КАИН И АВЕЛЬ |
Мультимедийная энциклопедия |
в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия,
Каин был первым в истории убийцей, а Авель - первой жертвой
убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом
"кана" (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей:
"произвела я человека" (Быт 4:1), а также со словами "каин"
(кузнец) и "кана" (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель)
возможно восходит к еврейскому слову "хевель" (дыхание).
Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и
больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был
скотоводом, Каин - земледельцем. Каин принес в дар Богу от
плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных
своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение
жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: "где
Авель, брат твой?" - он ответил: "разве я сторож брату моему?"
(Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: "ты будешь
изгнанником и скитальцем на земле" (Быт 4:12), но при этом
метит его "Каиновой печатью", чтобы никто его не убил. Каин
уходит в "землю Нод" (страну скитания), к востоку от Эдема.
Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом
младшим братьям, например Иакову, Иосифу или Давиду; Авель -
первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском
рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни,
скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что
дары, принесенные Каином и Авелем, - это первые
жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому
высказывалось предположение, что в этом предании отразилась
вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не
растений.
Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее
развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в
предшествующем рассказе об Адаме и Еве. Когда Каин начинает
завидовать брату, Бог говорит ему: "Если делаешь доброе, то не
поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех
лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт
4:7). Это первое появление слова "грех" ("хет") в Библии. Грех
Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто
убийство, но братоубийство.
Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и
впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом.
Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1
Ин 3:12), то Авель - как первый праведник, претерпевший
насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4).
В христианской экзегетической традиции Авель - это typos
(прообраз) Христа. С другой стороны, существуют свидетельства,
что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику
израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.
В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил
первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна
из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не
пережили потопа, однако "кенеи", племя кузнецов и металлургов,
упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд
1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели
свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф
чудовище Грендель - потомок Каина. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
КАИН И АВЕЛЬ — согл. ветхозавет. преданию, сыновья первой человеч. пары — Адама и Евы. «И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было по прошествии дней, принес Каин из плодов земли дар богу. И Авель принес также из первород. стада своего и из тука их. И призрел бог на Авеля и на жертву его, а на Каина и на жертву его не призрел. И разгнев. Каин сильно, и поникло лицо его... И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Известно большое число преданий, представл. различ. толкования конфликта между братьями, приведш. к убийству: у К. и А. была сестра (или две сестры, одна из к-рых была красивее другой), из-за нее и возникла ссора («Пещера сокровищ», «Книга Адама», Табари, Ибн аль-Асир, Епифаний); с Авелем род. две сестры-близнецы, одну из к-рых К. хотел взять в жены; К. и А. поссорились из-за «первой Евы» (там же). Последняя версия относится к кругу преданий о том, что сотворение человека происходило дважды; это объясн. тем, что первые Адам и Ева породили духов, сожительствуя с ними. Спор возник из-за неудач. попытки разделить между братьями мир: К. досталось все недвижимое, Авелю — все движимое; К. говорил, что земля, на к-рой стоит Авель, принадлежит ему, Авель же — что одежда на К. принадлежит ему; так возникла борьба, в к-рой вначале побеждал более сильный Авель, но К. умолил брата не убивать его, и, когда тот, сжаливш., отпустил его, убил Авеля. |
|
|