Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИГРЫ

В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ИГРЫ — среди культовых празднеств И. отводилась важная роль. Нек-рые из них известны уже с древнейших времен. Как правило, они устраив. регулярно с интервалом в один год или неск. лет и продолжались один день или неск. дней. Во время И. свободные граждане не работали. И. сопровождались процессиями, др. ритуал. действиями, спортив. и муз. состязаниями, сценич. представлениями, увеселениями, а в Риме также цирков. И. и гладиатор. боями. И. устраивались как за обществ., так и за частный счет. В Греции самыми значител. были: Олимпийские И. — спортив. состязания, посвящ. Зевсу, проходившие начиная с 776 до н.э. в Олимпии раз в четыре года; Пифийские И. — спортив. и муз. состязания в честь Аполлона, устраи-вавш. в Дельфах раз в четыре года; Истмийские И. в честь Посейдона, проводивш. раз в два года под Коринфом; Немейские И. — в Немейской долине, посвящ. Зевсу (раз в два года). В Риме И. первонач. носили хар-р исключит. цирковых состязаний наездников и колесниц; с 4 — 3 вв. до н.э. все большее место в них начинают занимать сценич. представления.
Русская цивилизация
(игрища), народные сборища, сходбища для забавы, увеселенья; скачки, ратоборства; представления разного рода, для потехи (В. Даль). У русского народа существовал целый ряд игр, носивших спортивный характер — состязания на лошадях, кулачный бой, «пышка», лапта, свайка, бабки, сало и др. (об играх в помещении см.: Посиделки). Спортивный характер катанью на лошадях в повозках или санях придавал элемент состязаний, гонки, а также обычай запрыгивать на ходу. Но местами встречалось и катанье верхом. У семейских Забайкалья на Троицу не катались парами и тройками, молодежь устраивала гулянье верхом на лошадях большими компаниями. В деревнях на Верхней Пинеге на Фомино воскресенье катались на лошадях в упряжке, увешанной «множеством колокольчиков, бубенчиков и шаркунов (вид колокольчика)».
Были два календарных дня, выходивших за пределы обычных сроков хороводов, к которым приурочивались летние конные развлечения молодежи: первое воскресенье после дня Петра и Павла и 18 августа — день Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей. Освящением коней и конными состязаниями отмечался один из этих дней.
В Вельском у. (Вологодская губ.) в воскресенье после Петрова дня крестьяне задолго до заутрени съезжались в село со всего прихода. Полагалось с каждого двора привести на погост если не всех лошадей, то хотя бы одну. Ехали на тарантасах, запряженных по большей части тройками. Иногда в одну тройку впрягали лошадей, принадлежавших разным людям. Можно было приехать и верхом. Приезжали крестьяне и из соседних приходов. Съезд продолжался во время заутрени и обедни. После молебна участники «чуть не бегом» бросались отвязывать коней и верхом подъезжали к церковной паперти, где стоял ушат с освященной водой, и священник ковшом плескал на лошадей в первом ряду. Зрители спешили отойти в сторону. Всадники старались обмыть голову коня, особенно глаза, уши и ноздри. Затем каждый объезжал вокруг церкви и останавливался опять против паперти, в последнем ряду, ожидая, когда до него снова дойдет очередь. Когда вода в ушате кончалась, все участники выезжали из ограды и устремлялись на «буево» — большую площадь недалеко от церкви. Здесь-то и начиналось собственно «фроленье», или «хроленье» (от Фрола — Флора), — своеобразное состязание в верховой езде.
«Буево» проезжали всей толпой, взад и вперед. Лошади были увешаны множеством «шеркунов». Всадники — в рубахах, с ременницами в руках. В этом массовом заезде участвовали опытные ездоки; начинающие плелись сзади, боясь быть смятыми. Задача состояла в том, чтобы показать свое искусство в верховой езде и качества лошади. Здесь, на «буеве», вступали в силу спортивно-игровые нормы поведения. В условия состязаний входило, например, правило стегать лошадь чужую, а не свою. Зрители толпились по краям «буева». Знатоки следили за посадкой всадника, за особенностями хода лошадей, за соблюдением правил. Допускалось и более активное участие зрителей в происходящем. Когда утомленный всадник отъезжал в сторону, чтобы переменить лошадь, кто-либо из зрителей держал ее при этом. Едва седок касался крупа, державший сильным ударом гнал коня в гущу состязавшихся.
