Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИОАНН БОГОСЛОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        в новозаветных легендах один из апостолов (См. Апостолы), ученик Иисуса Христа; сын галилейского рыбака Зеведея. По утверждению Папия, епископа Иерапольского (1-я половина 2 в.), И. Б. был убит в 60-х гг. 1 в. Согласно позднейшей христианской традиции, И. Б. дожил до рубежа 1—2 вв. (закончил жизнь в Эфесе). Христианская церковь приписывает И. Б. ряд сочинений, включенных в Новый завет: 4-е евангелие (См. Евангелия), три послания и Апокалипсис (в действительности являющихся сочинениями различных авторов).
Мультимедийная энциклопедия
из рукописи 11 в. (Codex Caesareus Upsaliensis). СВ., по преданию - автор Евангелия от Иоанна, входящего в состав Нового Завета. Его отождествляют с одним из учеников Иисуса Христа, который до того, как он последовал за Иисусом, занимался рыболовным промыслом вместе со своим отцом Зеведеем и братом Иаковом на Галилейском море. Иоанн, как и его брат Иаков, часто упоминается в евангелиях. Вместе с Петром они составляли наиболее близкий круг друзей Иисуса, приходясь, возможно, родственниками последнему по материнской линии. Согласно Евангелию от Иоанна (19:25-27), на попечении Иоанна осталась мать Иисуса. По свидетельству Деяний апостолов, в самом начале эпохи распространения христианства он подвизался вместе с апостолом Петром (Деян 3); Павел говорит о нем как об одном из вождей христианской общины в Иерусалиме (Гал 2:9). Позднее он отправился в Малую Азию, вероятно - в Эфес, где скончался ок. 100. Традиция приписывает Иоанну Богослову авторство трех новозаветных посланий и книги Откровения (Апокалипсиса). День памяти святого 27 декабря (в Русской православной церкви 8 мая по старому стилю). Евангелие от Иоанна. Рассказ евангелиста Иоанна о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа существенно отличается от рассказов, содержащихся в т.н. синоптических евангелиях (от Матфея, от Марка и от Луки). Согласно этому евангелию, проповедническая деятельность Иисуса длилась два или три года и несколько месяцев (расхождение в счете лет связано с расхождениями в толковании праздника, упоминаемого в Ин 5:1), между тем как другие евангелия не содержат ясных указаний относительно продолжительности этого периода, хотя по некоторым признакам можно заключить, что они ограничивали этот срок одним годом. Евангелие от Иоанна описывает проповедь в Иудее как первый этап служения Иисуса и как последний его этап, в других же евангелиях нет упоминаний о первом периоде, а о последнем рассказывается гораздо более кратко. В Четвертом евангелии Иисус постоянно проповедует на богословские темы (в том числе - и о себе как о Сыне Божьем и Спасителе). У синоптиков также приводятся длинные проповеди Иисуса, однако они имеют библейское содержание и подчинены скорее морально-практическим, чем богословским целям. Кроме того, автор Евангелия от Иоанна использует религиозную терминологию, заимствованную из обихода не только еврейских, но и нееврейских сект и религиозных течений конца 1 в. Содержание Евангелия. Материал Евангелия от Иоанна распределяется следующим образом: 1:1-18, пролог и богословское обоснование (Иисус из Назарета - воплощение Божественного Слова); 1:19-51, свидетельства об Иисусе Христе; 2:1 - 12:25, Иисус открывает себя в своих деяниях и проповеди; 13:1 - 21:25, миссия Иисуса исполнена; смерть и воскресение. Отрывок 7:53 - 8:11 (о прощении грешницы - "иди и впредь не греши") в некоторых рукописях отсутствует, в других он помещен в конец Евангелия от Иоанна или - после стиха 21:38 Евангелия от Луки. Вероятно, он не входил в первоначальный текст Четвертого евангелия, но был сохранен вместе с ним в качестве подлинных слов Иисуса. Характер и цель Евангелия. Цель написания Евангелия сформулирована в 20:31. Оно было призвано укрепить христиан (вероятно, языческого происхождения) в их вере в божественность Иисуса Христа и его божественное предназначение, поскольку лишь через веру в него люди могут обрести вечную жизнь. Руководствуясь этой целью, евангелист описывает (в 2:1 - 12:50) семь чудес, или "знамений" Иисуса, отобранных из числа других подобных деяний, известных по устным преданиям (21:25). Эти символические деяния, сопровождаемые изречениями Иисуса, выражают главную цель его служения: даровать людям жизнь. В рассказе о последних днях Иисуса особо подчеркивается религиозный смысл его смерти; по всей видимости, этот рассказ адресован тем верующим, которые сами никогда не видели Иисуса, но через веру сделались его учениками (20:26-29). Евангелие написано очень простым языком, даже там, где говорится о самых глубоких религиозных истинах. В целом автор Четвертого евангелия обнаруживает знакомство с традицией, которая получила свое выражение в синоптических евангелиях, однако свою задачу он, по-видимому, усматривал в том, чтобы дать более глубокое объяснение смысла описываемых событий, нежели то, которое можно было почерпнуть из общеизвестных преданий. Кроме того, Иоанн стремился выразить смысл служения Иисуса на языке, более понятном людям конца 1 в., чем тот специфический язык, на котором строилась христианская проповедь, обращенная к евреям, и которым широко пользовались авторы синоптических евангелий. Кроме того, одной из целей евангелиста могло быть стремление переосмыслить предшествующую традицию, чтобы выделить собственно религиозное значение Иисуса. К примеру, вполне возможно, что рассказ об изгнании Иисусом менял и торговцев жертвенными птицами из иерусалимского Храма (Мк 11:15-18) был преднамеренно отнесен им не к концу (как у Марка), а к началу служения Иисуса (2:14-22). Возможно, что таким способом автор пытался подчеркнуть, что Иисус стоит выше Храма. ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Современная Энциклопедия
