|
|
|
|
|
ИНГАРДЕН |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Ingarden)
Роман (5.2.1893, Краков, — 15.6.1970, там же), польский философ, феноменолог, доктор философии (1918), профессор (1933), действительный член Польской АН (1957). Ученик Э. Гуссерля (См. Гуссерль). В l933—41 преподавал в Львовском, с 1945 в Ягеллонском университетах. В 1938—48 редактор журнала «Studia Philosophica». Развил свой вариант феноменологии, отличный от идеалистической феноменологии (См. Феноменология) Гуссерля. Наибольшую известность приобрели работы И. в области эстетики. Автор большого числа трудов по проблемам эстетики, теории познания, логики и так называемой формальной онтологии, а также ряда работ о направлениях в современной буржуазной философии (феноменологии, бергсонианстве, неопозитивизме).
Соч.; Spor o istnienie swiata, 2 wyd., t. 1—2, Warsz., 1961—62; Dziela filozoficzne. Z badan nad filozofia wspolczesna, Warsz., 1963; Studia z estetyki, t. 1—2, [Warsz.], 1966; в рус. пер. — Исследования по эстетике, М., 1962.
|
Современная западная философия |
ИНГАРДЕН, (Ingarden) Роман (1893-1970)- польск. философ, один из крупнейших представителей <<феноменологии>>. Род. и умер в Кракове, изучал философию под руководством <<Твардовского>> во Львове, затем - <<Гуссерля>> в Геттингене, где также занимался математикой у Д. Гильберта и психологией у Г. Мюллера. В 1918 защитил диссертацию «Интуиция и интеллект у Анри Бергсона». С 1921 преподавал философию в ун-те Львова, в 1945-63 - в Ягеллонском ун-те Кракова. В период немецкой оккупации, когда польские ун-ты были закрыты, И. работал над своим главным трудом «Спор о существовании мира». В начале 50-х, отстраненный от преподавания уже коммунистами (до 1956), переводил на польский «Критику чистого разума» Канта.
В творчестве И. совместились нем. феноменологическая традиция и стремление к точности и строгости философских рассуждений, характерные для аналитического стиля <<Львовско-варшавской школы>>. Разделяя основные идеи феноменологического метода Гуссерля, И. отвергал трансцендентальный идеализм своего учителя и доказывал, что феноменология совместима с реализмом. Ранние работы И. посвящены эпистемологии, однако известность ему принесли исследования по <<онтологии>> и эстетике. Онтологию И. рассматривал как основу всех других философских дисциплин, поскольку наши способы осознания сущего определяются типами объектов и типами отношений между ними. В онтологическом анализе он различал модусы существования (абсолютное бытие, темпоральное (реальное) бытие, идеальное (вневременное) бытие, чистое интенциональное бытие) и экзистенциальные моменты. Бытие как универсальная характеристика само по себе не схватывается нами в объекте. Мы можем воспринимать лишь отдельные экзистенциальные аспекты. Среди них И. выделяет четыре основные пары противоположностей: экзистенциальная автономия - экзистенциальная гетерономия; экзистенциальная первичность - экзистенциальная производность; индивидуальность и самостоятельность (выражающиеся в том, что для своего существования объект не требует существования других объектов) - экзистенциальная несамостоятельность; самодетерминированность - экзистенциальная случайность. Непротиворечивые комбинации этих и менее значимых экзистенциальных аспектов конституируют основные модусы бытия. Например, абсолютное бытие характеризуется автономностью, первичностью, самостоятельностью и самодетерминацией. В своих онтологических построениях И. опирался на длительную традицию учений о бытии, восходящую к Аристотелю и средневековым схоластам.
Эстетическая концепция И. тесно связана с его онтологией. Произведения искусства по их существованию он рассматривает как чистые интенциональные объекты. Они неотделимы от интенциональных актов их творцов и реципиентов, воспринимающих и переживающих их содержание. Они также многослойны. Так, в литературном произведении можно выделить следующие слои или уровни: визуальный или фонетический уровень; слой значения слов и предложений; слой описываемых в нем объектов; слой явленности этих объектов. Все эти страты полифонически взаимосвязаны в композиции единого феномена искусства.
Исследования по эстетике. М., 1962; Das literarische Kunstwerk. Eine Untersuchung aus dem Grenzgebiet der Ontologie, Logik und Literaturwissenschaft. Halle, 1931; Spor o istnienie swiata. T. 1-2, Krakow, 1947-48 (нем. пер. Der Streit um der Existenz der Welt. Tubingen, 1964-66). |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(Ingarden) Роман (5. 2.1893, Краков,— 15.6.1970, там же), польск. философ, феноменолог, действит. чл. Польск. АН (1957). Ученик Гуссерля. В 1933—41 преподавал в Львовском, с 1945 — в Ягел-лонском университетах. В 1938—48 ред. журн. «Sludia Philosophica». Развил свой вариант феноменологии, отличный от феноменологии Гуссерля. Наибольшую известность приобрели работы И. в области эстетики. Автор трудов по проблемам теории познания, логики и т. н. формальной онтологии, а также ряда работ о направлениях совр. бурж. философии (феноменологии, бергсониан-стве, неопозитивизме).
Spur о istnienio swiata, t. 1—2, Warsz., 1961— 622; Dziela iilozoficzne. Z badan nad fuozofia. wsDolczesna, Warsz., 1963; Studia z estetyki, t. l—2, [Warsz.], 1966; в рус. пер.—Исследования по эстетике, М., 1962.
? a p б е p M., Субъективизм и проблема объективного мира (памяти Р. И.), «ФН», 1974, М 6; Fenomenologia R. Ingardena, Warsz., 1972. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ИНГАРДЕН
будет выглядеть так: Что такое ИНГАРДЕН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|