И религиозная, и спортивно-развлекательная части этого праздника касались почти исключительно мужской молодежи, девушки же и женщины были активными зрителями и наблюдали за мчавшимися к центру села возницами. Как писал информатор из Хаврогорского прихода Холмогорского у., «как бы за труд от родителей делается удовольствие молодым людям, исключительно мужикам, прокатиться на лошади по всему приходу в праздничном платье и показать удальство своей лошади» (в этом приходе Фролов день был храмовым праздником и потому отмечался особенно празднично).
В немногих ответах на программы научных обществ упоминаются в числе развлечений молодежи кулачные бои. Один из информаторов Орловской губ. сообщал, что в д. Мешковой «бьются на кулачки». Сроки для таких сражений были строго регламентированы: на второй день Рождества, Новый год, Крещение, в субботу и воскресенье Масленицы. Команды составлялись по социально-территориальным частям деревни: «монастырские» и «однодворцы» бились против «дашковских». Последние численностью уступали объединенным усилиям первых двух групп, но действовали более дружно и «нередко даже одолевали противника». На кулачный бой созывали возгласами: «Давай, давай на кулак!» Начинали «кулачки» подростки — 10—12 лет. Затем к ним присоединялись взрослые парни. Следующими вступали в борьбу женатые мужики; иногда участвовали даже старики.
Русская кулачная борьба имела ряд жестко соблюдавшихся правил. Нельзя было бить «лежачего». Также нельзя было бить того, кто присел. Запрещены были удары сзади, с тыла, обязательно следовало заходить вперед, лицом к лицу с противником. Разрешалось биться только «голыми руками» — в кулаке ничего не должно было быть. Нарушителей этих норм наказывали самосудом: их била собственная команда.
Сугубо спортивный характер носила зимняя уличная игра «в пышку» — народная предшественница современного хоккея. Две равные партии играющих становились по обе стороны улицы. Каждый участник имел «кочергу» — палку с загнутым концом. Одна партия начинала игру: крайний игрок поддевал кочергой лежащий на земле шар, и вся партия стремилась гнать его в определенном направлении, а противники возвращали его обратно. Игра проходила очень оживленно, как сообщал житель Волконской вол. Дмитровского у. (Орловская губ.). Если шар удавалось вернуть в начальное положение, то вернувшая его команда переходила на другую сторону улицы, и теперь она начинала игру — гнала шар вперед. Если же начинавшей партии удавалось довести шар до условленного места, то опять начинал игрок из ее состава. В этой игре принимала участие только мужская молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Считалось уместным играть «в пышку» и женатым мужчинам. Играли обычно в праздничные дни.
Летом бытовали разные игры с мячом. Мячи делали кожаные, набитые шерстью. В Западной Сибири, например, описана в 1852 мужская игра с мячом типа лапты. Половина игроков шла «в поле» и распределяла «между собою место, где кому стоять и что делать. Одни станут посредине, другие по бокам, и все обязаны ловить мяч. Один из полевых подает бить мяч. Кто не попадает палкою за третьим разом, тот лишается права бить мяч. Кто бьет за каждым разом, тот продолжает бить до трех промахов».
Более развернутое описание русской лапты 1860—80-х находим у В.И. Даля. Игроки делились на две половины, с двумя «матками», то есть, выражаясь современным языком, двумя капитанами команд. Одна часть — в «городе», другая — в «поле». В «городе» один игрок подавал мяч — «гилил», другой — бил мяч лаптою, то есть палкою или специальной плоской дощечкой, расширяющейся с одного конца. Если в «поле» удавалось поймать мяч с лету, «городская» команда проигрывала и шла в «поле». Если с лету поймать не удавалось, то, пока мяч поднимали, игрок, который бил лаптой, должен был добежать до черты «поля» и вернуться на свое место. Он бросался бежать сразу же после удара. Команда «поля» старалась, схватив мяч, «салить», «пятнать» им бегущего. Если попадали, шли в «город».
Мужской характер игры во времена В.И. Даля подчеркивала пословица: «Не берись, девка, за лапту». В то же время на Алтае, например, в 1870-х «девицы играли в лапту с парнями, огромными стягами ударяя мячик так, что он исчезал из виду».
