Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        юридическое понятие, охватывающее вопросы о силе, создающей право, и силе, придающей ему общеобязательный характер. Термин «И. п.» употребляется в научной литературе и в смысле источников познания права, т. е. материалов, которые содержат данные, позволяющие познать характер и содержание права различных государств в разные эпохи (тексты законов, записи обычаев, судебные дела, выступления юристов, летописи и исторические хроники, археологические памятники и т. д.). Впервые термин «И. п.» применил римский историк Тит Ливий, назвавший законы двенадцати таблиц (см. Двенадцати таблиц законы) источником всего публичного и частного права (т. е. современного Титу Ливию римского права (См. Римское право)). В буржуазной правовой науке существует множество противоречивых точек зрения по вопросу об И. п., общим для которых является идеалистическая трактовка права, полный отрыв его от экономических условий жизни общества, от классовой борьбы. Силой, создающей право, буржуазные юристы считают божественную силу, духовный мир человека, его психику, природу человеческого разума, национальный дух и традиции народа, некую высшую норму справедливости и т. д.; силой, придающей праву общеобязательный характер, — законы и иные нормативные акты, судебные прецеденты (см. Прецедент), правовые обычаи, которые якобы сами по себе в силу своей формы обязывают к определённому поведению. При такой позиции форма права получает автономное, самодовлеющее значение и полностью отрывается от содержания права. Все буржуазные теории И. п. при всём их разнообразии преследуют цели — затушевать классовый характер буржуазного права, доказать его объективную необходимость и обязательность, оправдать характерное для современных империалистических государств расширение правотворческой деятельности судебных и административных органов, акты которых приравниваются по юридической силе к закону.
         В социалистическом праве материалистическое понимание природы права и диалектический подход к вопросам создания и обязательности правовых установлений обусловили принципиально иное решение проблемы И. п. Различаются И. п. в материальном и формальном (юридическом) смысле. И. п. в материальном смысле — совокупность социальных факторов, создающих право: государство, классы и их борьба, идеология и политика, материальные условия данного классового общества. Государственная Власть, опосредствуя через сознание и волю господствующего класса материальные условия жизни общества, выражает его интересы в праве, обеспечивает охрану правовых установлений от нарушений. В формальном смысле И. п. — формы выражения государственной воли, при которых содержащиеся в них правила приобретают значение норм права. В этом смысле советские учёные видят в И. п. не силу, сообщающую праву обязательность, а формы существования права — акты, содержащие нормы права. В СССР — это законы СССР, союзных и автономных республик, нормативные указы президиумов Верховных Советов СССР, союзных и автономных республик, постановления и распоряжения Советов Министров СССР, союзных и автономных республик, приказы и инструкции министров СССР, союзных и автономных республик, решения местных Советов депутатов трудящихся и их исполкомов. В определённых случаях, предусмотренных законом, И. п. являются нормативные акты общественных организаций (например, постановления ВЦСПС по вопросам охраны труда), коллективные договоры (См. Коллективный договор).
         Аналогичные И. п. существуют и в других социалистических странах. Во всех социалистических странах судебный прецедент не признаётся И. п., почти не находит применения правовой обычай.
         Л. Ф. Шебанов.
Большой юридический словарь
формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм (см. Норма права). Основными видами И.п. являются нормативные правовые акты и правовые обычаи, прецеденты судебные, а также международные договоры и внутригосударственные договоры (договоры нормативного содержания).
Энциклопедия Юриста
объективная форма выражения права. Термин в научный оборот ввел Тит Ливии при характеристике Законов XII таблиц (см. Двенадцати таблиц законы).
В юридической науке принято выделять И.п. в материальном, идеальном и формальном смысле. И.п. в материальном смысле являются существующие в конкретно-исторический период развития цивилизации общественные отношения. Данный подход основательно разработан марксистским учением о способах производства и формах собственности. Согласно этой теории право (и по форме, и по содержанию) взаимосвязано и взаимообусловлено господствующим в определенной общественно-исторической формации способом производства. Под И.п. в идеальном смысле понимают правосознание. Под И.п. в формальном (юридическом) смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли (нормативные акты).
Современная юриспруденция выделяет следующие виды И.п.: правовой обычай - исторически первый И.п., представляющий собой санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного и единообразного повторения определенных действий; правовой прецедент - решение судебных или административных органов по конкретному делу. которое становится общеобязательным при разбирательстве аналогичных дел: нормативный акт - акт право-творчества. содержащий нормы права:
нормативный договор - соглашение субъектов права: правовая доктрина - совокупность идей. взглядов,теорий,содержащих представление о необходимом для данного общества праве.
Роль И.п. в различных правовых системах неодинакова. Закону, прецеденту, доктрине придается разное значение.
Различные правовые системы имеют тенденцию к сближению, а следовательно, иерархия И.п. во многих странах приобретает сходные черты, Главенствующую роль играет закон (нормативный правовой акт). Это касается прежде всего англосаксонской правовой системы. и континентальной правовой системы. Однако мусульманское право все еще остается консервативным. По-прежнему основополагающими И.п. являются: Коран, Сунна, иджма (единое соглашение мусульманского общества), кияс (суждение по аналогии).
Используя термин "И.п.-", необходимо учитывать, в каком смысле (материальном, идеальном или формальном) он употреблен и для характеристики какой правовой системы применяется. '.
Лит.: Давид Р., Жоффре-Спино-зи К. Основные правовые системы современности. М., 1996: Источники права, М.,1981;3ивс С.Л. Источники права. М., 1981: Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы)// Правоведение, 1992. № 2. С. 23-30.
Малиновский А.А.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИСТОЧНИКИ ПРАВА


будет выглядеть так: Что такое ИСТОЧНИКИ ПРАВА