Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАРФАГЕН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Карфаген (финикийский Картадашт, буквально — новый город)
        рабовладельческий город-государство в Северной Африке, подчинивший в 7—4 вв. до н. э. значительная часть побережья Северной Африки, юга Испании и ряд островов Средиземного моря. К. был основан в 825 до н. э. финикийскими колонистами из г. Тир. Благодаря удобному географическому положению К. рано стал крупным центром посреднической торговли, поддерживал тесные связи со странами Восточного Средиземноморья, бассейна Эгейского моря, с Италией и Тартессом. К. представлял собой олигархическое государство, власть в котором находилась в руках отдельных группировок торгово-землевладельческой аристократии, постоянно боровшихся между собой за первенство и влияние. Законодательная власть принадлежала Совету десяти (преобразованному в середине 5 в. до н. э. в Совет тридцати) и Совету старейшин (расширенному в середине 5 в. до н. э. со 100 до 300 членов). Верховная исполнительная власть была сосредоточена в руках 2 выборных магистратов-суффетов. Для контроля за деятельностью магистратов и прежде всего военачальников был создан Совет 104-х. Магистраты избирались по принципу «знатности и богатства». Народное собрание не играло заметной роли; оно приобретало власть только в случае разногласий между магистратами, имея в таком случае право не только обсуждать предложения, вносившиеся магистратами, но и выдвигать свои собственные. Как характерную черту политической жизни К. источники отмечают взяточничество и коррупцию. В К. было широко развито крупное рабовладельческое с.-х. и ремесленное производство, в котором наряду с рабами эксплуатировались полусвободные зависимые производители — боды. Кроме частных мастерских, в К. существовали и государственные, где эксплуатировался труд государственных рабов. Земледельческое население территорий, подвластных К., обязано было выплачивать карфагенским властям налог в размере 1/10 урожая зерновых. Эксплуатация К. населения покорённых территорий вызывала неоднократные восстания. Финикийские колонии (Утика, Гиппон, Лептис-Магна, Лептис-Минор и др.), входившие в состав Карфагенской державы, имели близкую к К. социальную и политическую структуру и, видимо, пользовались внутренней автономией. Они должны были выплачивать карфагенским властям налог-пошлину со своей торговли. Разгромив в союзе с этрусками греков-фокейцев в битве при Алалии (534 до н. э.), а затем уничтожив Тартесс, К. закрепил своё господство в Западном Средиземноморье и монопольное положение в западно-средиземноморской торговле. Однако потерпев поражение от греков в битве при Гимере (около 480 до н. э.), К. был вынужден на длительное время приостановить своё наступление на них. В середине 5 в. до н. э. К. подчинил своей власти ливийское земледельческое население Сев. Африки. К этому времени держава, созданная К., включала Северную Африку, Западную Сицилию, Южную Испанию и Сардинию. В конце 5 в. до н. э. К. возобновил борьбу за Сицилию, которую он вёл с переменным успехом с Сиракузами (См. Сиракузы) около 100 лет. В начале 3 в. до н. э. под его властью оказалась почти вся Сицилия, кроме Сиракуз. Сицилия явилась основным объектом борьбы между К. и Римом в период 1-й Пунической войны (264—241 до н. э.) (см. Пунические войны). Потерпев поражение как в самой Сицилии, так и на море, К. был вынужден отказаться от Сицилии в пользу Рима, а также выплатить ему значительную контрибуцию. Волнения среди наёмников, которым карфагенское правительство после окончания войны задерживало выплату жалованья, послужили сигналом к мощному восстанию ливийского крестьянства (241—238 до н. э.), в котором приняли участие и беглые рабы. Власти К. с большим трудом подавили это восстание. В 30—20-х гг. 3 в. до н. э. власть в К. перешла в руки демократической группировки, возглавлявшейся Гамилькаром Баркой (См. Гамилькар Барка) (сторонником возобновления войны с Римом). Карфагеняне в период между 237 и 219 до н. э. не только восстановили экономическое и военное могущество, но и значительно расширили свои владения в Испании (до р. Ибер): под командованием Гамилькара Барки (до 229 до н. э.), Гасдрубала (до 221 до н. э.) и Ганнибала. Осада и взятие в 219 до н. э. Ганнибалом союзного римлянам г. Сагунта послужили поводом к началу 2-й Пунической войны (218— 201 до н. э.), в ходе которой римляне и карфагеняне вели борьбу за господство в Западном Средиземноморье, за преобладание в торговле и мореходстве. Вторгнувшись в Италию и нанеся римлянам ряд сокрушительных поражений (наиболее крупное — при Каннах (См. Канны), 216 до н. э.), Ганнибал создал непосредственную угрозу существованию Рима. Однако он не сумел удержать инициативы в своих руках. Римляне накопили силы для ответного удара и перенесли войну на территорию Африки. После поражения при Заме (См. Зама) (202 до н. э.) карфагеняне были вынуждены заключить мирный договор с Римом, лишивший К. всех владений в Испании в пользу Рима, а также запрещавший К. вести войны без согласия Рима. В 149 до н. э. римляне, опасавшиеся роста экономического могущества К., начали 3-ю Пуническую войну (149—146 до н. э.), в результате которой К. (после трёхлетней осады) был полностью уничтожен, его жители проданы в рабство. Часть карфагенской территории была передана нумидийцам, др. — превращена в римскую провинцию Африка. Раскопки на территории Северной Африки ведутся с 50-х гг. 19 в. искусство К., финикийское по своему происхождению, испытало воздействие искусства древних Египта и Греции. В К. сооружались величественные постройки (многоэтажные дома, храмы, мавзолеи и др.), главным образом из камня и сырца. Среди немногих сохранившихся построек — мавзолей Атебана в Дугге (200 до н. э., зодчий Абариш) в виде башни с пирамидальным завершением. Об искусстве пунического К. дают представление найденные в погребениях вблизи города ювелирные изделия, глиняные светильники, сосуды, статуэтки, маски с чертами, искажёнными гримасами, а также саркофаги с рельефными изображениями человеческих фигур.
