Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИНДУИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма)
        одна из наиболее распространённых религий мира. Последователи И. (индуисты, иначе — индусы) живут преимущественно в Индии (около 95 % всех индуистов), а также в Пакистане, Бангладеш, Непале, республике Шри-Ланка (до 1972 — Цейлон); кроме того, последователи И. есть в ЮАР, на о. Бали (Индонезия), о. Маврикий, островах Фиджи, в Гайане (бывшая Британская Гвиана) и в некоторых других местах (особенно в странах Юго-Восточной Азии и Африки), куда он был занесён в разное время переселенцами из Индии. Конституция республики Индии (1950) включает в И. также и буддизм, джайнизм и сикхизм, однако в научной индологической литературе их принято считать самостоятельными религиями.
         Истоки И. восходят к наивно-мифологическому натурализму религий древних ариев и автохтонных индийских племён. В результате их синтеза, в котором основные структурные элементы шли от ведической религии (См. Ведическая религия), возник Брахманизм. И. же обычно называют ту форму брахманизма, которую он принял в 1-м тыс. н. э. Таким образом, ведическая религия, брахманизм и И. представляют собой исторические этапы развития одной религиозной системы, причём на поздней ступени эволюции эта система становится очень расплывчатой, объединяя последователей не столько общими идейно-теоретическими принципами, сколько специфическим типом религиозного поведения и мышления.
         Уже в 8—6 вв. до н. э. разрушение и гибель родоплеменной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс и др. факторы породили множество еретических учений и сектантских движений, выступавших против привилегий брахманства (монополизировавшего осуществление культа и обрядов), против дорогостоящих культов и жертвоприношений брахманизма. Главным критерием добродетельной жизни в этих учениях и сектах считалось не соблюдение варновых предписаний (см. Варна), внешней обрядности и ритуализма, а постижение (тем или иным путём) внутреннего смысла и сути бытия. Наиболее значительным результатом этого процесса можно считать появление упанишад (философских комментариев к ведам (См. Веды)), философско-этических текстов в эпосе «Махабхарата» и «Рамаяна», а также учений Буддизма и Джайнизма. В ходе длительного процесса взаимодействия и борьбы с этими учениями и сектами, продолжавшейся всю 2-ю половину 1-го тыс. до н. э., брахманизм сумел приспособиться к ним, в той или иной мере ассимилировал их, приняв в раннем средневековье ту свою форму, которая обычно и называется собственно И.
         В 1-й половине 1-го тыс. н. э. в И. выделились два основных течения — Шиваизм и Вишнуизм. Собственно И. и существует в основном в форме этих двух течений, хотя внутри них или помимо них в И. остаётся и постоянно возникает множество сект, имеющих локальное значение (например, тантризм, сохраняющий сильную связь с древней магией, шактизм внутри шиваизма и др.).
         В основе И. лежит реальная повседневная практика народных верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости от местных этнических, национальных, социальных условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего.
         Центрами отправления религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, например р. Ганг в районе Варанаси), но главным образом местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарём главой семьи.
         Индусский политеизм включил местные божества, обычно истолковывая их как частные проявления своих главных богов. Отсюда сложность образов главных богов, множество имён у них. С этим связана и доктрина аватар, когда конкретные боги провозглашаются воплощением высших божеств Вишну и других. В средние века почитание Вишну стало практиковаться почти исключительно как аватар Рамы (См. Рама) и Кришны (См. Кришна). В шиваизме же Шива был объявлен способным воплотиться в любом образе, в любом божестве. Все мужские божества имеют жён — богинь. Самостоятельное значение имеет только культ Дэви, жены Шивы (известной также под именами Дурга, Кали и др.), считающейся также национальным божеством в Бенгалии. В общинных верованиях значение культа богини-матери всё ещё очень велико. Обычно каждая деревня или община имеет своё собственное божество, даже в современной Индии (по её переписям) местные божества составляют основной объект поклонения для 80% индуистов. И. и входящим в него народным верованиям присущи анимизм, почитание предков, фетишизм, идолопоклонство, магия и т. п. В И. почитаются священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения (например, лотос), животные (например, обезьяна, слон, змея и особенно корова). Предметом поклонения служит всякое необычное явление природы.
