ИММАНУИЛ РИМСКИЙ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(около 1268, Рим, — около 1330, Фермо)
еврейский поэт. Писал на арабском и древнееврейском языках. Жил в Риме, изучал философию, медицину, математику и астрономию. Написал обширные комментарии к Ветхому завету. Под влиянием Алхаризи сложил большое количество Макам. И. Р. — преимущественно лирик, однако многие его стихи и новеллы полны обличительной страсти и едкой сатиры: «Раю ад я предпочел бы», «Учёный диспут с великим грамматиком», «Ад и рай» (подражание «Божественной комедии» Данте). Поэт воспевал природу и любовь («Девушка говорит», «Шутка», сонет «Когда люди собираются плыть по морю»). Сонеты И. Р. принадлежат к лучшим образцам средневековой поэзии на древнееврейском языке. Впервые они были опубликованы в 1491.
Соч.: Махборот, Львов, 1870.
Лит.: Цинберг И., Ди гешихте фун дер литератур бай йидн, т. 2, ч. 2, гл. 5, Вильна, 1935.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(Иммануэль бен Шломо) (ок. 1265 - ок. 1330), еврейский поэт и
комментатор Библии, родился в Риме (Италия) в одной из знатных
еврейских семей. Получив многостороннее образование, стал
знатоком Библии и Талмуда, приобрел познания в философии и
итальянской литературе, а также в медицине. В кругу его
многочисленных друзей были итальянские поэты, среди них,
возможно, Данте, в память о котором он сложил элегию на
итальянском языке. Одно время Имманил даже занимал видный пост
в еврейской общине Рима, но в преклонном возрасте разорился и
вынужден был покинуть столицу. Он много скитался и, наконец,
поселился в Фермо (Италия), где умер ок. 1330.
Известность Иммануилу принесла его поэзия, дошедшая до нас в
виде собрания, разделенного на 28 частей. Оно включает в себя
эротические любовные песни, сатиру, короткие повествования,
изложенные рифмованной прозой, эпиграммы, пародии, религиозные
поэмы и размышления о высоких и низких материях. Последняя
часть, Тофет ва-Эден, (Ад и Рай), представляет собой подражание
Божественной комедии Данте. |
Литературная энциклопедия |
[ок. 1272 — ок. 1330] — средневековый еврейский поэт, одна из наиболее оригинальных фигур средневекового еврейства. Р. в Риме. Блестяще и разносторонне образованный, владевший древнееврейским, арабским, латинским и итальянским яз., И. Р. являет собою тип исключительно одаренного поэта-мыслителя. Его творчество — сложный продукт арабско-еврейской культуры Испании и итальянской культуры эпохи Данте. И. Р. предпочитает философию всякой догматической религии. Он — ревностный поборник науки, в частности естествознания. В своей поэме «Ha-Tofeth we ha-Eden» («Ад и рай», подражание «Божественной комедии» Данте) он даже помещает в ад тех, кто «знание считал нелепостью, занятие наукою — глупым». В своем свободомыслии И. Р. опередил свой век. Своей жизнерадостностью и отрицательным отношением к аскетизму И. Р. напоминает блестящих представителей итальянского Ренессанса. Недаром друг Данте, Боссонэ, называет его «смеющейся душой». И. Р. писал и по-итальянски; его сонеты снискали ему известность среди итальянских поэтов. Он — лирик по преимуществу. В упомянутой уже поэме «Ha-Tofeth we ha-Eden» И. Р. — едкий сатирик, бичующий пороки своих современников. Новеллы И. Р. сильно напоминают Бокаччо. В период длительной реакции, усиливавшейся в еврействе с XIV в., поэзия И. Р. не могла рассчитывать на популярность. Ее находили «непристойной». Произведения И. Р. были запрещены к чтению религиозным кодексом и вследствие этого долгое время не издавались. Года за два до смерти И. Р. собрал свои поэтические произведения в 28 книгах («Machberoth» — «Makkamen»; до запрета вышло два издания, 3-е издание появилось лишь в 1796). Библиография: I. Machberoth, изд. 4-е, Львов, 1870. II. Красный Г., Иммануил Римский и Данте, «Восход», 1905, I—II; Paur Th., Immanuel und Dante, «Jahrbuch der deutschen Dantegesellschaft», III. |
|
|