Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАНТЕМИР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Кантемир
        Антиох Дмитриевич [10(21).9.1708, Константинополь, — 31.3(11.4).1744, Париж], русский поэт-сатирик, дипломат. Сын молдавского господаря Д. К. Кантемира. Был широко образован: в совершенстве владел несколькими языками, изучал точные и гуманитарные науки, историю русской культуры. Литературную деятельность начал в 1725 с переводов. В политических эпиграммах и оригинальных сатирах (1729—31) выступил как смелый защитник реформ Петра I. С 1732 посол в Великобритании, в 1738—44 — во Франции. Будучи за границей, продолжал писать сатиры, переводил Горация, Анакреонта, тщетно добиваясь печатания своих произведениях в Петербурге. Сторонник теории естественного права, распространял идеи Просвещения, резко критиковал церковь и духовенство. В 1730 К. перевёл на русский язык трактат физика Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров». В 1742 написал к трактату примечания, многие из которых вошли в письма «О природе и человеке», явившиеся первой попыткой создания русской философской терминологии и материалистического объяснения важнейших философских понятий. Ввёл в оборот русские речи такие слова, как «идея», «депутат», «материя», «природа» и др. В 1756 Синод конфисковал перевод трактата. Прочитав трактат В. К. Тредиаковского (См. Тредиаковский) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735), К. выступил в защиту силлабического стихосложения. Произведения К. и его переводы, а также его связи с Монтескье, Вольтером и др. обострили в начале 40-х гг. его отношения с царским правительством. Однако авторитет К. в европейских столицах, глубокое знание международных отношений, умение действовать в сложной обстановке войны за Австрийское наследство (1740—48) заставляли русское правительство терпеть К. на ответственных дипломатических постах. Реляции и дипломатическая переписка К. содержат серьёзный анализ внешней и внутренней политики европейских государств. Большая часть их не опубликована, хранится в архивах СССР. К. — один из основоположников рус. Классицизма и новой сатирической поэзии.
         Соч.: Сочинения, письма и избр. переводы, т. 1—2, СПБ, 1867—68; [Письма], в кн.: Майков Л. Н. (сост.). Материалы для биографии Кантемира, СПБ, 1903; Собр. стихотворений, [Вступительная статья Ф. Я. Приймы], Л., 1956.
         Лит.: Тимофеев Л. И., Кантемир и развитие силлабического стиха, в его кн.: Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960; Плеханов Г. В., «Учёная дружина» и самодержавие. 3 раздел — А. Д. Кантемир, Соч., т. 21, М. — Л., 1925; его же, Общественная мысль в изящной литературе, там же; История философии в СССР, т. 1, М., 1968, с. 293—98.
         Е. Е. Юровская, И. З. Серман.
II
Кантемир
        Дмитрий Константинович [26.10.1673, Молдавия, — 21.8(1.9).1723, поместье Дмитровка Харьковской губернии], учёный и политический деятель Молдавии и России. Обучался в Константинопольской греко-латинской академии. Сын молдавского господаря Константина Кантемира, с 1710 молдавский господарь. В 1711 заключил тайный договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. После неудачного Прутского похода 1711 (См. Прутский поход 1711) Петра I К. и 4 тыс. молдаван ушли в Россию. К. стал советником царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья на Украине. В 1714 был избран член Берлинской академии наук; участвовал в Персидском походе 1722—23 (См. Персидский поход 1722-23). Почти все труды К. написаны в России, и на них оказали большое влияние петровские реформы. К. — автор ряда исторических («Историческое, географическое и политическое описание Молдавии», «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «История возвышения и упадка Оттоманской империи») и философских («Метафизика», «Иероглифическая история», «Верховный суд или спор мудреца с миром или тяжба души с телом») работ. Патриотизм, вера в прогрессивную роль России на Балканах и возможности экономического расцвета Молдавии пронизывают все исторические работы К.
         Лит.: История Молдавской ССР, 2 изд., т. 1, Киш., 1965, с. 360—62; Ермуратский В. Н., Общественно-политические взгляды Д. Кантемира, Киш., 1956; История философии в СССР, т. 1, М., 1968, с. 452—460.
Современная Энциклопедия
КАНТЕМИР (Cantemir) Дмитрий Константинович (1673 - 1723), молдавский господарь (с 1710), светлейший князь (с 1711); ученый, писатель и политический деятель. Участник Прутского похода, с 1711 в России, советник Петра I. Участник Персидского похода 1722 - 23. Труды по истории и географии Молдавии, Османской империи и др. Автор аллегорического романа "Иероглифическая история" (1704 - 05, издан в 1883) из истории Молдавии и Валахии начала 18 в.