         Формой социальной организации индусов служит каста (см. Касты). От принадлежности к той или иной касте во многом зависят особенности культа и религиозного поведения индусов.
         Общим для всех индусов является учение о перевоплощении душ (сансара), по которому душа человека после его смерти воплощается в новую телесную оболочку растения, животного или человека. Благоприятный или неблагоприятный характер нового воплощения души, по представлениям индусов, зависит от кармы — воздаяния за совершенные поступки. Высшей религиозной целью считается достижение избавления от цепи перерождений — мокша.
         Разработка и обоснование путей и средств достижения мокши составляет главное содержание различных религиозно-философских учений И. Наибольшее значение среди философских школ И. имеет идеалистическая система Веданта в её нескольких вариантах. Конечной и высшей основой бытия в веданте провозглашается духовная реальность — Брахман, конкретный же эмпирический мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией (майя), игрой (лила) Брахмана; поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души (атмана), которые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями. С этой позиции веданта считает практическую религию также неистинной, заблуждением, однако она находит и оправдание для неё, считая её уделом непосвящённого ума, одним из способов (низшим) приближения к абсолюту, одним из возможных путей (марга) его постижения: через эмоциональную преданность и любовь к богу (бхакти), через знание, размышление об истинных принципах бытия (джняна), даваемое ведантой, наконец, через мистическую медитацию, достигаемую с помощью йогической практики (раджа йога). В религиозной же философии выдвинута идея триединства (тримурти): имеющий абстрактный характер Брахман (в качестве бога — Брахма — его культ в Индии почти неизвестен) и два главных бога И. — Вишну и Шива, где первый выступает творцом Вселенной, второй — её охранителем, третий — её разрушителем.
         Священной литературой для всех индусов являются веды (гимны, брахманы, араньяки и упанишады), эпос «Махабхарата», особенно такая её часть, как «Бхагавадгита», и «Рамаяна», пураны, Дхармашастры и др.
         Сложившийся в раннее средневековье комплекс религиозных воззрений и практики И. в последующие периоды не претерпел сколько-нибудь существенных изменений, хотя в его недрах постоянно возникают различного рода сектантские движения, ереси и учения, выступающие с критикой его устоев и пытающиеся реформировать его. Наиболее значительным из них было движение Бхакти (12—17 вв.). В 16 в. на базе одного из направлений бхакти возник Сикхизм.
         Несмотря на наличие ряда общепризнанных доктрин и норм, И. никогда не имел более или менее стройной и однозначной системы воззрений, унифицированной догматики и культа, строго канонизированного «священного писания», централизованной церковной организации, назначаемого и руководимого ею духовного клира. И. всегда представлял собой и представляет поныне весьма расплывчатое, аморфное явление.
         В 19—20 вв., в период зарождения и развёртывания в Индии национально-освободительного движения, господствующая идеология этого движения — буржуазный национализм в значительной степени принял форму возрождения и реформации И. (так называемый индусский ренессанс, неоиндуизм). Представителями неоиндуизма выступили многочисленные религиозные реформаторские общества и организации (Брахмо самадж, Арья самадж и др.), а также такие общественные деятели, идеологи и мыслители, как Раммохан Рай, Рамакришна, С. Вивекананда, Д. Сарасвати, Р. Тагор, М. К. Ганди и др. Исходную теоретическую посылку большинства религиозно-философских учений неоиндуизма составляет идея о спиритуальном в своей внутренней сущности единстве всех религий, различающихся лишь своей внешней, культовой стороной, выявление и разработка этого их всеобщего спиритуально-идеалистического субстрата и конструирование на его основе «новой», «единой», «универсальной» религии, «очищенной» и «освобожденной» от фанатизма, мракобесия, обскурантизма каждой конкретной религии. Одним из важнейших стимулов подобного направления религиозно-философской деятельности в Индии является распространение в ней почти всех крупных вероисповеданий мира — И., буддизма, джайнизма, сикхизма, ислама, христианства — и объективная необходимость примирения религиозно-общинных противоречий и вражды, разжигавшихся в период колониального господства (середина 18 в. — 1947) английскими властями.