         Лит.: Машкин Н. А., Карфагенская держава до Пунических войн, «Вестник древней истории», 1948, № 4; его же, Последний век пунического Карфагена, там же, 1949, [№] 2; Шифман И. Ш., Возникновение Карфагенской державы, М. — Л., 1963; Meltzer О., Geschichte der Karthager, Bd 1—3, В., 1879—1913; Gsell St., Histoire ancienne de l'Afrique du Nord, t. 1—4, 3—4 ed., P., 1920—29; Picard G., Le monde de Carthage, P., [1956]; Picard G., Picard C., The life and death of Carthage..., L., 1968; Warmington B. Н., Carthage, L., [I960]; Cagnat R., Carthage, Timgad, Tebessa et les villes antiques de l’Afrique du Nord, 3 ed., P., 1927; Cintas P., Ceramique punique, P., 1950.
         И. Ш. Шифман.
         0247828211.tif
        Карфаген.
        Маска. Терракота. 6 в. до н. э. Лувр. Париж.
        Крышка т. н. саркофага принцессы. Мрамор с росписью. Около 300 до н. э. Национальный музей. Карфаген.
II
Карфаген
        древний город в Северной Африке, на берегу Тунисского залива, ныне пригород Туниса.
Мультимедийная энциклопедия
древний город (близ совр. Туниса) и государство, существовавшее в 7-2 вв. до н.э. в западном Средиземноморье. Карфаген (что означает по-финикийски "новый город") был основан выходцами из финикийского Тира (традиционная дата основания 814 до н.э., в действительности основан несколько позже, возможно, ок. 750 до н.э.). Римляне называли его Carthago, греки - Кархедон. Согласно преданию, Карфаген основала царица Элисса (Дидона), которая бежала из Тира после того, как ее брат Пигмалион, царь Тира, убил ее мужа Сихея, чтобы завладеть его богатством. На протяжении всей истории Карфагена жители города славились деловой хваткой. Согласно легенде об основании города, Дидона, которой разрешили занять столько земли, сколько покроет бычья шкура, завладела большим участком, разрезав шкуру на узкие ремни. Потому-то поставленная на этом месте цитадель носила название Бирса (что означает "шкура"). Карфаген не был самой древней из финикийских колоний. Задолго до него несколько севернее была основана Утика (традиционная дата - ок. 1100 до н.э.). Вероятно, приблизительно тогда же были основаны Гадрумет и Лептис, расположенные на восточном побережье Туниса к югу, Гиппон на северном берегу и Ликc на атлантическом побережье современного Марокко. Задолго до основания финикийских колоний Средиземное море бороздили корабли из Египта, микенской Греции и с Крита. Политические и военные неудачи этих держав начиная примерно с 1200 до н.э. обеспечили финикийцам свободу действий в Средиземном море и благоприятную возможность для приобретения навыков в мореплавании и торговле. С 1100 по 800 до н.э. финикийцы фактически доминировали на море, куда отваживались выходить лишь редкие греческие корабли. Финикийцы исследовали земли на западе вплоть до атлантического побережья Африки и Европы, что пригодилось впоследствии и Карфагену. ГОРОД И ДЕРЖАВА Карфагену принадлежали плодородные земли в глубине материка, он имел выгодное географическое положение, которое благоприятствовало торговле, а кроме того позволяло контролировать воды между Африкой и Сицилией, не позволяя чужим кораблям заплывать дальше на запад. По сравнению со многими знаменитыми городами древности, пунический (от лат. punicus или poenicus - финикийский) Карфаген не столь богат находками, поскольку в 146 до н.э. римляне методично разрушили город, а в римском Карфагене, основанном на том же месте в 44 до н.э., велось интенсивное строительство. На основании скудных свидетельств античных авторов и их зачастую неясных топографических указаний мы знаем, что город Карфаген был обнесен мощными стенами протяженностью ок. 30 км. Численность населения в нем неизвестна. Очень сильно была укреплена цитадель. В городе имелись базарная площадь, здание совета, суд и храмы. В квартале, называвшемся Мегара, было множество огородов, фруктовых садов и извилистых каналов. Корабли входили в торговую гавань через узкий проход. Для погрузки и разгрузки на берег можно было вытащить одновременно до 220 судов (древние корабли следовало по возможности держать на суше). За торговой гаванью располагались военная гавань и арсенал. Система правления. По своему государственному устройству Карфаген был олигархией. Несмотря на то, что на родине, в Финикии, власть принадлежала царям и основательницей Карфагена, согласно легенде, была царица Дидона, о царской власти здесь мы почти ничего не знаем. Древние авторы, по большей части восхищавшиеся устройством Карфагена, сравнивали его с государственным строем Спарты и Рима. Власть здесь принадлежала сенату, который ведал финансами, внешней политикой, объявлением войны и мира, а также осуществлял общее ведение войны. Исполнительная власть была возложена на двух выборных магистратов-суффетов (sufetes называли их римляне, это та же должность, что "шофетим", т.е. судьи, в Ветхом Завете). Очевидно, это были сенаторы, и обязанности их были исключительно гражданскими, не предполагавшими контроль за войском. Вместе с командующими армией они избирались народным собранием. Такие же должности учреждались в городах, находившихся под властью Карфагена. Хотя многие аристократы владели огромными сельскохозяйственными угодьями, обладание землей не являлось единственным основанием для достижения высокого социального положения. Вполне почтенным занятием считалась торговля, и к полученному таким способом богатству относились с уважением. Тем не менее некоторые аристократы время от времени активно выступали против засилья торговцев, как, например, Ганнон Великий в 3 в. до н.