Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИОСИФ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Иосиф (Joseph)
        В «Священной Римской империи» и австрийской монархии Габсбургов:
         И. I (26.7.1678, Вена, — 17.4.1711, там же), император в 1705—11. Старший сын императора Леопольда I. Энергично продолжал войну за Испанское наследство (1701—14). В империи пытался вновь усилить императорскую власть. В наследственных землях Габсбургов проводил политику меркантилизма. Большим влиянием при нём пользовался Евгений Савойский.
         И. II (13.3.1741, Вена, — 20.2.1790, там же), император в 1765—90; в габсбургских наследственных землях в 1765—80 соправитель своей матери Марии Терезии (См. Мария Терезия), затем правил единолично. Представитель так называемого просвещённого абсолютизма (См. Просвещенный абсолютизм), И. II пытался преобразовать наиболее устаревшие феодальные институты монархии Габсбургов путём реформ «сверху», учитывая потребности буржуазного развития. Проводил политику протекционизма, поощрения мануфактур, отменил личную крепостную зависимость крестьян (1781—85), предпринял попытку ввести единый поземельный налог (реформа не была проведена в жизнь из-за ожесточённого сопротивления дворянства, также подлежавшего обложению). И. II ограничил самостоятельность католической церкви в австрийских землях, упразднил многие монастыри, частично секуляризовал церковное имущество, способствовал развитию светской школы; в 1781 издал патент о веротерпимости (так называемый толерантный патент). В монархии Габсбургов, действуя насильственно-бюрократическими методами, попытался ввести единую строго централизованную систему управления; немецкий язык был (в 1784—85) введён в качестве официального во всех частях монархии. Эта политика вызвала взрыв сопротивления, особенно в Австрийских Нидерландах (см. Брабантская революция 1789-1790), в Венгрии. Во внешней политике (которой наряду с военным делом И. II ведал ещё будучи соправителем) отличался агрессивностью (в частности, был при австрийском дворе в числе наиболее активных сторонников участия Австрии в первом разделе Польши, 1772). Стремился утвердить и укрепить господствующее положение Австрии в империи; встречая сопротивление всё более усиливавшейся Пруссии, искал сближения с Россией (союз 1781).
         Лит.: Митрофанов П., Политическая деятельность Иосифа II, ее сторонники и ее враги, СПБ, 1907. См. также лит. при ст. Иозефинизм.
II
Иосиф
        согласно древнееврейским историческим легендам, сохранившимся в Ветхом завете, любимый сын Иакова от Рахили. Проданный своими братьями в рабство, И. после долгих злоключений стал фактически править Египтом по поручению фараона. Когда гонимые голодом прибыли в Египет за хлебом его братья, И. предложил им и всему роду Иакова переселиться в эту страну. Вскоре они там поселились (провинция Гесем). При исходе евреев из Египта они взяли с собой, согласно завещанию И., его останки и предали их погребению в Ханаане.
         С некоторыми модификациями повествование об И. вошло в Коран. Отдельные сюжеты стали темой многих литературных произведений средневековья (персидско-таджикских поэм) и нового времени (Т. Манн, Назым Хикмет и др.), неоднократно находили отражение в изобразительном искусстве (у художников школы Рембрандта и др.).
Мультимедийная энциклопедия
1. в Новом Завете СВ., в Новом Завете, супруг Девы Марии и приемный отец Иисуса Христа. В евангелиях говорится, что Иосиф, потомок царя Давида, был плотником и праведным человеком. У Матфея, в рассказе о рождении и детстве Иисуса, ему отводится важная роль. В евангельских рассказах об общественном служении Иисуса не содержится указаний на то, что Иосиф к тому времени был еще жив, а упоминание Евангелия от Иоанна (19:26-27) о том, что во время распятия Иисус поручил свою мать заботам любимого ученика, позволяет думать, что, по мнению евангелиста, Мария к этому времени овдовела. Раннехристианские и средневековые легенды изображали Иосифа вдовцом преклонного возраста, подкрепляя тем самым всеобщее убеждение, что его брак с Марией не подразумевал плотских отношений, и объясняя упоминание о братьях и сестрах Иисуса (Мк 6:3) тем, что это были дети Иосифа от первого брака. Религиозное почитание св. Иосифа возникло после 13 в. и развивалось вплоть до середины 20 в. В католичестве его почитают как "покровителя вселенской церкви", а также покровителя всех трудящихся, семьи, девственниц и умирающих. 