Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГУСТАВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Gustaf)
        В Швеции:
         Г. I Ваза (Vasa) (1496—29.9.1560, Стокгольм), король с 1523. Аристократ Густав Эриксон (Gustaf Eriksson) из рода Ваза, юношей участвовал в войне против дат. короля Кристиана II, стремившегося восстановить Кальмарскую унию (См. Кальмарская уния). После Стокгольмской кровавой бани (См. Стокгольмская кровавая баня)1520 бежал в обл. Даларна, где поднял жителей на восстание против датского господства в Швеции. В 1523, когда народное восстание освободило страну от датского господства, был избран королём. Официально расторг Кальмарскую унию, сломил экономическое могущество католической церкви, провёл в Швеции королевскую Реформацию (см. Вестеросские риксдаги), положил конец засилью Ганзы (См. Ганза) в Швеции. Добился от риксдага признания наследственного права своей династии на шведский престол (1544). Централизаторская политика Г. I, усиление налогового гнёта вызвали ряд народных восстаний (1524—25, 1542—43 и др.), жестоко подавленных.
        
         Лит.: Svalenius J., Gustav Vasa, 2 utg.,Stockh., 1963.
         А.С.Кан.
         Г. II Адольф (Adolf) (9.12.1594, Стокгольм, — 6.11.1632, Лютцен, Саксония), король с 1611 из династии Ваза; крупный полководец. Сын короля Карла IX. При избрании на престол и в первые годы царствования пошёл на серьёзные уступки аристократии; её вождь канцлер А. Оксеншерна был ближайшим сотрудником и фактическим преемником Г. II. Начатая Г. II в широких масштабах передача казённых земель дворянам создала предпосылки для феодальной реакции во 2-й четверти 17 в. В целях укрепления дворянско-абсолютистского государства, его финансовой и военной мощи провёл ряд реформ (государственного управления, судоустройства и др.), покровительствовал развитию промышленности, особенно горно-металлургической. Внешняя политика Г. II была направлена, в первую очередь, на установление швед. господства на Балтийском море. Завершил начатые при его отце Кальмарскую войну 1611—13 (См. Кальмарская война 1611-13) с Данией (неудачную для Швеции), захватническую войну против России (см. Польская и шведская интервенция начала 17 века (См. Польская и шведская интервенции начала 17 века)), закончившуюся выгодным для Швеции Столбовским миром 1617 (См. Столбовский мир 1617), а также войну с Речью Посполитой, в ходе которой шведы овладели Лифляндией с Ригой и большинством прусских портов (см. Альтмаркское перемирие 1629). Заручившись союзом с Францией и косвенной поддержкой России, вступил в 1630 в общеевропейскую Тридцатилетнюю войну 1618—48 (См. Тридцатилетняя война 1618-48) на стороне антигабсбургской коалиции. Начав в 1631 поход в глубь Германии, одержал победу при Брейтенфельде (17 сентября 1631) над армией Католической лиги, которой командовал И. Тилли; эта победа оказала большое влияние на ход войны и принесла Г. II популярность среди немецких протестантов. Весной 1632, двинувшись в Баварию, разбил Тилли на р. Лех и занял Аугебург и Мюнхен. Действия имперского главнокомандующего А. Валленштейна вынудили его к отходу на С. и к генеральному сражению при Лютцене 6(16) ноября 1632, где шведы вновь победили, но Г. II погиб.
         А. С. Кан.