         После завоевания независимости (1947) в Индии провозглашена свобода совести, запрещена дискриминация на религиозной, кастовой, национальной почве, проведён ряд мероприятий по искоренению многих пережитков средневековья, освящавшихся индуизмом (запрещение эксцессов религиозного фанатизма и пр.). Носителями воинствующей индуистской реакции в современной Индии выступают религиозно-общинные партии Хинду Махасабха, Джан Сангх и др., требующие превращения Индии в теократическое государство. Несмотря на то, что в социальной жизни Индии сохраняются сильные пережитки прошлого и в стране наблюдаются религиозно-общинные раздоры, социальная база И. в независимой Индии начала сужаться.
        
         Лит.: Барт А., Религии Индии, М., 1897; Краснодембский В. Е., Индуизм, в сборнике: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1, М.—Л., 1957; Ильин Г. Ф., Религии Древней Индии, М., 1959; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии, М., 1965, гл. 1; Пятигорский А. М., Религии Индии, в кн.: История Индии в средние века, М., 1968, гл. 5; Farquhar J. N., The crown of Hinduism, L., 1930; Coomaraswamy A. K., Hinduism and Buddhism, N. Y., 1943; Sivananda Swami, All about Hinduism, Calcutta, 1949; Sinha J., The foundation of Hinduism, Calcutta, 1955; Danielou A., Le polytheisme hindou, P., 1960; Bhandarkar R. G., Vaisnavism, Saivism and minor religious systems, Varanasi, 1965; Chattopadhyaya D., Indian atheism. A Marxist analysis, Calcutta, 1969.
         Н. П. Аникеев.
Мультимедийная энциклопедия
основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает бльшую часть субконтинента. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане. Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бльшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУИЗМА Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений. За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь. Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель - без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым. Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма. Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. "Философский индуизм" придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма. ИНДУИСТСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ Вселенная и наивысшая реальность. Священные книги индуистов содержат несколько разных описаний происхождения и устройства Вселенной. Согласно одной теории, в начале бог-демиург Брахма образовал мир из первичной материи. Согласно другой, мир явился готовым из золотого зародыша. Согласно третьей, все в мире создано из сущности универсального духа, Брахмана. В физическом плане Вселенная имеет форму яйца и делится на 14 регионов, где Земля - седьмая сверху. Вселенная существует в циклическом времени. Всякое событие уже некогда происходило, повторится оно и в будущем. Эта теория касается не только череды перевоплощений отдельного человека, но также истории общества, жизни богов и эволюции всего космоса. Наименьшей единицей индуистского космического цикла является юга, или мировой век. Существуют четыре юги, каждая из которых короче предыдущей, что соответствует убыванию дхармы морального порядка во Вселенной. Крита юга, эра совершенства, длится 1 728 000 лет; трета юга, в которой дхарма уменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти предыдущей - 1 296 000 лет; двапара юга, где от дхармы остается только половина, длится 864 000 лет; последняя эра, кали юга, в которой только четверть начальной дхармы, продолжается 432 000 лет. Нынешняя эра - кали юга - началась в пятницу 18 февраля 3102 до н. э. Завершение кали юги ознаменуется распадом социальных классов, прекращением богопочитания, распространением неуважительного отношения к священному писанию, мудрецам и моральным принципам. Когда эти явления возобладают, настанет конец юги, сопровождаемый наводнением, пожаром и войной, вслед за чем начнется новый цикл из четырех юг, именуемый махаюга, или великая юга, который продлится следующие 4 320 000 лет. Тысяча махаюг, т.