1000 кратких биографических данных
Антиох Дмитриевич, князь, (1711 - 1744) - первый русский сатирик, был одним из образованнейших людей своего века, долго жил в Париже, завязал здесь сношения со многими выдающимися людьми того времени, был в переписке с Вольтером, много переводил с иностранных языков. Главное значение его сатир в их бытовом и идейном содержании. Соответственно духу своего времени - просветительной эпохи XVIII века в Европе, Петровской эпохи у нас - Кантемир считает невежество главным злом русской жизни и подвергает его осмеянию во всех своих сатирах. Самое крупное его произведение, сатира "К уму моему", написана против "хулящих учение". Отрицательные явления русской жизни, как пьянство, ханжество, лихоимство, низкопоклонство и чванство, составляют также обычную тему его сатир. Кроме того, он проповедует в них всеобщее равенство и первый из писателей XVIII века поднимает голос в защиту крепостных. Кантемир смотрел на свою литературную деятельность, как на выполнение гражданского долга. Его сатиры являются первыми образцами гражданско-обличительного направления в русской литературе.
Русская цивилизация
Антиох Дмитриевич (10.09.1708-31.03.1744), поэт, переводчик, дипломат. Родился в Константинополе в семье господаря (правителя) Молдавии Дмитрия Кантемира, который во время Русско-турецкой войны 1711 оказался в окружении Петра I и переселился в Россию.
В 1725 Кантемир поступил на военную службу, в 1728 был произведен в поручики. В 1730 вместе с Феофаном Прокоповичем, В. Н. Татищевым и др. выступил против «верховников». В 1731 Кантемир был назначен послом в Лондон, а с 1738 — в Париж, где он и умер в 1744.
За годы дипломатической службы Кантемир проявил себя талантливым дипломатом, во время пребывания в Западной Европе интересовался французской философией, литературой, общественной мыслью, был дружен со многими передовыми людьми своего времени. Кантемир переводил, например, «Персидские письма» Монтескье, с которым был хорошо знаком. В 1730 Кантемир закончил перевод трактата Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», в котором отстаивалась гелиоцентрическая система Коперника. Литературная и научная деятельность Кантемира отличалась многосторонностью. Он был автором теоретических трактатов, поэм, песен, басен, эпиграмм. В историю русской литературы он первым ввел жанр стихотворной сатиры, им было написано 9 сатир, в которых следование образцам европейского классицизма было обогащено русской сатирической традицией.
Кантемир видел в сатире воспитательную роль, надеясь, что ее «голая правда» поможет исправить человека и общество. Свою общественную позицию Кантемир выразил предельно четко: «Все, что я пишу, пишу по должности гражданина, отбивая то, что согражданам вредно быть может».
Л.Н. Вдовина
Энциклопедия Отечеcтво
1.
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708-44), князь, поэт, дипломат. Сын Д. К. Кантемира. Просветитель-рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. В 1731-38 "резидент" в Лондоне, с 1738 посол в Париже.
2.
КАНТЕМИР (Cantemir) Дмитрий Константинович (1673-1723), молдавский учёный, писатель, композитор и политический деятель (с 1710 господарь). В 1711 участник Прутского похода русского царя Петра I. С 1711 в России, советник Петра I по восточным вопросам. Получил титул князя. Участник Персидского похода 1722-23. Труды по истории и географии Молдавии, Османской империи и др., а также музыкально-теоретические трактаты и музыкальные произведения в турецкой традиции.