э. Области и города. Земледельческие районы в материковой Африке - область обитания собственно карфагенян - приблизительно соответствуют территории современного Туниса, хотя под власть города попадали и другие земли. Когда древние авторы говорят о многочисленных городах, бывших во владении Карфагена, они несомненно подразумевают обычные деревни. Однако имелись здесь и настоящие финикийские колонии - Утика, Лептис, Гадрумет и др. Сведения об отношениях Карфагена с этими городами и некоторыми финикийскими поселениями в Африке или где-либо еще скудны. Города тунисского побережья проявили независимость в своей политике лишь в 149 до н.э., когда стало очевидно, что Рим намерен уничтожить Карфаген. Некоторые из них покорились тогда Риму. В целом Карфаген сумел (вероятно, после 500 до н.э.) избрать политическую линию, к которой присоединились остальные финикийские города как в Африке, так и по другую сторону Средиземного моря. Карфагенская держава была весьма обширна. В Африке ее самый восточный город находился более чем в 300 км к востоку от Эи (совр. Триполи). Между ним и Атлантическим океаном обнаружены руины ряда древних финикийских и карфагенских городов. Около 500 до н.э. или немногим позже мореплаватель Ганнон возглавил экспедицию, основавшую несколько колоний на атлантическом побережье Африки. Он рискнул проникнуть далеко на юг и оставил описание горилл, тамтамов и прочих редко упоминаемых древними авторами африканских достопримечательностей. Колонии и фактории по большей части располагались на расстоянии примерно одного дня плавания друг от друга. Обычно они находились на островах вблизи берега, на мысах, в устьях рек или тех местах материковой части страны, откуда было легко добраться до моря. Например, Лептис, находившийся неподалеку от современного Триполи, в римскую эпоху служил конечным приморским пунктом великого караванного пути из внутренних областей, откуда купцы везли рабов и золотой песок. Эта торговля началась, вероятно, на ранних этапах истории Карфагена. В состав державы входили Мальта и два соседних с ней острова. Карфаген веками вел борьбу с сицилийскими греками, под его властью находились Лилибей и другие надежно укрепленные порты на западе Сицилии, а также, в различные периоды, и другие области на территории острова (бывало так, что в его руках находилась едва не вся Сицилия, кроме Сиракуз). Постепенно Карфаген установил контроль и над плодородными районами Сардинии, между тем как жители горных районов острова оставались непокоренными. Иноземным купцам доступ на остров был запрещен. В начале 5 в. до н.э. карфагеняне начали осваивать Корсику. Карфагенские колонии и торговые поселения существовали и на южном побережье Испании, тогда как на восточном берегу закрепились греки. Со времени прибытия сюда в 237 до н.э. Гамилькара Барки и до похода Ганнибала в Италию были достигнуты большие успехи в подчинении внутренних областей Испании. По-видимому, при создании своей разбросанной по разным территориям державы Карфаген не ставил иных целей, кроме установления над ними контроля ради получения максимально возможной прибыли. КАРФАГЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Сельское хозяйство. Карфагеняне были искусными земледельцами. Из зерновых культур важнейшими были пшеница и ячмень. Сколько-то зерна, вероятно, доставляли из Сицилии и Сардинии. На продажу производилось среднего качество вино. Фрагменты же керамической тары, найденные при археологических раскопках в Карфагене, свидетельствуют, что вина более высокого качества карфагеняне ввозили из Греции или с острова Родос. Карфагеняне славились своим чрезмерным пристрастием к вину, были приняты даже специальные законы против пьянства, например запрещавщие употребление вина воинами. В Северной Африке производилось в большом количестве оливковое масло, хотя и невысокого качества. Здесь произрастали инжир, гранат, миндаль, финиковая пальма, а у древних авторов имеются упоминания о таких овощах, как капуста, горох и артишоки. В Карфагене разводили лошадей, мулов, коров, овец и коз. Нумидийцы, жившие западнее, на территории современного Алжира, предпочитали породистых лошадей и славились как наездники. По-видимому, карфагеняне, имевшие прочные торговые связи с нумидийцами, и покупали у них лошадей. Позже гурманы императорского Рима высоко ценили домашнюю птицу из Африки. В отличие от республиканского Рима, в Карфагене мелкие земледельцы не образовывали костяк общества. Большая часть африканских владений Карфагена была поделена между зажиточными карфагенянами, в крупных имениях которых хозяйство велось на научной основе. Некий Магон, живший, вероятно, в 3 в. до н.э., написал руководство по ведению сельского хозяйства. После падения Карфагена римский сенат, желая привлечь состоятельных людей к восстановлению производства на некоторых его землях, распорядился перевести это руководство на латинский язык. Отрывки из сочинения, приведенные в римских источниках, свидетельствуют о том, что Магон использовал греческие руководства по земледелию, но пытался приспособить их к местным условиям. Он писал о крупных хозяйствах и касался всех сторон сельскохозяйственного производства. Вероятно, в качестве арендаторов, или издольщиков, работали местные жители - берберы, а иногда группы рабов под руководством надсмотрщиков. Упор делался главным образом на товарные культуры, растительное масло и вино, однако характер местности неизбежно предполагал специализацию: более холмистые районы отводились под фруктовые сады, виноградники или пастбища. Существовали и крестьянские хозяйства среднего размера. Ремесло. Карфагенские ремесленники специализировались на производстве дешевых изделий, по большей части воспроизводивших египетские, финикийские и греческие образцы и