2. в Ветхом Завете в Ветхом Завете, одиннадцатый сын Иакова и первенец его любимой жены Рахили (Быт 30:24). Будучи поздним ребенком ("сыном старости"), Иосиф был особенно обласкан своим отцом, что возбуждало ревность в его братьях. Эта ревность особенно усилилась после того, как Иосиф рассказал им два своих сна: в одном из них снопы, связанные братьями, поклонились снопу Иосифа, а в другом солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились Иосифу; эти сны явно указывали на то, что Иосиф будет царствовать над братьями (Быт 37:2-11). Однажды, увидев Иосифа, которого отец послал за ними, братья решили убить его, однако Рувим отговорил их от этого, и вместо этого они продали его в рабство купцам, караван которых направлялся в Египет, а Иакову сказали, что мальчика сожрал дикий зверь. В Египте Иосиф был брошен в темницу по ложному обвинению в надругательстве над женой своего господина. Здесь он успешно истолковал сны главного виночерпия и главного хлебодара фараона, заключенных в ту же темницу. Впоследствии, когда самого фараона смутили сны про семь тощих коров, сожравших семь тучных коров, и про семь тощих колосьев, сожравших семь полных колосьев, и когда никто из его мудрецов не смог их истолковать, Иосиф был доставлен к правителю. Согласно объяснению Иосифа, эти сны означали, что за семью годами изобилия последуют семь лет голода. Это толкование было принято, и Иосиф был поставлен наместником фараона в Египте для того, чтобы обеспечить необходимые запасы продовольствия. Иосиф получил почетное египетское имя Цафнафпанеах, и ему дали в жены Асенефу, дочь гелиопольского жреца Потифера, которая родила ему двух сыновей, Манассию и Ефрема. Когда наступили годы голода, постигшего также и соседние страны, братья Иосифа пришли в Египет, чтобы купить хлеба для своих семей в Ханаане. Иосиф, которого они не узнали, обвинил их в том, что они - соглядатаи, однако отпустил в Ханаан с условием, что в следующий раз они приведут с собою Вениамина, младшего из братьев и единственного полного брата Иосифа. В следующий их приход Иосиф открыл им свое имя и предложил братьям поселиться вместе с семьями и престарелым отцом в Египте. Братья согласились и поселились в Гесеме. Перед смертью Иаков благословил двух сыновей Иосифа как своих собственных, и они стали прародителями двух колен Израиля. Когда Иаков умер, Иосиф отвез его останки в Ханаан и похоронил в пещере Махпела. Иосиф умер в возрасте 110 лет. Перед смертью он наложил на "сынов Израиля" клятву: уходя из Египта, они должны взять с собой прах Иосифа и похоронить его в земле обетованной. Моисей исполнил этот обет во время исхода, и Иосиф был погребен в Сихеме (Быт 50:25-26; Исх 13:19; Ис Нав 24:32).
Русская цивилизация
(в миру Иван Ефимович Литовкин), преподобный оптинский старец (2.11.1837 — 9.05.1911). Родился в семье сельского головы. Юноша стремился к духовной жизни. Сестра Александра советовала ему идти в Оптину пустынь, к старцам. Прп. старца Макария к тому времени уже не было в живых, но уже воссиял в Оптиной пустыни новый светильник — прп. старец Амвросий.
По оптинскому обычаю, каждый новоначальный должен был потрудиться в трапезной. На этом нелегком послушании обнаружились и окрепли добрые качества души будущего старца: беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Навидавшись и натерпевшись всего в миру, он понимал, какой бесценный дар Божий — покой и тишина святой обители. И вскоре посетил его Господь великим утешением. Брат Иван был определен в келейники к прп. Амвросию.
В 1872 он был пострижен в мантию с именем Иосиф, в 1877 — рукоположен в иеродиакона, а 1 октября 1884 за литургией в честь торжественного открытия Шамординской женской обители прп. Иосиф был рукоположен в иеромонаха. К этому времени он уже был старшим келейником старца Амвросия. Тихий и серьезный, выходил он к посетителям, внимательно выслушивал, в точности передавал ответ старца, ничего не добавляя от себя. Но все чаще старец отсылал посетителей спросить совета у келейника, и всех поражало, что его слова буквально совпадали с тем, что говорил сам прп. Амвросий.
В 1890 старец Амвросий, уезжая в Шамордино, впервые не взял с собой верного помощника. «Тебе нужно здесь оставаться, ты здесь нужен», — сказал ему старец. 1891 год был последним в жизни старца Амвросия. Теперь прп. Иосиф остался один. На него легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер. Несмотря на слабое здоровье и непосильные труды, он не позволял себе никаких послаблений: был строгим постником, очень мало спал, носил старую и бедную одежду.
Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов. Известен такой случай. Одна женщина, живя в Оптиной, сильно заболела; она попросила отвести ее в «хибарку» к преподобному. Он ее принял и, дав ей в руки свои четки, пошел в спальню, сказав: «Подожди». А когда он вышел, она совершенно забыла про свою болезнь. Когда прп. отец наш Иосиф тихо отошел ко Господу, во время погребения его рука была мягкой и теплой, как у живого. Уже на девятый день после кончины на могиле произошло первое чудо — исцеление бесноватой.
Энциклопедия Отечеcтво
ИОСИФ (?-1652), патриарх Московский и Всея Руси с 1642. Расширил деятельность московского Печатного двора (впервые изданы Жития русских святых, Кормчая книга, "Грамматика" Мелетия Смотрицко-го и др.). Направил Арсения (Суханова) на Ближний Восток с целью покупки богослужебных книг. На Земском соборе 1651 выступил за присоединение Украины к России.
Словарь синонимов Абрамова
|| целомудрен, как Иосиф
Имя собственное в русской поэзии 20 в
1. (тж в назв.; библ.; любимый сын патриарха Иакова и Рахили) Так, среди «Записки кушетки» и «Нежный Иосиф», «Подвиги Александра» ваяете чудесными руками – Как среди цветов колосьев С рогом чудесным виден камень. (о книге М. А. Кузмина) Хл909 (56); Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, проданный в Египет, Не мог сильнее тосковать! ОМ913 (91.2); ИОСИФ Загл. Цв917 (I,369.2); Спор Иосифа! Перед тобой – Что – Иакова единоборство! И глотает – с улыбкою – вой Молодая жена царедворца. ib.; И вот исчез, в черную ночь исчез, – Как некогда Иосиф, плащ свой бросив. Гляжу на плащ – черного блеска плащ, Земля сгорит, а сердце – смерти просит. Цв920 (I,558.1); От бабы Иосиф-то Нагишом, – берегись! На женском волосике Не один уж повис! – Цв920 (III,227); 2. (св. Иосиф; обрученный муж Девы Марии) Видит в долах он озера да кусты, Чрез озера перекинуты мосты. Как по мостику, кудряв и желторус, Бродит отрок, сын Иосифа, Исус. Ес917 (I,278); 3. (вар. к ОСИП; О. Э. Мандельштам) Мандельштам Иосиф автор этих разных эпиграмм, – Никакой другой Иосиф не есть Осип Мандельштам. Шутл. ОМ925 (347.3); Мне вспомнился старинный апокриф – Марию Лев преследовал в пустыне По той простой, по той святой причине, Что был Иосиф долготерпелив. Шутл. ОМ(933) (359.3)
Литературная энциклопедия
С. О. — см. статью «Румынская литература».
Энциклопедия литературных героев
ИОСИФ (нем. Joseph) - герой романа Т.Манна «Иосиф и его братья» (1933-1943), знаменитый Иосиф Прекрасный из Ветхого завета, сын Иакова и Рахили, проданный завистливыми братьями в рабство, попавший в Египет, где он, сделав замечательную карьеру, спасает от голода страну и весь род Израилев. В исполненной поэзии и юмора интерпретации Т.Манна И.- герой «истории, которая сама себя рассказывает», возникшей из ритуала неспешных пастушьих разговоров: «Знаешь ли ты об этом?» - «Знаю доподлинно!» Библейские персонажи (Авраам, Исаак, Иаков, сам Иосиф) в романе Т.Манна связаны не только кровным родством, но и особой духовной призванно-стью: «разгадать» своего, истинного Бога и претворить затем его замысел о себе. Личное, индивидуальное смиряется в И. перед осознанием мифологически-родового. Именно поэтому «сплошные обманы, обмены первородством и благословением, подмена невест и обмен богатством» - повторяющийся мотив судьбы И. и его предков, людей, лишенных корыстолюбия и расчета. Второстепенные персонажи романа (их нравственное достоинство определяется способностью оценить призван-ность героя), говоря об И., вне зависимости от отношения к нему, используют одни и те же образы, словно сам миф говорит их языком. Библейский миф в преломлении романа Т.Манна бесконечно варьирует соперничество двух типов братьев - элементарность, хамство «красных», «косматых» и плутоватость, едва ли не подловатость «гладкокожих», одаренных (в отличие от косноязычных и воинствующе ограниченных «красных») не только красноречием и миролюбием, но и даром провидения. С улыбкой автор честно признает «недостатки» любимца Иакова: И. предатель, хвастун, доносчик и к тому же сплетник. Но, облагороженные смехом прозрения и веры, все его «недостатки» - лишь средство для последовательного претворения воли сотворенного предками, взлелеянного Иаковом Бога.
