Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАЧАЛОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(настоящая фамилия — Шверубович)
        Василий Иванович [30.1(11.2).1875, Вильнюс, — 30.9.1948, Москва], советский актёр, народный артист (1936). Родился в семье священника. Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, участвовал в драматическом кружке, руководимом В. Н. Давыдовым. Работал в Театре А. С. Суворина (Петербург, 1896—97), Товариществе М. М. Бородая (Казань, Саратов, 1897—1900). С 1900 — в труппе Московского Художественного театра. К. обладал исключительной артистичностью, огромным сценическим обаянием, редким по музыкальности голосом. Острый аналитик, художник философского восприятия жизни, он основывал своё искусство не только на силе эмоционального воздействия, но и на темпераменте мысли, способности воспроизвести драму сознания, раскрыть конфликты идей и убеждений, владеющих его героями. Исполнил в МХАТе 55 ролей. Выступления в пьесах А. П. Чехова и М. Горького сделали К. любимым актёром русской демократической интеллигенции. Мечтающий о прекрасном будущем Тузенбах, рвущийся навстречу борьбе и жизни Петя Трофимов, отчаявшийся, но отвергающий компромиссы Иванов (в пьесах Чехова «Три сестры», 1902, «Вишнёвый сад», 1904, «Иванов», 1904) выразили ожидание социальных перемен, охватившее русское общество в начале века. В роли Барона («На дне» Горького, 1902) К. вскрыл социальную суть психологии барина, превратившегося в босяка и сутенёра, дал замечательный образец мастерства перевоплощения. Проблема «интеллигенция и революция» была остро поставлена К. в роли Протасова («Дети солнца» Горького, 1905). Среди лучших ролей К. дореволюционного периода: Берендей («Снегурочка» Островского, 1900), Иоганн Фокерат («Одинокие» Гауптмана, 1903), Юлий Цезарь («Юлий Цезарь» Шекспира, 1903), Бранд («Бранд» Иосена, 1906), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» Островского, 1910), Каренин («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1911), Горский («Где тонко, там и рвется» Тургенева, 1912). Блеск интеллектуального темперамента К. проявился в ролях Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1906, возобновление в 1914 и 1938) и Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1911). Страстной верой в силу разума было проникнуто исполнение К. роли Ивана Карамазова («Братья Карамазовы» по Достоевскому, 1910). В 1922—24 К. принимал участие в гастролях МХАТа в Европе и Америке. В сов. время в образах, созданных К., наряду со страстным, мужественным гуманизмом, с утверждением героического начала в человеке по-новому, с особой остротой проявились тенденции к сатирическому обличению. В 1926 К. выступил в роли Николая I («Николай I и декабристы» Кугеля), достигнув яркой театральности в психологической характеристике царя-провокатора. В роли Захара Бардина («Враги» Горького, 1935) артист продолжил направление социальной сатиры, связанное в его творчестве с драматургией Горького. В историю советского театра вошёл драматический образ партизанского вожака Никиты Вершинина, воплощённый К. в спектакле «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова (1927). В инсценировке «Воскресения» Л. Н. Толстого (1930) в роли «От автора» К., по словам К. С. Станиславского, создал «... новый жанр — голос автора, его душу» (Собрание соч., т. 8, 1961, с. 411).
         К. выступал на эстраде с исполнением стихов и прозы, а также литературно-музыкальных и драматических композиций (автором которых был он сам), играя иногда сцены с участием нескольких персонажей — из «Юлия Цезаря», «Гамлета» Шекспира, «На дне» Горького, и др. Государственная премия СССР (1943). Награжден 2 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
         Лит.: Эфрос Н. Е., В. И. Качалов, П., 1920; Кугель А. Р., В. И. Качалов, М. — Л., 1927; Марков П. А., Театральные портреты, М. — Л., 1939; Ежегодник МХТ за 1948 г., т. 2 (Памяти В. И. Качалова), М. — Л., 1951 (библ.); В. И. Качалов. Сб. статей, воспоминаний, писем, М., 1954 (библ.); Виленкин В. Я., Качалов, М., 1962; Волков Н. Д., Театральные вечера, М., 1966.