предназначавшихся для сбыта в западном Средиземноморье, где Карфаген захватил все рынки. Производство предметов роскоши - например, яркой пурпурной краски, широко известной под названием "тирский пурпур", - известно в более поздний период, когда Северной Африкой владели римляне, но можно считать, что оно существовало и до падения Карфагена. Багрянку, морскую улитку, содержащую этот краситель, лучше всего было собирать осенью и зимой - в сезоны, не пригодные для мореплавания. В Марокко и на острове Джерба, в наилучших местах для добывания мурекса, были основаны постоянные поселения. В соответствии с восточными традициями государство являлось рабовладельцем, применявшим рабский труд в арсеналах, на судоверфях или в строительстве. Археологи не обнаружили данных, которые бы свидетельствовали о наличии крупных частных ремесленных предприятий, чья продукция распространялась бы на закрытом для посторонних западном рынке, тогда как мелких мастерских отмчено немало. Часто очень трудно бывает отличить среди находок карфагенскую продукцию от предметов, импортированных из Финикии или Греции. Ремесленники успешно воспроизводили простые изделия, и, похоже, карфагеняне не слишком стремились делать что- либо, кроме копий. Некоторые пунические мастера были очень искусны, особенно в плотницком деле и работах по металлу. Карфагенский плотник мог использовать для работы кедровую древесину, свойства которой знали с давних времен мастера Древней Финикии, работавшие с ливанским кедром. Вследствие постоянной потребности в кораблях как плотники, так и работники по металлу неизменно отличались высоким уровнем мастерства. Имеются свидетельства их умений в обработке железа и бронзы. Количество найденных при раскопках украшений невелико, но похоже, что этот народ не был склонен помещать дорогие предметы в гробницы, чтобы ублажать души усопших. Самым крупным из ремесленных производств, по-видимому, было изготовление керамических изделий. Обнаружены остатки мастерских и гончарных печей, заполненных изделиями, которые предназначались для обжига. Каждое пуническое поселение в Африке производило керамические изделия, которые находят повсеместно в областях, входивших в сферу Карфагена, - на Мальте, Сицилии, Сардинии и в Испании. Карфагенскую керамику время от времени обнаруживают и на побережье Франции и Северной Италии - там, где господствующее положение в торговле занимали греки из Массалии (совр. Марсель) и где карфагенянам, вероятно, все же позволяли торговать. Археологические находки рисуют картину стабильного производства простой керамики не только в самом Карфагене, но и во многих других пунических городах. Это чаши, вазы, блюда, кубки, пузатые кувшины разнообразного назначения, именуемые амфорами, кувшины для воды и светильники. Исследования показывают, что их производство существовало с глубокой древности вплоть до гибели Карфагена в 146 до н.э. Ранние изделия по большей части воспроизводили финикийские образцы, в свою очередь зачастую являвшиеся копиями египетских. Похоже, в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне особо ценили греческие изделия, что проявилось в подражании греческой керамике и скульптуре и наличии большого количества греческой продукции этого периода в материалах из раскопок в Карфагене. Торговая политика. Карфагеняне особенно преуспевали в торговле. Карфаген вполне можно назвать торговым государством, так как в своей политике он в значительной степени руководствовался коммерческими соображениями. Многие его колонии и торговые поселения несомненно основывались в целях расширения торговли. Известно о некоторых предпринятых карфагенскими правителями экспедициях, причиной которых также явилось стремление к более широким торговым связям. В договоре, заключенном Карфагеном в 508 до н.э. с Римской республикой, только что возникшей после изгнания из Рима этрусских царей, предусматривалось, что римским кораблям нельзя заплывать в западную часть моря, но они могут пользоваться гаванью Карфагена. В случае вынужденной высадки где-либо еще на пунической территории они просили официальной защиты у властей и после починки судна и пополнения запасов продовольствия немедленно отплывали. Карфаген соглашался признать границы Рима и уважать его народ, а также его союзников. Карфагеняне заключали соглашения и в случае необходимости шли на уступки. Прибегали они и к силе, чтобы не допускать соперников в воды западного Средиземноморья, которые рассматривали как свою вотчину, за исключением побережья Галлии и примыкающих к ней берегов Испании и Италии. Они вели также борьбу с пиратством. Власти содержали в хорошем состоянии сложные сооружения торговой гавани Карфагена, как и его военную гавань, которая, по-видимому, была открыта для кораблей иноземных судов, но заходили туда немногие мореплаватели. Поразителен тот факт, что такое торговое государство, как Карфаген, не проявило должного внимания к чеканке монеты. Судя по всему, собственной монеты здесь не было вплоть до 4 в. до н.