е. 4 320 000 000 лет, составляют одну кальпу - один день в жизни бога Брахмы. В конце каждого такого дня вся материя вселенной поглощается универсальным духом, и в течение ночи Брахмы, которая длится также одну кальпу, материя существует только в потенции, как возможность своего восстановления. На заре каждого дня Брахма является из лотоса, растущего из пупа бога Вишну, и материя формируется вновь. Мы живем в первый день 51 года Брахмы. Его год состоит из 360 подобных дней и ночей, живет же Брахма 100 лет. После этого вселенная полностью распадается, совершенно утрачивает существование и остается в таком состоянии на протяжении следующего столетия Брахмы. Затем Брахма возрождается, и начинается цикл протяжением в 311 040 000 000 000 лет. В этом постоянно эволюционирующем, вечно повторяющем себя индуистском космосе имеется лишь одна постоянная сущность, Брахман, универсальный дух, заполняющий пространство и время. Все другие сущности, такие как материя и ум, суть эманации Брахмана, а потому представляют собой майю, или иллюзию. Брахман есть абсолют - неделимый, не подверженный изменениям, безличностный, не имеющий пола, возвышающийся над понятиями добра и зла. В силу всеобъемлющей и всепроникающей природы Брахмана атман, мировая душа, рассматривается как неотделимая частица Брахмана. Более того, Брахман и есть атман, и только завеса майи, иллюзорного мира чувственных восприятий, мешает человеку понять это тождество. Цели человека. Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению которых должна быть направлена жизнь человека. Это артха - богатство и власть; и кама - наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законными целями и считаются важными составляющими потребностей всякого человека, однако они уступают по значимости двум другим целям жизни: дхарме - правильному поведению; и мокше - освобождению от цикла нескончаемых перерождений. Дхарма. Основополагающей среди этих целей жизни, с которой координируются остальные, является дхарма. Наряду с нравственностью и правильным поведением это понятие означает также качество и долг. Дхарма вечна и неизменна. Кроме того, она конкретна. Все сущее - как одушевленная природа, так и неодушевленная - с начала миросозидания получает свою дхарму. Дхарма золота - это желтый цвет и блеск, дхарма тигра - его свирепость и плотоядность. Дхарма человека (манава-дхарма) соответствует правилам поведения, приличествующим каждому индивиду. Сюда входит уважение к священнослужителям и священным текстам, правдивость, отказ от насильственного лишения жизни, совершение добродетельных поступков и почитание богов. В зависимости от своего положения в жизни человек обязан следовать также и другим дхармам. Он обязан соблюдать нормы, признанные его страной, племенем, кастой, кланом или семьей. У мужчин, женщин, стариков, молодых, правителей и простолюдинов - разные дхармы; по сути дела, своя дхарма существует для каждой крупной социальной группы. При возникновении конфликта между двумя дхармами, иначе говоря, если долг в отношении одной группы вступает в противоречие с долгом в отношении другой, интересы меньшей группы (например, семьи), приносятся в жертву интересам большей (например, касты). По распространенному убеждению, неукоснительное следование дхарме есть наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях. В Бхагавадгите говорится: "Лучше исполнить собственный долг , пускай и несовершенно, нежели хорошо исполнять долг другого". Мокша. Индуисты видят будущее своих душ только в повышении статуса их последующих воплощений, однако чрезвычайно влиятельная прослойка представителей "философского индуизма" рассматривает будущее в контексте мокши - полного освобождения души от череды перевоплощений. Согласно их воззрениям, душа прикована к вечно вращающемуся колесу реинкарнации, которое приводится в движение законом кармы. В разные периоды своей истории философский индуизм предлагал различные методы достижения мокши. Все они рассматриваются как равноценные пути (марги) к спасению, однако наибольшее распространение и санкционирование священными текстами получили три из них.
Современная Энциклопедия