         Г. II был выдающимся военным реформатором. Им была создана сильная постоянная армия, комплектовавшаяся на основе сочетания подворной воинской повинности населения с добровольной вербовкой. В области вооружения при Г. II был уменьшен калибр и вес мушкета, что повысило меткость выстрела и позволило отказаться от сошек; введены бумажные патроны и патронташи; появились лёгкие 4-фунтовые пушки, перевозившиеся двумя лошадьми. Впервые в Западной Европе Г. II ввёл полковую артиллерию (2 пушки на полк), изменил организацию войск: вместо малоподвижных частей в 2—3 тыс. чел. были сформированы 4-ротные полки (по 1200—1300 чел.), в которых мушкетёры составляли 2/3 и пикинёры 1/3. Была усилена кавалерия (до 40% армии), кавалерийские полки разделены на эскадроны (по 125 чел.). Для поддержания дисциплины и слаженности действий Г. II ввёл суровые телесные наказания и муштру. Реформы Г. II повысили манёвренность войск и их насыщенность огневыми средствами, что привело к изменениям в тактике. Г. II была введена передовая в то время линейная тактика, позволявшая одновременно применять максимальное количество огневых средств в бою. В области стратегии для Г. II были характерны заблаговременная подготовка театра войны, организация передовых баз и обеспечение централизованного снабжения со складов. Шведская армия Г. II совершала марши на значительные расстояния, умело осуществляла стратегический маневр и сосредоточение к полю боя. Полководческое искусство Г. II ярко проявилось во время Тридцатилетней войны.
         М. Л. Альтговзен.
        
         Лит.: Энгельс Ф., Избр. военные произведения, М., 1958; Пузыревский А. К., Записки по истории военного искусства в эпоху 30-летней войны, СПБ, 1882: Михневич Н. П., История военного искусства с древнейших времен до начала XIX столетия, 2 изд., СПБ, 1896; Строков А. А., История военного искусства, т. 1, М., 1955; Mehring F., Gustav Adolf..., 2 Aufl., В., 1908; Ahnlund N., Gustav Adolf den Store, 3 utg., Stockh., 1932; Roberts М., Gustavus Adolphus,..., v. 1-2, L.-N. Y., 1953-58.
         Г. Ill (24.1.1746, Стокгольм. — 29.3. 1792, там же), король с 1771. Сын короля Адольфа Фредерика. Опираясь на армию и феодальное дворянство, 19 августа 1772 произвёл государственный переворот, положив конец т. н. «режиму свободы» (1/18—72) и восстановив сильную королевскую власть. Однако в условиях быстрого разложения феодальных отношений, укрепления капиталистического уклада и значительного влияния просветительских идей правил в духе т. н. просвещённого абсолютизма (См. Просвещенный абсолютизм). В 1788 начал крайне непопулярную войну против России, что вызвало оппозиционные выступления части армии (см. Аньяльский союз). Готовил военный поход против революционной Франции. 16 марта 1792 был смертельно ранен участником дворянского заговора.
         Лит.: Hennings В., Gustav III, Stockh., [1957].
         Г. IV Адольф (1.11.1778, Стокгольм, — 7.2.1837, Санкт-Галлен), король в 1792—1809. Деспотический образ правления Г. IV, а также поражение Швеции в войнах с Францией (1805—07) и Россией (1808—09) явились причиной его низложения риксдагом в марте 1809; в декабре 1809 был изгнан из Швеции.
         Г. V Оскар Густав Адольф (Oskar Gustaf Adolf) (16.6.1858—9.10.1950), король в 1907—50.
         Г. VI Адольф (р. 11.11.1882, Стокгольм), король с 1950.
        Густав I Ваза. Портрет работы Я. Бинка. 1542. Картинная галерея замка Грипсхольм. Швеция.
        Густав II Адольф.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(имя шведских королей: Г. I (1496-1560), Г. II (1594-1632), Г. III (1746-1792), Г. IV (1778-1837)) Мой славный род – моя отрава! Я от тоски сгораю – весь! Падите ниц: пред вами здесь Потомок славного Густава. РП Цв910 (I,71)
Энциклопедия литературных героев
ГУСТАВ (польск. Hustaw) - герой драматической поэмы А.Мицкевича «Дзяды» (II и IV часть и отрывок «Призрак» закончены в 1822 г. в Ковно, изданы год спустя в Вильно, войдя в историю литературы как ковенско-ви-ленские «Дзяды»; 1831 г. - III часть, которая получила название дрезденовские «Дзяды» по месту их написания; I часть помещена автором между ковенско-виленскими и дрезденовски-ми «Дзядами» и получила подзаголовок «зрелище» - widowisko). В «Дзядах» Мицкевич создал обобщенный художественный образ национально-освободительного движения в Польше. Лирико-драматическая судьба Г. вплетается в таинственную и мрачную ткань обряда «дзядов», уходящего своими корнями в глубокое языческое прошлое. Поэма отличается отсутствием единого сюжета, фрагментарностью, частой сменой картин.