Литературная энциклопедия
Антиох Дмитриевич, князь [1708—1744] — русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции. Получил блестящее по своему времени образование, принимал живое участие в политической борьбе, отстаивая интересы служилого дворянства («шляхетства») против «верховников». Позднее был дипломатическим представителем России за границей — резидентом в Лондоне и полномочным министром в Париже, где и умер. К. является выразителем настроений той зарождавшейся дворянской интеллигенции, «ученой дружины» (Плеханов), которая создавалась в эпоху петровских реформ и
96 чрезвычайно живо ощущала наступившую после смерти Петра реакцию. В творчестве этой интеллигенции (Прокопович, Татищев, К. и др.) оформляется идеология служилого класса — европеизовавшегося дворянства, — к-рая придает стилю ранней дворянской лит-ры резкий публицистический отпечаток. В творчестве К. с особой силой проявляются элементы «просветительства», выражающиеся как в проповеди просвещения, так и в нападках на темные стороны жизни тогдашнего дворянства. Отсюда — влечение К. к сатире. К. написал 9 сатир, к-рые составляют основу оставленного им лит-ого наследства; остальные его произведения — поэма «Петрида», басни и др. — мало интересны. Каждая из его сатир ставит ту или иную серьезную общественную проблему и разрабатывает ее с большой яркостью для своего времени (недаром сочинения К., не напечатанные при его жизни, расходились в большом числе рукописных списков). Помимо своих тем — «На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», «На бесстыдную нахальчивость», «О воспитании», «На человеческие злонравия» и т. п. — сатиры К. интересны еще своим ярким бытовым колоритом. Невежество, низкопоклонство, жадность, лицемерие, сплетни и т. п. — все эти пороки «казнятся» К. с большой едкостью, и в этом отношении он является интересным предшественником сатирич. журн. Новикова и др. В характерных для настроения тогдашнего дворянства настойчивых указаниях К. на то, что главное в человеке — не «порода», а «выслуга», сказалось наступление среднего служилого дворянства на старые боярские роды. Однако в 30-х гг. XVIII в. это политическое наступление замедлилось, возникла реакция, отразившаяся в творчестве К. пропагандой «златой умеренности» и «малых дел». Кантемир оставил также ряд переводов в прозе (Фонтенель, Монтескье) и в стихах (Гораций, Анакреонт). В последних он первый в русской литературе дал образцы безрифменного стиха.
97 К. сыграл некоторую роль и в развитии русского лит-ого яз. (им напр. введены такие слова, как «центр», «понятие», «средоточие» и др.) и стиха (он значительно приблизил силлабический стих к его переходу в силлабо-тонический, осуществленному Тредьяковским. Специальная его работа, посвященная стиху: «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских»). Сочинения его «весьма много похвалялись современниками». Столетием позднее Белинский отметил, что К. «своими стихами воздвиг себе маленький, скромный, но тем не менее бессмертный памятник». Библиография: I. Впервые сатиры К. были напечатаны после его смерти, в 1762, в значительно искаженном виде. Лучшее изд. сочин., писем и избранных перев. К., под ред. П. А. Ефремова, со вступ. ст. В. Я. Стоюнина, в 2 тт., СПБ., 1867—1868; Полн. собр. оригинальных стихотворений, со вступ. ст. В. Я. Стоюнина, в «Русской поэзии XVIII в.», под ред. С. А. Венгерова, вып. I, СПБ., 1893. См. также вып. VI (стр. 146—210), где помещены подробные библиографические указания и статьи о Кантемире В. Тредьяковского, Венути, И. Баркова, Домашнева, Штелина, Новикова, Сумарокова, Карамзина, Белинского, Полевого и мн. др. Здесь же перечень изд. и пояснения к его сатирам и стихотворениям. II. Кроме ст. о Кантемире В. Я. Стоюнина см. еще: Шимко И., Новые данные к биографии кн. А. Д. Кантемира, СПБ., 1891; Майков Л. П., Материалы для биографии кн. А. Д. Кантемира, СПБ., 1903; Глаголева Т. М., Материалы для полн. собр. сочин. кн. А. Д. Кантемира, «Изв. Отд. русск. яз. и словесн. Академии наук», т. XI, 1906, кн. 1 и 2; Ее же, К литературной истории сатир кн. А. Д. Кантемира. Влияние Буало и Лабрюйера, там же, т. XVIII, 1913, кн. 2; Плеханов В. Г., Собр. сочин., т. XXI, М., 1925. III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910. Л. Тимофеев
Философский словарь
Дмитрий (1673 — 1723) — молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра 1. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластика к рационализму. До начала 18 в. разрабатывал философско-теоло-гическую систему (“Диван, или Спор мудреца с миром”, 1698; “Неописуемый образ священной науки”, 1700, и др.). Позднее эволюционировал к идеям, близким деизму и раннему Просвещению (“Иероглифическая история”, 1705; “Хроника давности румыно-мол-до-влахов”, 1716 — 18; “Естественная история монархий”, 1714, и др.). Осмысление им исторического процесса содержало прогрессивные идеи об универсальном характере цивилизации, известное признание исторической закономерности в рамках теории циклического общественного развития. Наиболее известен труд К. “История возвышения и упадка Оттоманской империи” (1714 — 16), переведенный на ряд европейских языков. Сын К. Антиох К.(1708 — 44) — рус.писатель, сатирик, активный участник петровских реформ, деятель “ученой дружины” Петра I.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАНТЕМИР


будет выглядеть так: Что такое КАНТЕМИР