Образ И. тесно связан с темой бездны. Это колодец, яма, из которой поглощенный ею герой (тот семнадцатилетний И., который считал, что каждый, кто на него посмотрит, обязан его полюбить больше, чем себя самого) в своем первоначальном качестве так и не вышел. И. словно бы умер, возродившись в новом качестве: умудренного, обретшего призвание Узарсифа или Озарсифа. «Преступная доверчивость и слепая требовательность», свойственные юному И., трансформировались в новую, стоическую позицию, в осознание собственного предназначения и понимание своей избранности.
Исключительность, избранность героя - одна из самых устойчивых в творчестве Т.Манна тем (Ганс Касторп, Адриан Левер-кюн, Тонио Крегер, Грегориус). В образе И. она приобретает особый оттенок благодаря отчетливому осознанию героем собственной избранности. С юмором и взволнованностью автор констатирует попустительскую благосклонность судьбы, прощающей своему любимцу лукавство, а заодно лживость, бахвальство, самодовольство, вороватость и т.д.
И.- любимое дитя Иакова. Детскость его (даже ранний эгоцентризм и самовлюбленность) не только служит ему талисманом, за щитой от житейской скверны, это еще и своеобразная психологическая ниша, позволяющая герою победить судьбу. И.- самый талантливый слушатель и ученик, сын «миловидной» и праведной, кроткой Рахили, после ее смерти словно усвоивший и ее духовную, женственную и гораздо более пластичную, чем отцовская, суть. Двенадцать сыновей Иакова воплощают в романе различные свойства мужской природы. Тринадцатая, единственная дочь Иакова, сестра И. Дина, по словам автора, в расчет не идет - девочка! - поэтому женское, точнее, женственное начало приходится в романе также на долю избранника, поразительно похожего внешне на мать, «миловидную Рахиль». Женственное стремление «изумлять» не однажды оказывается пагубным для И. Символ женственности - кетонет - свадебный наряд Рахиль, подаренный И. отцом.
Мистика чисел, всегда специфически организующая сюжет у Манна, по-своему обнаруживается в романе об И. Ключевые события в судьбе героя проигрываются дважды. Дважды он разгадывает вещие сны. Дважды приходят к нему, ставшему знатным египетским вельможей и другом фараона, братья. Дважды герой оказывается низвергнутым в бездну - в яму, воплощающую кроме всего прочего и материнское лоно, из которого он дважды возрождается для новой жизни. Первый раз - превращаясь в раба Озарсифа, ставшего в итоге управляющим вельможи Петепра, второй - становясь другом и советчиком самого фараона Аменхотепа. И. оказывается виновным дважды, в разных ситуациях по-разному - перед братьями и Мут-Эм-энет. Дважды возникает в связи с героем и мотив поруганной девственности - сорванные одежды в сцене расправы над наряженным в кетонет И. обезумевшими от гнева и ревности братьями; эпизод сексуального домогательства Мут-Эм-энет, играющей в их отношениях активную мужскую роль.
И., согласно концепции Т.Манна,- герой и трикстер в одном обличье, благородно-созидающее призвание в нем сочетается с лукавством плута. Но в отличие от других «гладких» И. осознанно целомудрен, естественно благороден и, что самое главное, большую часть жизни согласует личные потребности с осуществлением разгаданного божьего замысла о себе самом, призванном Господом спасти Его народ. Функционально И. не только кормилец, но и утешитель. Сначала интуитивно, а потом осознанно постигший свою избранность, он обладает естественной способностью нравиться: он дарит радость и утешение самим своим существованием, а непринужденная услужливость и искренняя готовность растворяться в интересах других перекликаются с бескорыстием другого героя литературы XX века - Теофила Норта Т.Уайдлера, столь же дипломатично-обаятельного и самоотверженного. Автор с симпатией и подробно излагает «семь причин» целомудрия И., однако истинную причину его неготовности ответить на любовь жены Петепра определяет опыт «первой ямы», приобретя который он понимает, что любовь ему запрещена, потому что он - избранник бога, в отличие от Адриана Леверкюна - любимца дьявола.
Несмотря на мифологическую структуру, И.- самый реальный из героев Т.Манна, более всех понятный, портретно и поведенчески «видимый». Убедительность образа такова, что на вопрос: «Знаешь ли ты об этом?» - с чистой совестью можно ответить: «Знаю доподлинно!»
Лит.: Leopold К. The time levels in Tomas Mann's Joseph the provider. Brisbane, 1958.
Т.Н.Суханова
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИОСИФ


будет выглядеть так: Что такое ИОСИФ