э., когда были выпущены серебряные монеты, которые, если считать сохранившиеся экземпляры типичными, значительно различались по весу и качеству. Возможно, карфагеняне предпочитали пользоваться надежной серебряной монетой Афин и других государств, а большинство сделок совершали путем прямого товарообмена. Товары и торговые пути. Конкретные данные о предметах торговли Карфагена на удивление скудны, хотя свидетельства о его торговых интересах достаточно многочисленны. Типичным в ряду таких свидетельств является рассказ Геродота о том, как происходила торговля на западном побережье Африки. Карфагеняне высаживались на берег в определенном месте и раскладывали товары, после чего удалялись на свои суда. Тогда появлялись местные жители и клали рядом с товарами определенное количество золота. Если его было достаточно, карфагеняне забирали золото и уплывали. В противном случае они оставляли его нетронутым и возвращались на корабли, а туземцы приносили еще золота. Что это были за товары, в рассказе не упоминается. По-видимому, карфагеняне привозили простую керамику для продажи или обмена в те западные регионы, где они являлись монополистами, а также торговали амулетами, украшениями, простой металлической утварью и незамысловатыми изделиями из стекла. Часть из них производилась в Карфагене, часть - в пунических колониях. Согласно ряду свидетельств, пунические торговцы предлагали туземцам Балеарских островов вино, женщин и одежду в обмен на рабов. Можно полагать, что они занимались широкими закупками товаров в других ремесленных центрах - Египте, Финикии, Греции, Южной Италии - и перевозили их в те области, где пользовались монополией. Пунические торговцы славились в гаванях этих ремесленных центров. Находки некарфагенских изделий при археологических раскопках западных поселений наводят на мысль, что они были завезены туда на пунических кораблях. Некоторые упоминания в римской литературе свидетельствуют, что карфагеняне завозили различные ценные товары в Италию, где высоко ценилась слоновая кость из Африки. Во времена империи для устройства игр из римской Северной Африки доставлялось огромное количество диких животных. Упоминаются также фиги и мед. Считается, что карфагенские корабли плавали по Атлантическому океану за оловом из Корнуолла. Сами карфагеняне производили бронзу и, возможно, доставляли некоторое количество олова в другие места, где оно требовалось для аналогичного производства. Через свои колонии в Испании они стремились получить серебро и свинец, которые могли вымениваться на привозимые ими товары. Канаты для пунических военных судов делались из травы эспарто, произрастающей в Испании и Северной Африке. Важной статьей торговли, из-за высокой цены, был пурпурный краситель из багрянки. Во многих местностях торговцы приобретали шкуры диких животных, кожу и находили рынки для их сбыта. Как и в более поздние времена, в порты Лептиса и Эи, а также лежавшей несколько западнее Гигтис, должно быть, прибывали караваны с юга. Они везли популярные в древности страусовые перья и яйца, служившие украшениями или чашами. В Карфагене на них малевали свирепые рожи и использовали, как говорят, в качестве масок для отпугивания демонов. С караванами привозили также слоновую кость и рабов. Но важнейшим грузом был золотой песок с Золотого Берега или из Гвинеи. Некоторые из наилучших товаров карфагеняне ввозили для собственного употребления. Часть керамики, найденной в Карфагене, привезена из Греции или из Кампаньи на юге Италии, где ее производили приезжие греки. Найденные при раскопках Карфагена характерные ручки от родосских амфор показывают, что сюда завозили вино с Родоса. Удивительно, но качественной аттической керамики здесь не обнаруживается. Язык, искусство и религия. Мы почти ничего не знаем о культуре карфагенян. Единственные дошедшие до нас пространные тексты на их языке содержатся в пьесе Плавта Пуниец, где один из персонажей, Ганнон, произносит монолог, по-видимому, на подлинном пуническом наречии, за которым тут же повторяет его значительную часть по-латински. Кроме того, по пьесе рассыпано немало реплик того же Ганнона, также с переводом на латинский. К сожалению, не понимавшие текста переписчики его исковеркали. Помимо этого, карфагенский язык известен лишь по географическим названиям, техническим терминам, именам собственным и отдельным словам, приведенным греческими и латинскими авторами. При интерпретации этих обрывков очень помогает сходство пунического языка с древнееврейским. Собственных художественных традиций карфагеняне не имели. По-видимому, во всем, что может быть отнесено к сфере искусства, этот народ ограничивался копированием чужих идей и приемов. В керамике, украшениях и скульптуре они довольствовались подражанием, причем копировали иногда не лучшие образцы. Что касается литературы, у нас нет данных о создании ими каких-либо других сочинений, помимо чисто практических - таких, как руководство по земледелию Магона, и одного или двух более мелких компилятивных текстов на греческом языке. Нам неизвестно о наличии в Карфагене чего-то такого, что можно было бы назвать "изящной словесностью". В Карфагене имелось официальное жречество, храмы и свой религиозный календарь. Главными божествами были Ваал (Баал) - семитский бог, известный по Ветхому Завету, и богиня Танит (Тиннит), небесная царица. Вергилий в Энеиде называл Юнону богиней, благоволившей к карфагенянам, поскольку отождествлял ее с Танит. Для религии карфагенян характерны человеческие жертвоприношения, особенно широко практиковавшиеся в периоды бедствий. Главное в этой религии - вера в действенность культовой практики для общения с невидимым миром. В свете этого особенно удивительно, что в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне активно приобщались к мистическому греческому культу Деметры и Персефоны; во всяком случае, материальные следы этого культа достаточно многочисленны. СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАРОДАМИ Древнейшими соперниками карфагенян были финикийские колонии в Африке Утика и Гадрумет. Неясно, когда и как им пришлось подчиниться Карфагену: письменных свидетельств о каких-либо войнах не имеется. Союз с этрусками. Этруски северной Италии являлись одновременно союзниками и торговыми соперниками Карфагена. Эти предприимчивые мореходы, торговцы и пираты господствовали в 6 в. до н.