Другие мячи набивали конским волосом и тоже обшивали кожей, иногда разноцветной. В такие мячи играли поочередно, с ударом об землю, ловили через ногу или руку, как это делается и в современных играх, но уже только детских. С мячом играли также в «воробьи»: в выкопанную в земле ямку клали деревянную дощечку, на нее — мяч. Бросали жребий, кому бить первому. От удара палкой по свободному концу дощечки мяч летел далеко; игрок, поймавший мяч, сменял бившего. Аналогичная игра с чуркой, косо заостренной с концов, называлась «чижом».
Большой популярностью пользовались игры в «свайку» и «бабки». «Свайка» делалась из железа в виде гвоздя с большой головкой и заостренным концом. В играх взрослых она достигала четырех-пяти фунтов (1,5 — 2 кг). Второй предмет игры — железное кольцо. «Свайку» брали за острие и метали так, чтобы она воткнулась в центр кольца. А. С. Пушкин к статуе играющего в свайку сделал такую надпись:
Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, — тешится быстрой игрой!
Особенно ценился такой удар, когда «свайка», попав во внутреннюю часть кольца, отлетала от него в сторону. Тот, кто с десяти раз не мог воткнуть «свайку», должен был в качестве штрафа подавать ее другим игрокам.
Бабки делали из подкопытной кости. Их вываривали в кипятке. Самую большую и тяжелую кость выбирали для битка. Иногда ее еще наливали свинцом. Каждый игрок ставил несколько пар своих бабок на ровном месте в один ряд. Группа бабок называлась «гнездом», а все гнезда вместе — «коном». Начинал игру тот, чей биток, брошенный из кона, отлетел дальше других. Сбитое гнездо поступало в качестве выигрыша тому, кто бил.
Игре в бабки повезло в литературе. Ее тоже воспел Пушкин. А в наши дни В.П. Астафьев посвятил ей целую вдохновенную главу в своем «Последнем поклоне». Там он говорит, что начинает рассказ «с игры давней, распространенной в старину во всех русских деревнях, и самой ранней в году — с игры в бабки».
К девичьим развлечениям спортивного типа относились прыжки на качающейся доске, положенной поперек колоды. Две девушки становились на концах доски и раскачивались, делая высокие скачки. «Кто выше подскакивает, тому честь и похвала», — написал в 1852 об этом девичьем состязании житель Тюменского у. Допустимо было также для девушек бегать «взапуски», догоняя друг друга. «Тут большое наслаждение девушке, если она сумеет словить свою подругу на самом бегу».
В повседневных зимних развлечениях односельчан вне помещения бытовала игра «в сало». В ней принимали участие парни, девушки, а также «молодки и молодожены». Ближе к вечеру они все собирались кружком «в трех шагах от ворот какого-нибудь задворка». Один из парней становился у ворот, прислонившись к ним спиною. Из круга его спрашивали, кого ему «в сало» давать; парень у ворот должен был выкрикнуть имя и фамилию какой-либо из девушек. Вызывали обычно того, кто нравился. К названной девушке сразу же подбегали парни, выхватывали ее из толпы и гнали к воротам, приговаривая: «Иди у сало, у сало, у сало!» (Запись в Волконской вол. Дмитровского у. Орловской губ.). Добежав до ворот, девушка кокетливо упрекала парня: «Ванек, змей! Ну зачем же ты мине кликал-то?» Теперь двое у ворот тихо сговаривались, кого следующего вызвать; подходили к толпе и неожиданно начинали хлопать по спине выбранного ими парня, приговаривая: «В сало, в сало!» К ним присоединялись другие. Парень бежал к воротам и вызывал себе пару и т.д.
Во время игры «в сало» пели разные песни, в том числе величальные. Последние адресовали обычно молодоженам. «Величать принято только что недавно женатых, — писал корреспондент из Орловской губ., — притом отличающихся или хороших мужей или жен, которые тут же участвуют. Придя домой, рассказывают: нынче величали Гришинаго Степка, Ванька Деминаго и Питруху Залетенкова».