         Т. М. Родина.
        В. И. Качалов в роли Тузенбаха («Три сестры» А. П. Чехова).
        В. И. Качалов в роли Вершинина («Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова).
        В. И. Качалов.
II
Качалов
        Николай Николаевич (20.6.1883, Дрезден, Германия, — 19.6.1961, Ленинград), советский учёный, специалист в области технологии силикатов, член-корреспондент АН СССР (1933). В 1911 окончил Петербургский горный институт. В 1930—61 возглавлял кафедру технологии стекла Ленинградского технологического института. С 1948 работал также в институте химии силикатов АН СССР. Труды К. посвящены изучению процессов оптического стекловарения, шлифовки и полировки стекла. К. впервые дал подробное изложение физико-химических основ важнейших технологических процессов стекольного производства. Ему принадлежат также работы по огнеупорам, технологии фарфора, производства художественного стекла и др. Государственная премия СССР (1947). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
         Соч.: Фарфор и его изготовление, М. — Л., 1927; Основы производства оптического стекла, Л., 1936 (совм. с В. Г. Воано); Основы процессов шлифовки и полировки стекла, М. — Л., 1946; Стекло, М., 1959.
         Лит.: Бахрах А. М., Из истории оптического приборостроения. Очерки, т. 1, М., 1951; Николай Николаевич Качалов, М., 1953 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия химических наук, в. 18).
Ономастикон
см. КАЧАЛИН
Русская цивилизация
(наст, фамилия — Шверубович) Василий Иванович (30.01/11.02.1875-30.09.1948), русский актер, народный артист СССР (1936). Родился в Вильно в семье священника. Студентом юридического факультета Петербургского университета участвовал в драматическом кружке, руководимом В. Н. Давыдовым. На сцене с 1896 (театр А. С. Суворина — Петербург, 1896 — 97, Товарищество М. М. Бородая, Казань, Саратов, 1897-1900). С 1900 - в труппе Московского Художественного театра. Актер высокой интеллектуальной культуры, редкого по музыкальности голоса, «темперамента мысли» и огромного обаяния, Качалов исполнил во МХАТе 55 ролей.
Среди лучших ролей Качалова дореволюционного периода: Берендей («Снегурочка» А. Н. Островского), Чацкий («Горе от ума», А. С. Грибоедова), Иван Карамазов («Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), Гамлет и Юлий Цезарь (в пьесах В. Шекспира), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Каренин («Живой труп» Л. Н. Толстого), Горский («Где тонко, там и рвется» И. С. Тургенева). В инсценировке «Воскресения» Л. Н. Толстого (1930) в роли «От автора» Качалов, по словам К. С. Станиславского, создал «новый жанр — голос автора, его душу». Выступал на эстраде с исполнением стихов и прозы, а также авторских литературно-музыкальных композиций.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
КАЧАЛОВ (настоящая фамилия Шверубович) Василий Иванович (1875-1948), актёр, народный артист СССР (1936). С 1900 в МХТ. Актёр высокой интеллектуальной культуры, огромного сценического обаяния, обладал исключительной пластической выразительностью, редким по красоте голосом. Роли: Тузенбах ("Три сестры"), Трофимов ("Вишнёвый сад", обе пьесы А. П. Чехова), Барон ("На дне" М. Горького), Гамлет ("Гамлет" У. Шекспира), Чацкий ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), от автора ("Воскресение" Л. Н. Толстого), Вершинин ("Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова) и др. Выступал на эстраде с чтением произведений А. С. Пушкина, С. А. Есенина и др. Государственная премия СССР (1943).
2.
КАЧАЛОВ Николай Николаевич (1883-1961), химик-технолог, один из основателей отечественного производства оптического стекла, член-корреспондент АН СССР (1933). Др. исследования по огнеупорам, фарфору, художественному стеклу. Государственная премия СССР (1947).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАЧАЛОВ


будет выглядеть так: Что такое КАЧАЛОВ