Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИРВИНГ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ирвинг (Irwing)
        Генри (настоящие имя и фамилия Джон Генри Бродрибб; Brodribb) (6.2.1838, Кейнтон, — 13.10.1905, Лондон), английский актёр, режиссёр, театральный деятель. Воспитывался в семье торговца. Актёрскую деятельность начал в 1856 в провинции. Выступал в театрах Эдинбурга, Манчестера, Ливерпула, Глазго и др. городов, играя разнообразные роли (от высокой трагедии до пантомимы и бурлеска). Выразительная мимика, чёткость внешнего рисунка, сценический темперамент и обаяние придавали игре И. неповторимое своеобразие. С 1866 жил в Лондоне, выступал в мелодрамах. В 1867 исполнил роль Петруччо («Укрощение строптивой» Шекспира). Роль Катарины в этом спектакле играла Э. Терри. Содружество этих актёров продолжалось до 1898 и стало эпохой в английском театре конца 19 в. Роль Гамлета («Гамлета-Шекспира), сыгранная И. более 200 раз, выдвинула его в ряды лучших актёров Великобритании. Исполнил также роли: Макбет, Отелло, Ричард III («Макбет», «Отелло», «Ричард III» Шекспира) и др. В 1878—98 совместно с Терри руководил театром «Лицеум». И. возродил на английской сцене драматургию У. Шекспира. Его постановки отличались яркой зрелищностью, исторической достоверностью, но И. трактовал трагедии Шекспира в духе сентиментализма и стремился выделить в героях одну черту характера. Выступал как чтец и лектор, писал статьи о творчестве актёра, защищая его права и общественное положение. Под редакцией И. изданы сценические тексты Шекспира. И. часто гастролировал в США, оказав воздействие на развитие американского театра. Был первым актёром Великобритании, получившим дворянский титул (1895).
         Лит.: Терри Э., История моей жизни, [пер. с англ.], Л.—М., 1963; Stoker В., The personal reminiscences of Н. Irving, v. 1—2, L., 1906; Irving L., Н. Irving. The actor and his world, L., [1951].
         Н. В. Минц.
        Г. Ирвинг в роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира).
II
Ирвинг (Irving)
        Уошингтон (3.4.1783, Нью-Йорк, — 28.11.1859, Тарритаун), американский писатель, зачинатель романтизма и жанра новеллы в литературе США. Сын купца, выходца из Шотландии, участника Войны за независимость в Северной Америке 1775—83. Дебютировал серией шутливых зарисовок американского быта. Написанная от имени вымышленного лица (Дидриха Никербокера) «История Нью-Йорка» (1809) — бурлескно-комическая хроника города Нью-Йорка в ту пору, когда он был ещё небольшим голландским поселением. «Книга эскизов» (1819—20) — пёстрое смешение новелл, очерков, статей. В книге «Брейсбридж-холл» (1822) даны картины жизни обитателей патриархального английского поместья. В «Рассказах путешественника» (1824) И. осудил ханжество и пуританскую нетерпимость. В сборнике «Аль-гамбра» (1832) причудливая фантастика не мешает И. обличать деспотизм. Но в книге «Астория» (1836) И. идеализирует капиталистическую экспансию на Запад.
         Соч.: Works, v. 1—12, N. Y., 1910; в рус. пер. — Рассказы и легенды, М.—Л., 1939; Новеллы, М., 1954.
         Лит.: История американской литературы, т. 1, М.—Л., 1947; Шерстюк В. Ф., Новеллы В. Ирвинга 20-х гг., «Уч. зап. Московского областного пед. института. Зарубежная литература», 1963, т. 130; Warner Ch. D., Washington Irving, Port Washington (N. Y.), [1968].
         Б. А. Гиленсон.
Современная Энциклопедия
ИРВИНГ Генри (настоящие имя и фамилия Джон Генри Бродрибб) (1838 - 1905), английский актер и режиссер. На сцене с 1856. Руководил (с Э. Терри) театром "Лицеум" (1878 - 98, Лондон). Роли в одноименных пьесах У. Шекспира: Гамлет (1874), Отелло (1877). Поставил: "Король Лир" (1892) и "Ричард III" (1896) Шекспира. Первый актер Великобритании, получивший дворянский титул (1895). ИРВИНГ Джон (родился в 1942), американский писатель. В трагикомическом романе "Мир глазами Гарпа" (1977), "Отель "Нью-Гэмпшир"" (1981), "Инструкции для сидроварильни" (1985) герои, "неисправимые" индивидуалисты, вступают в неизбежный конфликт с законами всеобщей стандартизации и дегуманизации, не впадают в отчаяние или цинизм, доверяясь несбыточной мечте об идиллии уютного семейного очага. Статья "В защиту сентиментальности" (1979) о возврате к традиционным нравственным ценностям.