ИНДУИЗМ, одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (около 95% всех индуистов - в Индии). Сформировалась в 1-м тысячелетии нашей эры в процессе развития ведической религии и брахманизма и дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные - корова, змея, реки (Ганг), растения (лотос) и другие. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. В современном индуизме существует 2 течения: вишнуизм и шиваизм.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ИНДУИЗМ — одна из мировых религий; более или менее четко сложивш. к нач. 1-го тыс. н.э. И. после долгой борьбы с буддизмом и джайнизмом с утверждением феод. отношений в Индии (в правл. династии Гуптов) возвышается до положения господств. религии Индии. В отличие от др. мировых религий, И. не имеет строго канонизиров. источ.     Особо свящ. книгами И. считаются Веды. Однако практич. наибольшее значение имеют эпич. поэмы «Махабхарата» (особенно «Бхагавадгита») и «Рамаяна», «Пураны», религ.-правовые кодексы шастры (наиболее известны «Законы Ману») и сутры. Все эти произв. — своеобразный синкретизм фольклорной, миф., апокрифич., ист. и филос. лит-р. Мн. секты И. имеют свою собств. «свящ.» лит-ру. И. отличается аморфностью и расплывчатостью, что обусловлено значит. ролью первобытнообщ. и родоплемен. отношений, сохранивш. в клас. обществе Индии. В И. выделяются простые нар. верования, представляющие его реальную практику, и теория И. Простонар. верования отличаются большим разнообразием в зависимости от местных этнич. и нац. условий. В них широко рапростр. колдовство, магия, фетишизм, идолопоклонство и анимизм. Нар. верованиям присущ политеизм, почитание местных идолов и божков. Наличие множества богов и необходимость какого-то их «примирения» в общем пантеоне И. привели к выработке доктрины об аватарах, согл. к-рой разные боги провозглаш. воплощением гл. богов: Брахмы, Вишну и Шивы; последние два стали гл. богами двух осн. теч. или толков И. — вишнуизма и шиваизма. Свое наиболее полное теоретич. обоснование И. находит в идеалистич. философии веданта. Оправдывая лишь монотеистич. религию и третируя нар. верования как примитивные, веданта в то же время признает их в той или иной форме в кач-ве «истины низшего порядка» (теория «двойств. истины»). Теория И. конеч. и неизмен. основой бытия провозглашает высшую духовную субстанцию (Брахмана), а конкретный эмпирич. мир, в силу его изменчивости, объявл. лишь временным, неистинным, иллюзорным отраж. Брахмана и утверждает, что подлинное счастье и высшая цель жизни обретаются только в «приобщении человека к богу», его «постижении» человеком. Согл. теории И., «постижение бога» осуществляется тремя путями (марга): путь действия (карма) — соблюдение религ. ритуалов, выполнение кастовых обязанностей; путь эмоционал. преданности и любви к богу (бхакти); путь глубокого размышления, знания (джняна). Большое место в «постижении бога» отводится мистич. практике йогизма. Не-смотря на большой разрыв между теорией И. и нар. верованиями, а также на большие различия между религ. сектами, в И. имеются и общепризнанные догмы: вера в перерожд. душ в зависимости от поступков и деяний в предыдущих рожд., соблюдение нек-рых общих норм в быту, в семейной жизни, соблюдение кастовых различий, признание коровы свящ. животным и запрещение употребл. в пищу ее мяса и др. И., будучи господств. формой идеологии, широко проник во все сферы обществ. сознания (философия, иск-во, наука и т.д.) и оказал на них большое влияние.
Орфографический словарь Лопатина
инду`изм, инду`изм, -а
Словарь Ожегова
ИНДУ’ИЗМ, -а, муж. Распространившаяся в Индии с конца 1 тыс. н. э. одна из крупных религий мира, основанная на вере в перевоплощение душ как воздаяние за добродетели или пороки. Течения индуизма (два основных направления, связанные с культом верховных богов Вишну и Шивы).
прил. индуистский, -ая, -ое. И. храм. Индуистская мифология.
Словарь Ушакова
ИНДУ’ИЗМ, индуизма, мн. нет, ·муж. (·книж. ). Современная форма индийской религии поклонников богов Вишну и Сивы.
Толковый словарь Ефремовой
[индуизм]
м.
Одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира, сложившаяся на основе ведизма и брахманизма, распространенная в Индии.
Народы и религии мира

религия
ИНДУИЗМ, древнейшая национальная религия Индии. Термин "Индуизм" был введен европейцами как религиеведческий в 19 веке. Обычно под Индуизм (санскр. индумата, индусамая) понимают совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, формально чаще всего связанных с культами основных индуистских божеств Шивы и Вишну.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ИНДУИЗМ (от санскр. Hindu - индус) - англ. Hinduism; нем. Hinduismus. Синкретическая религия Индии, сохранившая элементы первобытных верований (поклонение священным животным, явлениям природы, культ предков и т. д.); характеризуется кастовым делением общества, соц. неравенством; отсутствием единой церковной организации, существованием сект и различным толкованием религиозных положений.
