Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Мультимедийная энциклопедия
(1852-1899), русский философ, психолог. Родился в Хельсинки 18 апреля 1852. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1875). В течение нескольких месяцев находился в научной командировке в Германии, преподавал в Нежинском историко-филологическом институте. В 1879 защитил магистерскую диссертацию Психология чувствований в ее истории и главных основах. В этом исследовании Грот выступает как сторонник физиологического подхода к психической деятельности и в целом стоит на позитивистских позициях. В 1882 он защищает докторскую диссертацию К вопросу о реформе логики. В 1884 становится профессором Новороссийского университета в Одессе. С 1886 Грот - профессор Московского университета. Он был также председателем Московского психологического общества, редактором журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889). Умер Грот в с.Кочеток Харьковской губерии 23 мая 1899. В своих диссертационных исследованиях и других работах первой половины 1880-х годов Грот выступал с последовательной критикой метафизики, в этической сфере ему были близки принципы утилитаризма (К вопросу о свободе воли, 1884). Логику он "реформировал" в направлении психологизма, связывая ее познавательные функции с изучаемыми психологией особенностями умственной деятельности. Историко-философский интерес к философии Возрождения (в первую очередь к пантеизму Джордано Бруно) спровоцировал своего рода "метафизический поворот" в творчестве Грота. О существенном отходе от позитивистских установок свидетельствуют его работы: Джордано Бруно и пантеизм (1885) и О душе в связи с современными учениями о силе (1886). Грот фактически переходит от резкой критики метафизики к ее обоснованию, видя в ней основу философского знания и его важнейший научно-умозрительный элемент (статья Что такое метафизика? 1890). Собственную позицию он определил как "монодуализм", подчеркивая тем самым стремление избежать "крайностей" монистической традиции в философии, причем как в идеалистическом, так и в материалистическом вариантах. Грот был склонен к плюралистической метафизике, признающей наличие нескольких субстанций, находящихся в сложных иерархических отношениях. В сочинениях Грота "метафизического" периода важную роль играет идея силы. Это понятие он считал приложимым как к физическим, так и к духовным процессам. Однако активное, творческое начало мира имеет своим источником силу духовную. Материя же представляет собой пассивное начало. В своей нравственной философии Грот опирался на этические и метафизические идеи А.Шопенгауэра (Основания нравственного долга, 1892; Устои нравственной деятельности, 1895). В трактовке Грота "мировая воля" приобретает черты идеального и даже нравственного начала мира, а в конечном счете совпадает с "мировой любовью". В последние годы жизни Грот постоянно обращается к проблемам психологии (К вопросу о значении идеи параллелизма в психологии, 1894; Основания экспериментальной психологии, 1895; Понятие души и психической жизни в психологии, 1897). ЛИТЕРАТУРА Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб, 1879-1880 Грот Н.Я. Джордано Бруно и пантеизм. Одесса, 1885 Грот Н.Я. Философия и ее общие задачи. СПб, 1904 Н.Я.Грот в очерках, воспоминаниях, письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей. СПб, 1911
Краткий психологический словарь
(1852–1899) — российский психолог, один из основателей экспериментальной психологии эмоций, возглавлял кафедру философии в Московском университете (1886) и Московское психологическое общество (1887). Предложил программу построения психологии («Основания экспериментальной психологии», 1896), в которой подчеркивал, что она должна быть объективной, естественной, экспериментальной наукой. Г. был активным сторонником практического использования психологии, ее связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией. Проблема эмоционального развития является одной из важнейших в творчестве Г. В книге «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1880) он использует законы дифференциации и интеграции, открытые в физиологии, применительно к психологии, доказывая возможность экспериментального исследования эмоций. Связывая, по традиции того времени, проблему формирования эмоций с развитием нравственности, Г. по-новому подошел к вопросу о свободе воли, связывая его с характером зависимости человека от своего состояния. При этом сама проблема наличия или отсутствия свободы воли, по его мнению, может быть понята и решена лишь на основе самосознания человека, т. е. осознания человеком свободы своего выбора той или иной формы деятельности.
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
(30.04.1852 - 04.06.1899) - русский философ-идеалист, психолог.
Биография.
Родился в семье филолога, академика Я.К.Грота. Образование получил в Петербургском университете. После стажировки в Германии, стал профессором кафедры философии Историко-филологического университета в Нежине. Защитил магистерскую диссертацию по теме "Психология чувствований", докторскую - по теме "К реформе логики". В 1883 г. - профессор философии в Одессе, с 1886 г. - Московского университета. Председатель Московского психологического общества. Первый редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889).
Исследования.
В ранних исследованиях ориентировался на учение И.М.Сеченова. В дальнейшем встал на идеалистические позиции, пытаясь интегрировать системы Канта, Шеллинга, Шопенгауэра, Гартмана. Признавал реальность сознания вселенной, а человека наделял сверхвременным началом, вложенным в него Богом. Развивал психическую теорию, в которой в качестве единицы анализа выделял "психический оборот". В нем объединялись ощущение (как внешнее впечатление на организм), чувствование (как переработка внешнего впечатления во внутреннее), мышление (как вызванное этим впечатлением движение) и воля (как внешнее движение организма навстречу предмету).
Сочинения.