э. над значительной частью Италии. Основная область их расселения находилась непосредственно к северу от Рима. Они владели также Римом и землями к югу - вплоть до того рубежа, где приходили в столкновение с греками южной Италии. Заключив союз с этрусками, карфагеняне в 535 до н.э. одержали крупную морскую победу над фокейцами - греками, занявшими Корсику. Этруски заняли Корсику и примерно на протяжении двух поколений удерживали остров. В 509 до н.э. римляне изгнали их из Рима и Лация. Вскоре после этого греки южной Италии, заручившись поддержкой сицилийских греков, усилили давление на этрусков и в 474 до н.э. покончили с их могуществом на море, нанеся им сокрушительное поражение близ Кум в Неаполитанском заливе. Карфагеняне двинулись на Корсику, уже имея плацдарм на Сардинии. Борьба за Сицилию. Еще до крупного поражения этрусков Карфагену довелось померяться силами с сицилийскими греками. Пунические города на западе Сицилии, основанные во всяком случае не позднее Карфагена, были вынуждены подчиниться ему, подобно городам Африки. Возвышение двух могущественных греческих тиранов, Гелона в Сиракузах и Ферона в Акраганте явно предвещало карфагенянам, что греки предпримут на них мощное наступление, чтобы вытеснить из Сицилии, подобно тому, как это происходило с этрусками в южной Италии. Карфагеняне приняли вызов и на протяжении трех лет активно готовились к завоеванию всей восточной Сицилии. Они действовали сообща с персами, которые готовили вторжение в саму Грецию. Согласно поздней традиции (несомненно ошибочной), поражение персов при Саламине и столь же решающий разгром карфагенян в сухопутном сражении при Гимере в Сицилии произошли в 480 до н.э. в один и тот же день. Подтвердив худшие опасения карфагенян, Ферон и Гелон выставили неодолимые силы. Прошло много времени, прежде чем карфагеняне вновь предприняли наступление на Сицилии. После того, как Сиракузы успешно отразили вторжение афинян (415-413 до н.э.), наголову их разгромив, они стремились подчинить другие греческие города на Сицилии. Тогда эти города стали обращаться за помощью к Карфагену, который не замедлил этим воспользоваться и направил на остров огромную армию. Карфагеняне были близки к тому, чтобы захватить всю восточную часть Сицилии. В этот момент к власти в Сиракузах пришел знаменитый Дионисий I, который основал могущество Сиракуз на жестокой тирании и в течение сорока лет с переменным успехом воевал против карфагенян. По окончании военных действий в 367 до н.э. карфагенянам вновь пришлось смириться с невозможностью установить полный контроль над островом. Беззаконие и бесчеловечность, чинимые Дионисием, отчасти компенсировались той помощью, которую он оказывал сицилийским грекам в их борьбе с Карфагеном. Настойчивые карфагеняне предприняли еще одну попытку подчинить восточную Сицилию во времена тирании Дионисия Младшего, ставшего преемником своего отца. Однако это вновь не достигло цели, и в 338 до н.э., после нескольких лет боевых действий, не позволивших говорить о преимуществе какой-либо из сторон, был заключен мир. Существует мнение, что Александр Македонский видел свою конечную цель в установлении владычества также и над Западом. После возвращения Александра из великого похода в Индию, незадолго до его смерти, карфагеняне, подобно другим народам, направили к нему посольство, пытаясь выведать его намерения. Возможно, безвременная кончина Александра в 323 до н.э. спасла Карфаген от многих бед. В 311 до н.э. карфагеняне предприняли очередную попытку занять восточную часть Сицилии. В Сиракузах правил новый тиран Агафокл. Карфагеняне уже было осадили его в Сиракузах и, казалось, имели возможность захватить этот главный опорный пункт греков, но Агафокл с войском отплыл из гавани и напал на карфагенские владения в Африке, создав угрозу для самого Карфагена. С этого момента и до самой смерти Агафокла в 289 до н.э. продолжалась обычная война с переменным успехом. В 278 до н.э. греки перешли в наступление. Знаменитый греческий полководец Пирр, царь Эпира, прибыл в Италию, чтобы сражаться против римлян на стороне южноиталийских греков. Одержав над римлянами две победы с большим уроном для себя ("Пиррова победа"), он переправился на Сицилию. Там он оттеснил карфагенян и почти очистил от них остров, но в 276 до н.э. с характерным для него роковым непостоянством отказался от дальнейшей борьбы и вернулся в Италию, откуда вскоре был изгнан римлянами. Войны с Римом. Карфагеняне вряд ли могли предвидеть, что их городу суждено погибнуть в результате ряда военных конфликтов с Римом, известных как Пунические войны. Поводом к войне послужил эпизод с мамертинцами, италийскими наемниками, находившимися на службе у Агафокла. В 288 до н.э. часть их захватила сицилийский город Мессану (совр. Мессина), и когда в 264 до н.э. Гиерон II, правитель Сиракуз, стал их одолевать, они попросили помощи у Карфагена и одновременно у Рима. По целому ряду причин римляне откликнулись на просьбу и вступили в конфликт с карфагенянами. Война шла 24 года (264-241 до н.э.). Римляне высадили на Сицилии войска и поначалу добились некоторых успехов, но высадившаяся в Африке армия под командованием Регула была разбита близ Карфагена. После неоднократных вызванных бурями неудач на море, а также ряда поражений на суше (войском карфагенян на Сицилии командовал Гамилькар Барка) римляне в 241 до н.э. одержали победу в морском сражении у Эгадских островов, вблизи западного побережья Сицилии. Война принесла огромный урон и потери обеим сторонам, Карфаген же окончательно потерял Сицилию, а вскоре лишился и Сардинии с Корсикой. В 240 до н.