Другая подвижная зимняя игра вне помещения приурочивалась также к будним вечерам. Участники разбивались на пары и устанавливали (по желанию или перебором рук на палке), какая пара будет искать первой. Эта пара оставалась у ворот, остальные прятались: по две-три и больше пар в одном месте (в сарае, под стрехой, в омете соломы, овине, сенях). Иногда парни при этом вольничали, а на громко протестующих девушек шикали — нельзя шуметь, найдут. Нашедшие и отысканные вместе искали остальных участников игры: «водила» в следующий раз пара, которую нашли первой.
М.М. Громыко
Словарь синонимов Абрамова
см. зрелище
Энциклопедия Юриста
см. Азартные игры.
Словарь пословиц Даля
ИГРЫ - ЛОВЛЯ - ЗАБАВЫ
Охота пуще неволи. Охоту тешить - не беда платить.
Эта вещь на охотника, стоит сто рублей.
Этой вещи на охотника, и цены нет.
Без охоты и человек болван (не знающий забавы).
Заяц-трус, и тот охотиться любит (на капустку).
Ровно (наш) Тарас на перегудки горазд.
Всякая прибаска хороша с прикраской.
Как собака мух ловит. Баклуши (байдаки) бьет.
Играть не устать, не ушло бы дело.
Играет (забавляется), как дитя.
Выйдем на долинку, да сядем под рябинку.
Гусли - мысли мои, песня - думка моя.
Гусли - потеха, а хуже ореха (не насытят).
Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят.
Звенят бубны хорошо, да плохо кормят.
Пели, пели, да есть захотели. Жить весело, да есть нечего.
Охота - природа человека. Охота - веселье.
Не довольство, а охота человека тешит.
Смолоду охотой, под старость перхотой.
Смолоду в охоту, под старость в неволю.
Хоть есть нечего, да жить весело. Скоморохова жена всегда весела.
Не поет, так свищет; не пляшет, так прищелкивает.
У наших у ворот всегда хоровод.
Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит.
Борьба и охота похвальбу любят.
Трубка да баба перва забава (а винцо радость).
Сон да баба, кабак да баня - одна забава.
Табак да баня, кабак да баба - только и надо.
Охоту держать - дом разорять.
В голубятниках да в кобылятниках спокон веку пути не бывало.
Сегодня гули (голуби), да завтра гули: держись, чтоб в лапти не обули.
Гули да гули, да и (ан и) в лапти обули.
Орешки дерут прорешки (о лазании по деревьям).
Рыбка да утка сделают без обутка.
Рыбки да рябки, прощай деньки!
Рыбки да рябки, потерять уповодки (т. е. рабочее время).
Хоть в пень (стрелять), лишь бы прошел день.
День поудишь, да на алтын прикупишь, вот и щерба (уха).
Цена зайцу две деньги, а бежать - сто рублев.
Пока зайца убьют, вола съедят.
Рубль бежит, сто догоняет, а как пятьсот споткнется, неоценённый убьется (о псовой охоте: заяц, собака, лошадь и барин; малороссийск.).
Первые щенята (борзые) царские, вторые барские, третьи псарские.
Сидит на овчине (на рогоже), а бьет соболей (промышленник).
Кунь да соболь бежит, а баранья шуба в санях дрожит.
Не дорог конь, дорог заяц. Коня положили, да зайца уходили.
Перья остались, а мясо улетело (о промахе).
Либо дупеля, либо пуделя. Либо утку хлоп, либо парня в лоб.
Настрелять дичи серебряною дробью.
Русак как свеча передо мной загорелся.
У него есть охотничья косточка (т. е. он охотник).
Талан на майдан (пожелание охотнику, на севере, где майдан называется охотничья изба, хижина в лесу).
Обвешали охотника (т. е. одурачили человека: хвастливому стрелку все стараются навязать свою добычу, уверяя его, что все им убито или затравлено, а потом его осмеивают).
Делу время, потехе час. От безделья и то рукоделье.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем (или: с ума не сойдешь).
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Дело от безделья. Для потехи грызи орехи.
Нечем черту играть, так угольем.
Нечего делать псу, так хоть под хвостом да лижет.
Люди за дело, а мы за безделье.
Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит.
Скоморох с Пресни наигрывал песни.
Персты слюнит, да дудки глинит.
Поехали с дудой, и тебя звали с собой.
Гудки со двора, и жар простыл (т. е. пляска).
Козла драть (дурно петь). Хоть козла деру, да сердце тешу.
