ИБН ХАЛЬДУН |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.5.1332, Тунис, — 17.3.1406, Каир), арабский историк и философ. Последователь арабского философа Ибн Рушда. В 1349—75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады, Биджайи. В 1379 вернулся в Тунис; в 1382, преследуемый духовенством, бежал в Египет; занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Основной труд И. Х. «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» («Китаб аль-ибар...») состоит из 3 частей: 1) «Введение» («Мукаддима»), в котором освещаются задачи, метод и принципы исторического исследования; в нём И. Х. изложил своё учение о развитии общества. Различия в образе жизни людей (прежде всего между кочевым и оседлым хозяйством) он связывал с различиями географической среды. 2) История народов мусульманского Востока. 3) История народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся полнотой и точностью описания, является основным источником для средневековой истории Северной Африки. И. Х. — автор «Автобиографии» — одного из первых образцов арабской мемуарной литературы средних веков.
Соч.: Китаб аль-Ибар.... («Книга назидательных примеров...»), т. 1—7, Булак, 1867; Les Prolegomenes, trad. par de Slane, nouv. ed., t. 1—3, P., 1934—38; Histoire des berberes et des dynasties musulmanes de l’Afrique..., trad. de l’arabe par de Slane, v. I—4, nouv. ed., P., 1925—56; The Muqaddimah..., transl. from the Arabic by F. Rosenthal, v. 1—3, N. Y., [1958]; Введение (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9—14 в., М., 1961.
Лит.: Иванов Н. А., «Китаб аль-Ибар» Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в., в кн.: Арабский сборник, М., 1959; Бациева С. М., Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима», М., 1965 (библ.); Lacoste Y., Ibn Khaldoun..., P., 1966; Fischel W. J., Ibn Khaldun in Egypt. A study in islamic historiography, Berk. — Los Ang., 1967 (библ.).
С. М. Бациева, А. В. Сагадеев.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(1332-1406), арабский историк и социолог, родился 27 мая 1332 в Тунисе.
Выходец из семьи, представители которой занимали высокие посты при дворах
султанов Северной Африки, Ибн Хальдун был на разных должностях в
собственной стране, а также в Гранаде: был советником, министром и послом,
легко переходя от одного государя к другому, несмотря на соперничество или
вражду между ними. Он удалился от дел в 1374, а в 1382 перебрался в
Египет, где до конца жизни занимал должность верховного судьи (кади) в
медресе маликитов, приверженцев одной из "правоверных" систем исламского
права. Умер Ибн Хальдун в Каире 17 марта 1406.
Накопив обширный политический опыт, Ибн Хальдун еще в 1375 начал писать
всемирную историю, материал в которой был расположен в соответствии со
сменой династий в мусульманском мире и зарубежных странах. Его Книга
назидательных примеров (Китаб аль-ибар) в 7 объемистых томах сама по себе
- произведение замечательное, хотя автор не всегда проявляет критическое
отношение к источникам. Ибн Хальдун был единственным арабским историком,
знавшим о существовании Римской республики (все другие, основываясь на
византийских источниках, начинали историю Рима с Цезаря), и один из
немногих авторов, использовавших латинские и еврейские тексты в арабских
переводах.
Удивительная проницательность и оригинальность Ибн Хальдуна проявились во
Введении, или Пролегоменах (Мукаддима) к его истории, где излагаются как
итоги развития исламских наук, так и его собственный теоретический подход
к истории. За несколько веков до европейских философов истории Ибн Хальдун
рассматривал последовательность событий человеческой истории с чисто
социологической точки зрения, подчеркивая противоположность между кочевым
и оседлым образом жизни; возводя происхождение и развитие социальной и
политической организации к потребностям в пище, жилище и безопасности;
анализируя расовые и национальные движущие силы, лежащие в основе
возникновения и роста государств; тщательно определяя разного рода
политические институты, проясняя причины их подъема, заката и гибели. Хотя
попытки изучать принципы общественного устройства делались в исламе и
прежде, Ибн Хальдун применил совершенно новый подход: не отрицая
божественного вмешательства в дела и поступки людей, он не принимал его во
внимание, исследуя свой предмет, а исходил из чисто рациональных
предпосылок. Значение трудов Ибн Хальдуна было оценено в Европе только в
начале 19 в.