Литературная энциклопедия
Вашингтон [Washington Irving, 1783—1859] — северо-американский писатель. Родом из семьи состоятельных нью-йоркских буржуа. Первым лит-ым опытом И. были газетные очерки в духе аддисонова «Зрителя» под характерным псевдонимом «Jonathan Oldstyle». В 1807—1808 совместно с Джемсом Полдингом (J. Paulding) И. выпускал альманах «Всякая всячина» (Salmagundi), составлявшийся из юмористических и бытовых зарисовок Нью-Йорка. В эти годы Нью-Йорк быстро становился центром торговой буржуазии, демократическая серость к-рой претила романтику И. Теплый юмор его «Истории Нью-Йорка (с сотворения мира и по конец голландской династии), составленной Дидрихом Никкербокером» (Knickerbocker’s History of New-York, 1809) возвращал читателя к живописной экзотике захолустного голландского поселения, каким был Нью-Йорк еще
564 в конце XVIII в. Книга имела большой успех и дала имя целой лит-ой группировке Нью-Иорка (Knickerbocker group — Полдинг, Галлек и др.). Той же эстетической романтикой прошлого полны последующие книги И., написанные в форме очерков: «Sketch book» [1819], «Bracebridge Hall» (Поместье Брэйсбридж, 1822), «Tales of a Traveller» (Письма путешественника, 1824), «Conquest of Granada» (Завоевание Гренады, 1829) и «Legends of Alhambra» (Легенды Альгамбры, 1832). Все эти книги были написаны в Европе, где И. с 1814 был торговым представителем фирмы своих братьев в Ливерпуле, а с 1826 но 1832 — атташе американского посольства в Мадриде. Терпеливо выжидая в Европе той норы, когда из американских дельцов сформируются меценаты, И. в Англии, только что перенесшей луддитские волнения, видел лишь уютные поместья и живописные церкви, а в Испании — одни мавританские древности. Безукоризненные по яз. очерки И., соединяя блестящую стилизацию под скэтчи Аддисона с модным со времени Вальтер Скотта историзмом, стали классическим образцом английской художественной речи и сделали И. первым из американских писателей, получивших признание в Англии. Сам И. пишет в одном из предисловий: «Казалось каким-то чудом, что американский дикарь может сносно писать по-английски. На меня смотрели (в Англии) как на что-то новое и странное в лит-ре: полудикарь с пером в руке, а не в голове». И. открывает собою ряд американских писателей, тяготевших к Европе, ее культуре и ее лит-ой технике (ср. Г. Джемс, Кэбелл и др.). Написанные по возвращении в Америку «A tour on the prairies» (Поездка в прерии, 1835), «Astoria» [1836] и «Adventures of captain Bonneville» (Приключения капитана Бонвиля в Скалистых горах и на Дальнем Западе, 1837) показали, что И. отказался от романтико-эстетического пренебрежения к деляческой прозе американской действительности и, как он сам пишет, «признал заслуги великого торгового и финансового класса нашей страны» и разумность «нашего правления, основанного на компромиссе». В другом письме И. находим «похвалу» земельным спекуляциям на Западе, в к-рых И. видел мощный двигатель прогресса. В «A tour on the prairies» видим художественно беспомощную попытку И. описать пионерскую экспансию, в «Astoria» — восторженный апофеоз экономического освоения Аляски одним из первых миллионеров — меховым королем Астором. Все это восстанавливало ослабевший в Америке интерес к И., обеспечивая ему выпуск биографий, продолжавших линию ранней его работы («Колумб», 1828). Одна за другой печатаются «Жизнь Голдсмита» [1849], «Жизнь Магомета» [1850], пятитомная «Жизнь Вашингтона» [1855—1859], но все эти попытки И. приспособиться к новым вкусам американской публики были вне его художественных
565 возможностей и сводились, по выражению одного его биографа, «к стараниям старого джентльмена выполнить свои обязанности перед издателем». Самый ценный вклад И. в американскую художественную лит-ру — это оформление им в ранних «Sketch books» нового жанра short story, получившего после Эдг. По такое широкое развитие. От переходной формы художественного фельетона (sketch) через сцепление их единым рассказчиком («Bracebridge hall») И. доходит до фабульного рассказа (short story). Таковы знаменитые «Rip Van Winkle», «Legend of sleepy hollow» (Легенда об уснувшей долине) и др. short stories, вошедшие в «Sketch books». Библиография: I. Собр. сочин. в 2 тт., N.-Y., Putnam, 1910; Irving P. M., Life and letters of W. Irving, pp. 862—864. II. Warner C. D., W. Irving, 1881; Boynton H. W., W. Irving, 1901; Hellman G. S., Washington Irving Esq. Ambassador, 1925. Ив. Кашкин
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИРВИНГ


будет выглядеть так: Что такое ИРВИНГ