ИОАНН БОГОСЛОВ (Евангелист Иоанн), в христианстве один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Присутствовал при воскресении Христа, его преображении, а также при молении о чаше. Умирая, Христос завещал Иоанну Богослову сыновнии обязанности по отношению к Деве Марии. Впоследствии Иоанн Богослов вместе с братом Иаковом Младшим и Петром был одним из руководителей иерусалимской христианской общины. Согласно легенде, в Риме его пытались умертвить, однако ни яд, который он выпил из кубка (отсюда почитание Иоанна Богослова в качестве патрона виноградарей), ни кипящее масло не повредили ему. Авторство Иоанна Богослова 4-го Евангелия (Евангелие от Иоанна), трех посланий и Апокалипсиса оспаривается. Символ Иоанна Богослова - орел.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ИОАНН БОГОСЛОВ, Евангелист Иоанн — в христ. религ. представлениях любимый ученик Иисуса Христа, наряду с Петром занимающий цент. место среди двенадцати апостолов; по церк. традиции, И. Б. — автор четвертого Евангелия (Евангелие от Иоанна), трех посланий и Апокалипсиса («Откровение Иоанна Богослова»). И. Б. — сын галилейск. рыбака Заведея и жены его Саломии, одной из мироносиц, младший брат (или брат-близнец?) Иакова Старшего; он был учеником Иоанна Крестителя, присутств. при его словах об Иисусе («вот агнец божий») и после них пошел за Иисусом.
Русская цивилизация
апостол из 12-ти, евангелист (ск. ок. 105—106), согласно церковному преданию, сын Зеведея и Саломии — дочери св. Иосифа, обручника Девы Марии. Иоанн вместе со своим братом Иаковом был призван Иисусом Христом, и оба брата тут же последовали за Господом. Ап. Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Вместе с Иаковом и ап. Петром св. Иоанн был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о Пресвятой Богородице, Которой апостол служил вплоть до Ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Матери Божией ап. Иоанн направился в малоазийский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонения имп. Нерона св. Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море. Здесь вместе со своим учеником св. Прохором апостол провел несколько лет. На Патмосе Иоанном было написано «Откровение» (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира. По возвращению в Ефес св. Иоанн написал Евангелие. В Новом Завете ему также принадлежат три послания, в которых он проповедует любовь к Богу и ближним. «Апостолом любви» именует св. Церковь Иоанна Богослова. Прожив более ста лет, Иоанн просил учеников своих похоронить его. Раскрыв спустя некоторое время могилу апостола, ученики не нашли его тела, таинственным образом взятого Господом. В древности на могиле св. Иоанна каждый год, 21 мая, выступал тонкий слой праха, приносивший исцеления. В память об этом чуде Церковь установила празднование в этот день.
В день весеннего празднования св. Иоанна Богослова крестьяне начинали сеять пшеницу. Перед началом этого дела пеклись особенные пироги, называемые обетными, которые главным образом назначались для неимущих и странников. С этими пирогами хозяева выходили на перекрестки дорог и усердно молились Богу, чтоб он послал им какого-либо доброго человека разделить трудовой хлеб. Если при этом попадался какой-нибудь бедняк или странник, они считали это для себя счастием и милостию Божию; в противном случае они с печалию и чуть ли не со слезами возвращались домой и верили, что на них за что-то прогневался Бог, и тогда вся семья встречала своего домохозяина с горем, и все вместе, погрустив до слез и не касаясь обетного пирога, отдавали его на съедение птицам.
Во многих местах Северо-Западной Руси день Иоанна Богослова чествовали под именем «Николина Бацки», т.е. Николина отца. Основанием такому наименованию послужило отчасти то, что за этим днем непосредственно следует день свт. Николая, отчасти, быть может, внутреннее сродство обоих угодников Божиих по делам любви к ближнему. В этих делах свт. Николай следовал учению и примеру Иоанна Богослова, как сын следует наставлениям и примеру родного отца.
Иоанн Богослов среди русского народа почитался наставником живописного иконного дела. В «Сказании о святых» ему полагалась особая молитва об изучении иконного дела. В русских прописях и азбуковниках XVII в. содержались стихи ап. Иоанну как учителю иконной живописи.
Память ап. и евангелисту Иоанну отмечается 26 сентября/9 октября, 8/21 мая и 30 июня/13 июля (в Соборе 12-ти апостолов).
Орфографический словарь Лопатина
Ио`анн Богосл`ов, Ио`анн Богосл`ов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИОАНН БОГОСЛОВ


будет выглядеть так: Что такое ИОАНН БОГОСЛОВ