э. вспыхнуло опаснейшее восстание недовольных задержкой денег карфагенских наемников, которое удалось подавить лишь в 238 до н.э. В 237 до н.э., всего через четыре года после окончания первой войны, Гамилькар Барка отправился в Испанию и начал покорение внутренних областей. Римскому посольству, явившемуся с вопросом о его намерениях, он ответил, что ищет способ как можно быстрее выплатить Риму контрибуцию. Богатства Испании - растительный и животный мир, полезные ископаемые, не говоря уже о ее жителях, - могли бы быстро компенсировать карфагенянам потерю Сицилии. Однако между двумя державами вновь начался конфилкт, на сей раз по причине неослабевающего давления со стороны Рима. В 218 до н.э. Ганнибал, великий карфагенский полководец, отправился сухопутным путем из Испании через Альпы в Италию и разбил римскую армию, одержав несколько блестящих побед, важнейшая из которых имела место в 216 до н.э. в битве при Каннах. Тем не менее Рим не запросил мира. Напротив, он набрал новые войска и после нескольких лет противостояния в Италии перенес боевые действия в Северную Африку, где добился победы в битве при Заме (202 до н.э.). Карфаген потерял Испанию и окончательно утратил положение государства, способного бросить вызов Риму. Однако римляне боялись возрождения Карфагена. Говорят, что Катон Старший каждую свою речь в сенате заканчивал словами "Delenda est Carthago" - "Карфаген должен быть разрушен". В 149 до н.э. непомерные требования Рима вынудили ослабленное, но все еще богатое североафриканское государство вступить в третью по счету войну. После трех лет героического сопротивления город пал. Римляне сравняли его с землей, продали в рабство уцелевших жителей и посыпали почву солью. Впрочем, пятью столетиями позже пунический язык все еще употреблялся в некоторых сельских районах Северной Африки, а в жилах многих живших там людей, вероятно, текла пуническая кровь. Карфаген был заново отстроен в 44 до н.э. и превратился в один из крупных городов Римской империи, но Карфагенская держава прекратила свое существование. РИМСКИЙ КАРФАГЕН Обладавший практической складкой Юлий Цезарь распорядился основать новый Карфаген, поскольку считал бессмысленным оставлять неиспользованным столь выгодное во многих отношениях место. В 44 до н.э., через 102 года после гибели, город начал новую жизнь. С самого начала он достиг процветания в качестве административного центра и порта области с богатым сельскохозяйственным производством. Этот период истории Карфагена длился почти 750 лет. Карфаген стал главным городом римских провинций в Северной Африке и третьим (после Рима и Александрии) городом в империи. Он служил резиденцией проконсула провинции Африка, которая в представлении римлян в большей или меньшей степени совпадала с древней карфагенской территорией. Здесь же располагалась администрация императорских земельных владений, составлявших значительную часть провинции. Многие знаменитые римляне связаны с Карфагеном и его окрестностями. Писатель и философ Апулей в юности учился в Карфагене, а позднее добился там такой славы благодаря своим греческим и латинским речам, что в его честь воздвигались статуи. Уроженцем Северной Африки был Марк Корнелий Фронтон, наставник императора Марка Аврелия, а также император Септимий Север. Древняя пуническая религия сохранилась в романизированной форме, и богине Танит поклонялись как Юноне Небесной, а образ Ваала слился с Кроном (Сатурном). Тем не менее именно Северная Африка стала оплотом христианской веры, а Карфаген получил известность в ранней истории христианства и явился местом проведения ряда важных церковных соборов. В 3 в. карфагенским епископом был Киприан, а Тертуллиан провел здесь большую часть своей жизни. Город считался одним из крупнейших центров латинской учености в империи; св. Августин в своей Исповеди дает нам несколько ярких зарисовок жизни учащихся, посещавших риторическую школу Карфагена в конце 4 в. Однако Карфаген оставался всего лишь крупным городским центром и не имел политического значения. Слушаем ли мы рассказы о публичных казнях христиан, читаем ли о яростных нападках Тертуллиана на знатных карфагенянок, являвшихся в церковь в пышных мирских нарядах, или встречаем упоминания о каких-то выдающихся личностях, оказавшихся в Карфагене в важные моменты истории, выше уровня крупного провинциального города он более никогда не поднимается. Некоторое время здесь находилась столица вандалов (429-533 н.э.), которые, как когда-то пираты, отправлялись в плавание из гавани, господствовавшей над средиземноморскими проливами. Затем эту область завоевали византийцы, удерживавшие ее до тех пор, пока в 697 Карфаген не пал под натиском арабов.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    КАРФАГЕН — рабовлад. гор.-госуд. (финикийск. — новый город) в Сев. Африке, в 7 — 2 вв. до н.э. одна из крупнейших держав. К. был основан в 825 до н.э. выходцами из финикийск. г. Тира. Благодаря удобному географич. положению К. рано стал крупным центром посреднич. торговли, поддерживая тесные связи со странами Вост. Средиземноморья, Эгейского басс., Италией и Тартессом.     В 8 — 7 вв. К. основал ряд колоний на средиземноморском побережье Сев. Африки, а также на о. Эбес (Эбузус, сер. 7 в.). Выведение колоний закрепило господство К. на торг. путях к Ю. от Пиренейск. п-ова, а также позволило удалить из города тех представителей соц. низов, к-рые могли выступить против господства аристократии. В ходе борьбы с греками и тартесситами, представлявш. в 7 в. серьезную угрозу финикийским колониям в Зап. Средиземноморье, в Юж. Испании, Зап. Испании, Зап. Сицилии и Сев. Африке, возникли объед. финикийских колоний, среди к-рых К. занял преобладающее положение. К. представлял собой олигархич. госуд., власть в к-ром находилась в руках отд. группировок торг.