ЛИТЕРАТУРА
Ибн Хальдун. Введение (фрагменты). - В кн.: Избранные произведения
мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. М., 1961 |
Современная Энциклопедия |
ИБН ХАЛЬДУН (1332 - 1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении "Книга назидательных примеров..." (1377 - 82) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею исторических циклов. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
Ибн Халдун Абдаррахман Абу Зейд (27.5.1332, Тунис,—17.3.1406, Каир), араб. гос. и обществ. деятель, социальный философ и историк. Играл видную роль в политич. жизни мусульм. государств Сев. Африки, был воспитателем, советником, канцлером, послом и судьёй у ряда правителей. Неоднократные попытки И. X. воплотить в жизнь идеи справедливого обществ. строя во главе с «правителемфилософом» завершились, однако, неудачей. В философии И. X. был последователем и комментатором Ибн Рушда, отстаивал рациональный и объективный характер истины, противопоставлял практич. и политич. знания, приобретённые эмпирич. путём, религиозно-мистич. мудрости, хотя и признавал за ней определ. авторитет в обществе. Большинство ранних филос. произведений И. X., трактаты по логике, математике, комментарии к Ибн Рушду считаются утерянными. Осн. соч. И. X.— многотомная «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и др. современных им могуществ. народов» (араб. название работы допускает различные переводы) — ценный историч. источник. В пространном теоретич. «Введении» («аль-Мукаддима») к ней И. X. изложил свою социальную философию. В истории обществ. мысли — это первая попытка создания самостоят. науки об обществе, или как её называл И. X., «науки о культуре», служащей руководством для поли-тич. деятельности. И. X. утверждал закономерный характер обществ. развития, обусловленный географич. средой и проявляющийся в циклах подъёма и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Согласно И. X., уровень развития культуры и характер правления в государстве определяются обществ. разделением труда, взаимным обменом экономич. деятельностью и вытекающей отсюда социальной солидарностью правителей и подданных.
Автобиография И. X., в которой он подробно описал свою жизнь и деятельность, является ценным история, и лит. памятником эпохи. И. X. оказал большое влияние на развитие обществ. мысли, особенно историографии, в Египте и Оттоманской империи 15— 18 вв. После 2-й мировой войны творчество И. X. привлекает возрастающее внимание философов, социологов и историков как в араб. странах, так и на Западе, многие из них склонны усматривать в нём мыслителя, предвосхитившего идеи просвещённого абсолютизма, трудовой теории стоимости, классовой борьбы, социологии знания. Китаб-аль-Ибар... (Книга поучительных примеров...), т. 1—7, Булак, 1867; аль-Тариф би-Ибн Халдун (Новое об И. X.), Каир, 1951; аль-Мукаддима, (Введение. История), т. 1—3, Бейрут, 1967; Histoire des Derberes et des dynasties musulmanes de l'Afrique...,nouv. ed., v. l—4, P., 1925—56; The Muqaddimah; An introduction to history, v. 1—3, N. ?., 1958; Discours sur l'histoire universelle (al-Muqaddima), v. 1—3, Beyrouth, 1967— 1968; в рус. пер.— фрагменты из «Введения», в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 вв., М., 1961, с. 559—628.
Б а ц и е в а С.М., Историко-социологич. трактат И. X. «Мукаддима», М., 1965; Игнатенко A.A., И. X., М., 1980 (библ.); Mandi Muhsin, Ibn Khaldun's philosophy of history, L., 1957; S i in o n H., Ibn Khaldun's Wissenschaft von der menschlichen Kultur, Lpz., 1959; Lacoste I., Ibd Khaldoun. Naissance de l'histoire passe du Tiers-Monde, P., 1966; F i s с h e l W. J., Ibn Khaldun in Egypt (his public functions and his historical research. 1382—1406), Berk.— Los Ang., 1967 (лит.); N a s s a r N., La pensee realiste d'Ibn Khaldun, P., 1967; MegherbiA.,La pensee sociologique d'Ibn Khaldoun, Alger, 19772. |
|
|