Новый философский словарь
самая распространенная в современной Индии религия (свыше 80% ее населения; индуистом считается каждый неисповедующий другой религии, если у него хотя бы один из родителей является индийцем). Возник И. в 1 тысячелетии н.э. в результате эволюции идей ведизма и брахманизма. И. присущи рудименты ранних верований: поклонение "священным" животным, явлениям природы, культ предков. В И. отсутствует стройная и обязательная для всех система вероучения, единая церковная организация, - отсюда терпимость к отклонениям от религиозных догматов, допущение существования различных сект. Но зато, представляя сложный комплекс религиозных и философских воззрений, своим сводом предписаний И. строго регламентирует общественную, семейную и личную жизнь человека от его рождения до смерти, а также взаимоотношения между многочисленными социальными группами, кастами. Большое место отводится обрядности. Основан И. на почитании троицы брахманизма: Брахмы - творца Вселенной и всех форм жизни, культ которого практически скорее лишь предполагается; Вишну (хранителя) и Шивы (творца, хранителя и разрушителя одновременно). В соответствии с поклонением главным образом двум богам (Вишну и Шиве) И. распадается на шиваизм с наиболее крупной сектой лингаятов, почитающих Шиву в виде линги, т.е. фаллоса, и учением о шакти, творческой силе богов, олицетворяемой в женских образах (Пар-вати, Дурга, Кали, Ума и др.) и на вишнуизм с его мессиа-нистским учением о периодическом появлении Вишну на земле в различных воплощениях (аватарах). Признает И. и Будду как десятую аватару Вишну. Приверженцы всех направлений И. верят в вечность и богодухновенность Вед и цикличность существования Вселенной по нисходящей линии, в вечность и неуничтожимость души, совершающей перерождения, каждая форма которого определяется кармой, судьбой, создаваемой поступками самого человека. В соответствии с законом возмездия (кармы) в жизни человека существует 4 основные цели: дхарма, требующая исполнения религиозных, семейных и общественных предписаний; артха, сводящаяся к приобретению и надлежащему использованию материальных ценностей; кама, направленная на удовлетворение чувственных стремлений; мокша, ставящая целью освобождение от цепи перерождений.
А.А. Круглое
Философский словарь
совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии (индуистом считается каждый, имеющий по крайней мере одного родителя индийца и не исповедующий иной религии). Корни И. восходят к древнеинд. религии — брахманизму; генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее почитаемым И. божествам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель), Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно). И. отличается многогранностью конкретных проявлений и разнообразием связей с различными сторонами человеческой жизни и деятельности. При отсутствии стройной и обязательной для всех системы вероучения, церковной организации, единого руководящего центра или института для решения связанных с религиозной деятельностью вопросов, при известной терпимости к отклонениям от религиозных догматов, в И. чрезвычайно сильны требования общественно-бытовых традиций. И. крайне нетерпим к нарушениям множества ограничений и запретов, предписываемых сферам общественной, семейной и личной жизни и различных для многочисленных групп, каст и подкаст, на к-рые И. разбивает население и перегородки между к-рыми подчас и сейчас еще считаются незыблемыми. Исповедующим И. свойственно представление о том, что вечная индивидуальная душа (атман) стремится к слиянию с мировой душой (брахманом). Но слиянию мешает поток непрерывно меняющихся конечных проявлений материального природного бытия (пракрити). На пути к конечному “спасению” атман переживает непрерывные перевоплощения, каждая форма к-рого определяется кармой, судьбой, создаваемой поступками самого человека. Осн. направления И. — вишнуизм, шиваизм, шактизм (Шак-ти — женское проявление Брахмы). Авторитетом у верующих пользуются т. наз. “профессиональные святые”, нередко провозглашающие свои системы “спасения”. В рамках этих систем Р. Тагор, Ганди и др. лидеры национально-освободительного движения в Индии делали попытки реформировать И.
Философский энциклопедический словарь
ИНДУИЗМ – возникшая только в течение последнего тысячелетия, широко распространенная в настоящее время религиозно-социальная система хинду в Западной Индии; совокупность всех ритуалов, религиозной практики и религиозных взглядов, традиций и мифологии, санкционированных священными книгами (см. ВЕДЫ) и предписаниями брахманов. Его основой является кастовый строй (см. КАСТЫ) и определяемое последним господствующее положение брахманов (индийских священников). Главные боги – Вишну и Шива; первый является в образе Рамы и Кришны. Индуизм не является общепризнанным исповеданием. Для хинду он есть «санатана дхарма» – вечный закон, ибо он существует испокон века и всегда будет существовать; см. БРАХМАНИЗМ, ДХАРМА.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИНДУИЗМ


будет выглядеть так: Что такое ИНДУИЗМ