Хороводить - не цепом молотить. Орать (песни) - не пахать.
Бог дал попа, черт - скомороха.
Глядя на пиво, хорошо и плясать.
Не жалей каблука, валяй трепака! Бей трепака, не жалей каблука!
Пляши в три ноги (в три жилки, во все жилки).
Ажно пыль валит столбом.
Полавочье трясется, половица приговаривает.
Пляши, да не заплясывайся. Придет пора, не уйдет и дуда.
Скрипка да гудок сведет домок в один уголок.
Доплясались, что без хлеба остались.
У нашего молодца нет забавам конца.
Игрушки да смешки, шутки да потешки.
Гуляли по зеленому лугу (играли в карты).
В игре да в дороге узнают людей.
Игра (денежная) не доведет до добра.
Первому кону не верь. Первому выигрышу не радуйся.
Стоит выиграть, чтоб не бояться проиграть.
Риск благородное дело. Трусы в карты не играют.
Читать книжку в пятьдесят два листа (играть в карты).
Ковать на четыре молота (то же).
На один стан в четыре молота.
Ни одной человеческой физиономии (нет фигур в картах).
Сыграл бы грандуху (грандмизер), да не хватает духу.
Козырька не портит. По третьей козыряют.
Бубны люди умны. Не с чего, так с бубен (т. е. ходить).
Нечем бить, так кулаком. Не козырнет, да мастист.
Гусаром игры не заканчивать.
Луза не на месте.
Просто - попадай во сто (с биксовой игры).
За шашку, так и за место.
Тронута, сыграна.
Шильце к бильцу подползло (в игре в свайку, когда подающий с трудом ее вытаскивает).
Подвел деда под монастырь (т. е. карту под убой).
И начала она сомневатися (говорят, побивая карту).
Кто не вистует, вся Москва вистует.
Не пойдешь, так с улицы виста возьму.
На пиках вся Москва вистует.
Вороново крыло на руках (одни пики).
Пойду на своих харчах (без виста, один).
В девяти без пути (играть).
Кто во крях (au cri), а мы в молчках.
Хозяин у ворот, гостей в доме нет (говорится в игре висте, когда фигура на вскрыше).
Карта потянулась (при съемке колоды), так пересдать, а то несчастье будет.
Играть на мелок (в долг). Играть на Демидов счет (не в деньги).
Пришло счастье, хоть в колокола звони.
Одна игра не потеха. Одна игра не выигрыш.
Играть в вист до первого обморока.
Шубой мирю, кобылу в горку (игра в горку).
Рубль и тулуп, и шапка в гору (то же).
В игре, что в бане (все равны). В игре, что в поле.
Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят.
Выигрыш с проигрышем смешался, жолвь и остался.
Карты хмель любят. Карты вину братья.
Играть играй, да дело знай. Играй, да не отыгрывайся!
Люби, не влюбляйся; пей, не напивайся; играй, не отыгрывайся.
Худо в карты играть, а ни мастей, ни козырей не знать.
В карты играет, а мастей не знает.
Играть, так не воровать (не плутовать).
В игре не без хитрости (обмана). Игрок кум вору.
Игра - предатель, а кистень - друг (т. е. разбой вернее игры).
Рад бы играть, да тузы (да короли) нейдут.
Ни козырей, ни мастей, нечем масти убить.
Проигрался, как бубен, как грек.
Проигрался, как на зорьки (?).
Напустить на кого пятьдесят два разбойника. Его ограбили пятьдесят два разбойника.
Прокачишь трафилку, прокачишь и хруст (пословица калужских прасолов на кантюжном языке: проиграешь копейку, проиграешь и рубль).
Играли на чистые, а сочлись на мелок.
Проиграл - не спорю: пиши за мною!
Проиграл, не украл - сам дома остался.
Хоть выиграл ноги - есть на чем бежать.
Ничего и очень мало (острота маркеров биллиардн.).
Что у барина, то и у господина (то же).
Был гевезен, да выскочил (биллиардный шар).
Широк в плечах, не полез в лузу.
Пороху не хватило (не дошел шар).
Руки коротки, так ноги приставь (в биллиардной игре).
Гусары не в счет (в биллиардной игре).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИГРЫ


будет выглядеть так: Что такое ИГРЫ