный карикатурным материалом, — следы борьбы с наследием отжившего феодального миросозерцания. В XVIII в. К. составляет одно из излюбленных орудий Вольтера (см.), имя к-рого в сознании его современников накрепко связано было с представлением о так наз. «персифляже» (persifflage), т. е. комическом снижении «высоких» предметов (примером чего может служить его «Девственница», где Жанна Д’Арк, национальная героиня монархической Франции, изображена в нарочито грубых, подчеркнуто-вульгарных чертах). Во вторую половину XIX и в начале XX вв. К. находит себе применение в творчестве Анатоля Франса, изобразившего в романе «Восстание ангелов» в тоне злой насмешки целый ряд библейских персонажей во главе с богом. Развитие К. у А. Франса свидетельствует о том, что, подобно сатире, К. может быть использована не только в борьбе с классово чуждыми явлениями, но и как орудие классового самобичевания. В советской литературе наиболее охотно пользуется К. Демьян Бедный в своих агитационных стихах, особенно в антирелигиозных; применял ее и Владимир Маяковский, зло издевавшийся в «Мистерии-Буфф» и «150 000 000» над мировой и отечественной буржуазией. В. Дынник
Словарь управления
чего и на кого-что.
1. чего (смешное, убогое подобие чего-л.). Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет (Пушкин).
2. на кого-что (рисунок, изображающий кого-, что-л. в намеренно искаженном, подчеркнуто смешном виде). Петя... нарисовал карикатуру на Валентину (Катаев).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАРИКАТУРА


будет выглядеть так: Что такое КАРИКАТУРА