-земледельч. аристократии, постоянно боровш. между собой за первенство и влияние. В кон. 9 в. до н.э. в К., возможно, существовала царская власть: легенд. основательница К. Элисса именуется в источ. «царицей». Однако после ее смерти власть при неизвест. обстоятельствах перешла к Совету десяти, наряду с к-рым существовал и Совет старейшин. Во 2-ой пол. 6 в. до н.э. полководец Малах установил в К. свою воен. диктатуру, опиравш. на нар. ополчение, однако она просущест-вовала недолго и сменилась олигархич. диктатурой Магонидов, к-рые опирались на наемную армию; с потерей династией Магонидов фактич. власти (в сер. 5 в. до н.э.) аристократия К. создала «республиканскую» систему правл. Совет десяти был преобразован в Совет тридцати, был расширен и Совет старейшин (от 100 до 300 чл.). Верхов. исполнит. власть была сосредоточена в руках двух выборных магистратов — суффетов. Для контроля за деятельностью магистраторов был создан Совет 104, члены к-рого назначались спец. комиссиями — пентархиями, пополнявш. путем кооптации. Независимые от волеизъявл. нар. масс, эти органы служили надежной цитаделью аристократии. Магистраты избирались по принципу «знатности и богатства».     Нар. собрание в К. не играло заметной роли; оно приобретало власть только в случае разногласий между магистратами, имея в таком случае право не только обсуждать предложения, вносивш. магист-ратами, но и выдвигать свои собственные. Как хар-рную черту политич. жизни К. источ. единодушно отмечают взяточничество и коррупцию. В К. было широко развито крупное рабовлад. с.-х. и ремесл. произ-во, в к-ром наряду с рабами эксплуатировались полусвободные зависимые производители — боды. Наряду с частными мастерскими в К. существовали и гос., где эксплуатировался труд гос. рабов. Земледельч. население терр., подвластных К., обязано было выплачивать карфагенским властям налог в размере 0,1 урожая зерновых. Жестокая эксплуатация К. населения покоренных терр., в особенности ливийского крестьянства, вызывала неоднократные восстания. Финикийские колонии, располож. на сев. побережье Африки (Утика, Гиппон, Лептис-Минор, Лептис-Магна), входившие в состав Карфагенской державы, имели близкую к К. соц. и политич. структуру и, по-видимому, пользовались внутр. автономией. Они должны были выплачивать карфаг. властям налог-пошлину со своей торговли. Разгромив в союзе с этрусками греков-фокейцев в битве при Алалии (534 до н.э.), а затем, уничтожив Тартесс, К. закрепил свое господство в Зап. Средиземноморье и монопольное по-ложение в зап.-средиземноморской торговле. Однако, потерпев пораж. в битве при Гимере (ок. 480), К. был вынужден на длит. время приостановить свое наступление на зап. греков. В сер. 5 в. до н.э. К. возобновил борьбу за Сицилию, к-рую он вел с переменным успехом с Сиракузами ок. 100 лет. В нач. 3 в. до н.э. под его властью оказалась почти вся Сицилия, кроме Сиракуз. Сицилия явилась осн. объектом борьбы между К. и Римом и в теч. 1-й Пунической войны (264 — 241 до н.э.).     Потерпев пораж. как в самой Сицилии, так и на море, К. был вынужден отказаться от Сицилии в пользу Рима, а также выплатить ему значит. контрибуцию. Волнения среди наемников, к-рым карфаг. пр-во после окончания войны задерживало выплату жалованья, послужили сигналом к мощному восстанию ливийск. крестьянства (241 — 238 до н.э.), в к-ром приняли участие и беглые рабы (руководители восстания — ливиец Матос и беглый раб Спендий). Оно было поддержано и нек-рыми финикийск. городами в Сев. Африке. Власти К. с большим трудом подавили это движение; на заключит. этапе борьбы по-давл. восстания руководил один из крупнейших карфагенских полководцев Гамилькар Барка, возгл. в К. демократич. движение и стремивш. к возобновлению борьбы с Римом. В 30 — 20-х гг. 3 в. до н.э. власть в К. перешла в руки группировки, возглавлявш. Гамилькаром Баркой, и шедших за ним демократич. кругов. Вскоре после подавления восстания ливийцев карфаг. войска под рук. сначала Гамилькара Барки, а затем его преемников — Гасдрубала и после гибели последнего — Ганнибала, завоевали Испанию до р. Ибера, что привело карфагенян в непосредств. соприкосновение с Римом. Осада и взятие Ганнибалом Сагунта послужили поводом к нач. 2-й Пунической войны (218 — 201 до н.э.), в ходе к-рой римляне и карфагеняне вели борьбу за господство в Зап. Средиземноморье, за преобладание в торговле и мореходстве. Вторгнувш. в Италию и нанеся римлянам ряд сокрушит. пораж. (наиболее крупное — при Каннах, 216 до н.э.), Ганнибал создал непо-средст. угрозу существованию Рима. Однако он не сумел удержать инициативы в своих руках. Римляне накопили силы для ответного удара и перенесли войну на терр. Африки. После пораж. при Заме (202 до н.э.) К. был вынужден заключить мирный договор с Римом. Однако это условие было нарушено при нападениях на К. нумидийск. царя Масиниссы, к-рому карфагеняне оказали сопротивление. Римляне, опасавш. роста экономич. могущества К., использовали это событие как предлог для нач. 3-й Пунической войны (149 — 146 до н.э.), в результате к-рой К. был полностью уничтожен и созданная им цивилизация почти бесследно погибла.
Топонимический словарь
древний город-государство на С. Африки, близ совр. города Тунис. Основан в 825 г. до н. э. финик, колонистами; название от финик. Картадашт - 'новый город'. См. также <<Африка>>, <<Картахена>>, <<Тунис>>.
Орфографический словарь Лопатина
Карфаг`ен, Карфаг`ен, -а (также: Карфаг`ен д`олжен б`ыть разр`ушен)
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАРФАГЕН


будет выглядеть так: Что такое КАРФАГЕН