Основная тема ковенско-виленских «Дзядов» - история романтической любви Г., которая разворачивается на фоне народных поверий, преданий, суеверий. Призрак юноши-самоубийцы, часовня, где происходит действие обряда, хор крестьян и хор ночных птиц создают фантастическую картину, где реальность смешивается с мистикой. Большое значение придает Мицкевич картине обряда, давшего название всей поэме. Ритуал заключается в том, что крестьяне тайно ночью приходят на кладбище, принося с собой еду, и призывают души умерших отведать их угощения. В этом акте народ усматривает свою высокую миссию - облегчить страдание душ, находящихся в чистилище, совершив своеобразное отпущение мертвым их земных грехов. В поэме Мицкевич расширил народный миф, привнеся в него социальный конфликт между душой помещика и душами загубленных им крепостных. Умершие выступают как хор ночных птиц, среди которого выделены Ворон и Сова - главные обличители пана и его злодейств. Обряд позволяет крестьянам в какой-то мере отомстить за ужасы и тяготы своей жизни и приобретает значение справедливого суда.
«Дзяды» - произведение во многом автобиографичное. Любовь Мицкевича к Марыле Верещак воссоздана в образе Г. с присущим поэту темпераментом, с глубоким пониманием тончайших нюансов человеческой души. Сердечные переживания, горечь обманутых надежд, муки ревности, разочарование в себе и в других - все это делает Г. типичным героем польского романтизма. Индивидуальная драма Г. сопряжена с горькой судьбой народа. В IV части поэмы Г. выступает как защитник крестьян, он просит ксендза, своего учителя, вернуть «дзяды», к которым так несправедлива церковь.
В III части «Дзядов», хронологически ограниченной процессом филаретов, автор расширяет панораму действия: оно происходит и в Литве, и в Варшаве, и в усадьбе под Львовом, и в Петербурге. Все события заговора польских дворян отражены Мицкевичем с большой исторической достоверностью. Автор, бывший узником Базилианского монастыря в Вильно, выводит в произведении своих друзей, сверстников-филаретов Домейко, Сузина, Зана, Соболевского и других. В этой части поэт делает смелый шаг в сторону мистериаль-ного театра. Через ритуальную смерть Г. и рождение Конрада поэт прощается с героем-романтиком и выводит на первый план героя-борца.
В дрезденовских «Дзядах» черты психологического реализма переплетаются с лирическими гимнами, студенческими песнями, колядками, видениями, пророчествами о жертвенном предназначении родины, страдающей за грехи других народов. Г.-Конрад становится героем-богоборцем, героем-мятежником. Наиболее ярко представлен Г.-Конрад в сцене «малой импровизации», в которой он призывает к кровавой и беспощадной месте, к борьбе с «черным вороном» - заклятым врагом Польши. В «большой импровизации» подчеркнут богоборческий мотив, который автор усиливает появлением лукавого дьявола, подстрекающего Г.-Конрада к отрицанию бога. С появлением ксендза Петра разворачивается борьба между сатанинскими силами и священником за душу героя. В этих картинах романтический мистико-религиозный мессианизм переплетается с прометеевской, богоборческой силой Г.- Конрада, с уничтожающей сатирой на Новосильцева - душителя свободы Польши. В последней части «Дзядов», включающей цикл стихов, переданы переживания поэта, которому была близка вольнолюбивая поэзия Пушкина.
В польской литературе Г.-Конрад послужил прообразом главного героя (Конрада) пьесы Станислава Выспянского «Освобождение» (1901). «Дзяды» вызывали интерес многих польских режиссеров. Первым постановщиком поэмы стал С.Выспянский (1901); к ней так же обращались Л.Шиллер (1932, 1934, 1937), Е.Гротовский (1961), К.Свинарский (1973, с Ежи Трелей в роли Г.-Конрада).
Лит.: Державин К.Н. «Дзяды»
//Мицкевич А. Собр. соч. М., 1952. Т.З; Ростоцкий Б.И. Адам Мицкевич и театр. М., 1977.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГУСТАВ


будет выглядеть так: Что такое ГУСТАВ