|
|
|
|
|
ИНЬ-ЯН |
Мультимедийная энциклопедия |
Одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая
идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в
неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное,
мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и
мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь-ян -
теневой и солнечный склоны холма или берега реки.
В Го юй (5-3 вв. до н.э.) инь-ян впервые представлены как две ипостаси
"пневмы" (ци1) - соответственно "земная" и "небесная", нарушение порядка
взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В Гуань-
цзы (4-3 вв. до н.э.) с взаимодействием инь-ян сопряжены смена времен
года, дня и ночи. В Чжуан-цзы (4 в. до н.э.) инь-ян связаны с категориями
Дао дэ цзина "покой" и "движение"
(см. <<ДУН-ЦЗИН>>).
В традиционной космогонии появление инь-ян знаменует собой первый шаг от
недифференцированного ("хаотического" - хунь дунь) единства первозданной
"пневмы" к многообразию всей "тьмы вещей" (вань у) (Дао дэ цзин). В
процессуальном аспекте главный закон инь-ян - дао, т.е. их
взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: "одно инь1,
одно ян1 - это и есть дао" (Си цы чжуань, 4 в. до н.э.). Наивно-
диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении инь-
ян: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого.
Таким образом, модель инь-ян определяет не только развитие, но и
устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации
реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и
любая сторона ян в свою очередь делятся на инь-ян и т.д. Эта теория
универсального дуализма сформировалась в середине I тысячелетия до н.э. и
впервые была систематически изложена в Чжоу и, где инь-ян названы "двумя
образцами" (лян и), рожденными "Великим пределом" (тай цзи), и
отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. ГУА) -
прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она
получила в школе инь-ян цзя, а Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) была
синтезирована с учением о "пяти элементах" (у син1), что в дальнейшем
стало основой практически всех философских и научных построений.
Уже в Си цы чжуани действие инь-ян было конкретизировано в ряду понятийных
оппозиций, в том числе распространявшихся на общественные и семейные
отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь-ян также на категории социальной
оценки - моральные качества, награды и наказания: "Все дурное
исчерпывается в инь1, все доброе - в ян1"; "в ян1 - высокое начало, в инь1
- низкое" (Чунь цю фань лу). Чжоу Дуньи (11 в.) связал рождение инь-ян с
динамикой "движения" и "покоя" собственно "Великого предела" как своего
рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом
постулировалась субстанциальность инь-ян, реализующихся в "пневме". Ван
Чуаньшань (17 в.) акцентировал "взаимопроникновение" инь-ян, объясняя им
относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция
инь-ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.
ЛИТЕРАТУРА
Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1972
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 |
Современная Энциклопедия |
ИНЬ-ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское - мужское, пассивное - активное, холодное - горячее и т.д.). Учение о силах инь-ян систематизировано в приложениях к "Книге перемен" ("И цзин"), приписываемых Конфуцию, и развито в школе натурфилософов (иньянцзя). |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ИНЬ-ЯН
будет выглядеть так: Что такое ИНЬ-ЯН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|