|
|
|
|
|
ГУСИТЫ |
Современная Энциклопедия |
ГУСИТЫ, сторонники Реформации в Чехии (отчасти в Словакии) в 1-й половине 15 в., участники так называемых гуситских войн 1419 - 37 против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья. Приверженцы Я. Гуса, Иеронима Пражского, их последователей - Микулаша из Пельгржимова, М. Гуски и др. Военные руководители - Я. Жижка, Я. Желивский, Прокоп Великий. Феодально-католические силы (во главе с папой Мартином V и императором Сигизмундом I) провели в 1420 - 31 пять безуспешных походов против гуситов. В 1433 умеренное крыло гуситов - чашники, объединившись с феодально-католическими силами, в 1434 у Липан разгромило радикальных таборитов, их последняя крепость (Сион) пала в 1437. |
Мультимедийная энциклопедия |
последователи чешского религиозного реформатора Яна Гуса (ок.
1369-1415); гуситская революция привела к созданию первой
национальной реформированной церкви, не находившейся в
зависимости от Римско-католической церкви.
Вероучительный раскол и "Четыре пражских статьи". С 1363 Чехия
была охвачена движением за исправление нравов и возрождение
личной религии. Оно значительно усилилось, когда в начале годы
15 в. в Прагу попали полемические сочинения английского
реформатора Джона Уиклифа, распространявшиеся Иеронимом
Пражскими и двумя другими чехами. Но главным выразителем идей
движения за реформы, а также первым мучеником стал Ян Гус,
который по постановлению Констанцского собора был сожжен на
костре в Констанце 6 июля 1415. Число последователей Гуса и его
популярность среди чехов были столь велики, что в Праге на
многолюдном сейме несколько сотен вельмож и дворян поставили
свои подписи под официальным протестом против этой казни. В
Чехии началась настоящая революция, длившаяся около 6 лет.
Многие представители духовенства и Пражского университета
отрицали право Католической церкви навязывать вероучительные
доктрины и богослужебные обычаи, если они противоречили учению
и делам Христа и первохристианской церкви. Радикальный вызов
наиболее характерно выразился в гуситском причащении мирян
хлебом и вином ("причастие под двумя видами", sub utraque
specie), тогда как церковь предписывала причащаться освященным
вином лишь духовенству. Так евхаристическая чаша стала символом
еретиков-гуситов, которых часто называли каликстинами
("чашниками", от лат. calix, "чаша") или утраквистами. В 1420
гуситы сформулировали свою программу в "Четырех пражских
статьях": свободная проповедь слова Божьего, евхаристическая
чаша для всех верующих, секуляризация церковной собственности,
публичные наказания за прегрешения против нравственности.
Революция. Гуситская революция была отчасти нацелена на
нравственную и церковную реформы. Жители Праги и других городов
во главе с гуситскими священниками и беглыми монахами
преследовали пользовавшихся дурной славой праздных,
невежественных и безнравственных представителей духовенства,
нападали на монастыри и разрушали их. Сотни монахов были убиты,
а богатства и обширные владения монастырей конфисковывались
дворянством и городскими властями.
Табориты и пражане. Раннее гуситство содержало в себе и
элементы социальной революции. Многие крестьяне и арендаторы,
особенно из Юго-Восточной Чехии, поверили в скорое наступление
тысячелетнего царства и возвращение Христа для истребления
грешников и дарования вечной жизни и свободы избранным.
Большинство из них прекратили платить аренду своим хозяевам и
исполнять трудовую повинность на их полях, многие продали землю
и весь свой достаток вложили в общее имущество в "городах-
убежищах", куда они устремились в ожидании дня Господа.
Укрепленный городок на юге Чехии Табор превратился в центр
радикального крыла гуситов: табориты избрали своего епископа,
отвергли большинство таинств, сохранив причастие и крещение,
проводили все службы на родном языке и отказались от многих
обрядов и большинства деталей церковного облачения. Тем самым
все пути к примирению были отрезаны. Но основная часть гуситов,
сосредоточенная в Праге, придерживалась относительно умеренных
взглядов; они были готовы примириться с церковью, если бы им
позволили осуществлять принципы "Четырех пражских статей".
Столкновения между таборитами и пражанами привели к гражданской
войне. Табориты потерпели сокрушительное поражение в битве при
Липанах (1434), а к 1453 с таборитским движением было
покончено.
Гуситы и Сигизмунд. Гуситская революция носила и
политический характер. После смерти короля Чехии Вацлава IV
(1419) законным наследником стал его брат Сигизмунд, император
Священной Римской империи и король венгерский. Однако на нем, в
конечном счете, лежала вина за казнь Гуса, и чехи отказывались
признать его своим королем. В течение 1420-1431 армии
Сигизмунда и Католической церкви предприняли "крестовые
походы", пытаясь положить конец религиозной и политической
независимости Чехии, но они либо терпели поражение от войск
гуситов, либо позорно обращались в бегство, не вступая в бой.
Национальное и религиозное рвение, а также военный гений Яна
Жижки и Прокопа Голого наводили ужас не только на интервентов,
но и на жителей соседних стран, которые страдали от набегов
грозных гуситских "воинов Бога".
Независимая гуситская церковь. После победы над
таборитами более умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и
пришли к согласию с Базельским собором (созванным в первый раз
в 1431 и частично признавшим итоги реформы церкви),
констатировав завершение гуситских войн. В 1436 Сигизмунд был
признан чехами в качестве короля при условии, что он и собор
согласятся с положениями "Четырех статей". Компромисс был
оформлен в соглашении, получившем название "компактатов". Этот
документ стал хартией автономии гуситской церкви - первой
национальной реформированной церкви, которая не находилась в
прямом подчинении Риму. Гуситская церковь процветала как
старейшая из реформированных церквей вплоть до национальной
катастрофы в битве при Белой горе (1620), когда и она, и
независимая Чехия были раздавлены силами, представлявшими
Контрреформацию и осуществлявшими имперские притязания
Габсбургов.
ЛИТЕРАТУРА
Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола:
Биографические очерки. М., 1995 |
Орфографический словарь Лопатина |
гус`иты, гус`иты, -ов, ед. гус`ит, -а |
Словарь Ушакова |
ГУС’ИТЫ, гуситов, ед. гусит, гусита, ·муж. (·ист. ). Последователи Яна Гуса, чешского религиозного реформатора 15 ·в. |
Толковый словарь Ефремовой |
[гуситы]
мн.
Участники борьбы народных масс Чехии (и отчасти Словакии) в 1-й половине XV в. против католической церкви, феодальной эксплуатации и немецкого засилья. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ГУСИТЫ
будет выглядеть так: Что такое ГУСИТЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|