|
|
|
|
|
ГРОЦИЙ ГУГО |
Мультимедийная энциклопедия |
(Grotius, Hugo) (1583-1645), или Гуго де Гроот, голландский юрист,
основатель современного международного права. Родился в Делфте (Голландия)
в старинной, уважаемой семье 10 апреля 1583. В детстве отличался
удивительными способностями. В пятнадцать лет поразил французский двор
умом и эрудицией; король Генрих IV назвал его "голландским чудом". С
одиннадцати лет Гроций изучал классическую литературу и философию в
Лейденском университете; в 1599 Орлеанский университет удостоил его
степени доктора права. Допущенный к юридической практике в 16 лет, он
никогда ею не занимался. В 1607-1613 занимал ответственный пост
генерального казначея провинций Голландия, Зеландия и Фрисландия, а затем
был пенсионарием в городском совете Роттердама. Оказался замешанным в
противостояние ортодоксальных кальвинистов и протестантов-диссидентов.
Вместе с великим пенсионарием Яном Олденбарневелтом и двумя другими
деятелями был взят под стражу в 1618 и осужден на пожизненное заключение.
В 1621 Гроций вместе с женой, Марией ван Регерсберг, дочерью бургомистра
Вере, бежал из крепости Левенстейн во Францию. Здесь он написал несколько
книг о религии и праве, в том числе знаменитый трактат Об истине
христианской религии (De Veritate Religionis Christianae, 1627; еще в
крепости был написан первоначальный голландский текст: Bewijs van den
waren Godsdienst) и Введение в голландскую юриспруденцию (Inleydinge tot
de Hollandsche Rechts-geleertheyt, 1631). В 1631 вернулся в Роттердам,
однако был вынужден покинуть страну и поселился в Швеции; был назначен на
должность шведского посланника в Париже в 1634. Ничем не проявив себя на
этом посту, обратился с просьбой к шведскому правительству об отставке.
Возвращаясь в Швецию, Гроций посетил Роттердам и Амстердам, где нашел
восторженный прием. Шведская королева Кристина также оказала ему почести,
хотя и не предложила новой должности. Гроций был вынужден покинуть Швецию,
однако на пути в Голландию его корабль потерпел крушение, от последствий
которого Гроций через два дня умер в Ростоке 28 августа 1645.
Кроме своего великого труда О праве войны и мира (De Jure Belli ac Pacis,
1625), Гроций еще молодым человеком написал трактат О праве на добычу (De
Jure Praedae), одна из глав которого под названием О свободном море (De
Mare Libero) вышла в свет в 1609. Оставшаяся часть рукописи была утеряна и
вновь найдена в 1864. В этой работе Гроций обсуждает понятие "сообщества
людей" (societas humana), включающего все человечество. В трактате О праве
войны и мира его теория международного права основывается на той же идее
человеческого общества как правового сообщества, подчиняющегося "праву
народов" (jus gentium), которое, в свою очередь, основано на естественном
праве, общем для всех людей и народов. Трактат Гроция имел огромный успех,
к 1775 появилось 77 изданий этой работы, большей частью на латыни, но
также на голландском, французском, немецком, английском и испанском
языках.
ЛИТЕРАТУРА
Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956 |
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней |
Гуго Гроций и обоснование естественного права
При последних вспышках XVI в. и в первые десятилетия XVII в. — формируется и укрепляет позиции теория естественного права в работах итальянца Альберико Джентиле (1552—1611), в частности в его произведении "De iure belli" ("О праве войны", 1558), и особенно у голландца Гуго Греция (Гуго де Гроот, 1583—1645) в написанном им трактате "О праве войны и мира" (1625, переиздан в расширенном виде в 1646 году).
Гуманистическая закваска Греция еще дает о себе знать, но он уже на пути, ведущем к современному рационализму, хотя проходит он его не до конца.
Фундаментом соглашения людей между собой является разум и природа, которые совпадают между, собой. "Естественное право", ре гулирующее человеческое сообщество, имеет этот рационально-естественный фундамент. Он есть "голос здравого смысла, в соответствии или в противовес с которым неизбежно утверждается или порицается все с точки зрения морали, и, как следствие, устанавливается или запрещается Богом, Творцом природы". Но примечательно, что онтологическая основа естественного права, по Гроцию, имеет следствием своим то, что и сам Бог, поскольку на этом праве все держится, не может его изменить. Это означает, что естественное право отражает рационализм самого Бога, создателя мира, и что, как таковой, Бог не может ничего изменить, не впадая в противоречия с собой, что немыслимо.
Естественное право отличается от "гражданского права", зависящего от решений людей, и гражданской власти. Оно имеет в качестве цели соображения полезности и поддержания согласия среди граждан. К сфере естественных прав принадлежат жизнь, достоинство и собственность личности.
Международное право основывается на идентичности природы людей; на этом основании могут заключаться международные договоры |между людьми различных конфессий, так как принадлежность к различным верам не влияет на человеческую природу.
Наказание для нарушителей прав должно иметь не карательные цели, а корректирующие: наказывют не за ошибку, но для того, чтобы делать ошибок в будущем. И наказание должно быть пропорционально срокам, серьезности преступления и той пользе, которую может извлечь из него сам преступник.
Возобновляя идеи флорентийского гуманизма, но в форме более рационализированной, Гроций поддерживает естественную религию, общую для всех времен и потому лежащую в основе всех положительных религий. Эта естественная религия основывается на четырех утверждениях: 1) Бог существует и Он единственный, 2) Бог величайший по сравнению со всеми вещами видимыми и постигаемыми, 3) Бог всеведущ, 4) Бог — Творец всего.
Некоторые переводчики Гроция увидели в его работе триумф нового научно-рационалистического мышления. Но, согласно L.Malusa, "Гроций гораздо более связан с классически средневековым и схоластиким понятием естественного права, чем с современным". Действительно, даже при натурализации Закона Божьего в работе "О праве войны и мира" с акцентом на юридическом моменте (в условиях озабоченности войнами) естественный закон остается всегда, как и для св. Фомы, законом божественным, критерием объективным и вечным". Поэтому рационализм Гроция выступает "в качестве интеллектуализма в противовес волюнтаризму (типа оккамовского, или протестантского), но никак не в качестве утверждения о непричастности (= автономии) человеческого разума по отношению к божественному управлению миром". |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ГРОЦИЙ ГУГО
будет выглядеть так: Что такое ГРОЦИЙ ГУГО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|