Отношение философии к науке и искусству. Киев, 1883;
О душе в связи с современном учением о силе. Одесса, 1886;
Что такое метафизика // Вопросы философии и психологии. 1890, кн. 2;
Основные моменты в развитии новой философии. М., 1894;
Философия и ее общие задачи. СПб., 1904
Новый философский словарь
(1852-1899)
русский философ и психолог. В 1875 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, после чего пробыл два года в Германии. С 1876 преподавал в Историко-филологическом институте в Нежине. Магистерская диссертация: "Психология чувствований в ее истории и главных основах", докторская - "К реформе логики" (1882). Первый этап творчества Г. носил ярко выраженный позитивистский характер. Начало второго ("метафизического") этапа датируется переездом Г. в Одессу, где он занял кафедру философии в Новороссийском университете. В 1886 приглашен в Московский университет, где проработал до конца жизни. С именем Г. связано реформирование Московского психологического общества (в 1888 избран его председателем) и организация журнала "Вопросы философии и психологии" (в 1889), редактором которого он был до 1896 (с 1894 совместно с Лопатиным). Имел широкий круг знакомств, дружил с B.C. Соловьевым, Лопатиным, князьями Трубецкими, Кавелиным. Был близок с Толстым. Основные работы: "Отношение философии к науке и искусству" (1883); "К вопросу о свободе воли" (1884); "О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений" (1884); "Джордано Бруно и пантеизм" (1885); "О душе в связи с современными учениями о силе" (1886); "Жизненные задачи психологии" (1890); "Основания нравственного долга" (1892); "К вопросу о значении параллелизма в психологии (1894); "Основные моменты в развитии новой философии" (1894); "Устои нравственной деятельности" (1895); "Основания экспериментальной психологии" (1895); "Критика понятия прогресса" (1898); "Философия и ее общие задачи" (1904) и др. В первый период творчества находился в круге идей позитивизма с акцентом на органицизм Спенсера. Абсолютизировал научное знание как достоверное, опытным путем добытое. Отвергал любую метафизику как лжеучение и источник заблуждений разума. За философией признавал лишь функцию синтеза знания и средства его "очищения" от следов метафизики, трактовал ее как научную дисциплину. В психологии и теории познания исходил из принципа психофизиологического параллелизма. Чувствование (удовольствие и страдание) понимал как "субъективную оценку гармонии или дисгармонии между тратой веществ в организме и их накоплением в ходе взаимодействия с внешним миром". В психологии был под заметным влиянием идей Сеченова. Познание трактовал как совокупность "психических оборотов": оно начинается с внешних впечатлений, "переходит" во внутренние психические движения, вызывает волевые стремления и заканчивается снова внешними движениями. Умственные процессы при этом - ассоциации чувственных образов, но не "механические", а "органические" (предполагают процессы интеграции - дифференциации образов). Этика Г. исходила из практической установки, требовавшей нахождения оптимального баланса между оптимизмом и пессимизмом как возможности увеличения счастья. Второй период творчества Г. отмечен отказом от установок и многих идей позитивизма, часто измененных на прямо противоположные (в частности, от отрицания свободы воли Г. пришел к ее признанию). Главное же в этот период для него - обоснование необходимости метафизики. Особенно велико в этот период на него было влияние философии Шопенгауэра. Тем не менее многие свои ранние идеи Г. сохранил и переосмыслил в своей новой философии, которую определял как "монодуализм". Это идеи прогресса, "психологической энергетики" (усиленной после знакомства с работами Оствальда), чувствования. Именно из переосмысливания пантеистических идей Бруно Г. и извлек новую для себя идею философии чувства именно как философии (метафизики, а не науки), основанной на анализе состояний познающего субъекта при помощи "априорного метода" и "метода субъективной индукции". Задача философии - перевод "чувства всемирной жизни" в понятия об истинно существующем. Философия Г. строится принципиально не как монистическая, а как допускающая признание нескольких исходных начал (минимум двух), но и не постулирующая их дуализм, а предполагающая их некоторое объединение на "нейтральной" основе. Отсюда - "монодуализм". Основная содержательная тема последнего - анализ "высшей вселенской мировой воли", в которой слиты воедино сущее и должное, т.е. силы. "Божественная мировая воля" задала акт творения, а в своем нравственном аспекте она есть мировая любовь. "Личная воля человека" предназначена усиливать пульс идеальной жизни в мире, содействовать торжеству разума. Соответственно Г. было переосмыслено и понятие прогресса, который стал пониматься как увеличение нравственной жизни во Вселенной в силу роста в нем сознания и самосознания. Ранняя смерть не позволила Г. полностью осуществить свою программу реформирования позитивистской философии.
В.Л. Абушенко
ГРОЦИЙ Гуго де Гроот (Grotius, de Groot) (1583-1645) - голландский гуманист, теоретик права, государственный деятель. В своем наиболее известном сочинении "О праве войны и мира" (1625) Г. исследует вопросы международного, гражданского, уголовного права, войны и мира, власти и государственного устройства. Решая вопрос о том, что такое право вообще, Г. анализирует правила, возникшие "путем установления", и правила, вытекающие из "самой природы", соответственно - "право волеустановленное" и "естественное право". Право вояеустановленное "изменяется во времени и различно в разных местах", его источником может быть либо воля Бога (право божественное), либо воля людей (право человеческое). Естественное право всегда "тождественно самому себе", оно существует независимо как от произвола людей, так и от воли Бога, хотя его предписания и не расходятся с божественной волей. Вера в Бога и в особые божественные законы (изложенные в Священном Писании) сочетается у Г. с уверенностью в том, что даже если бы Бога не было, то естественное право все равно бы существовало. Источник естественного права лежит в контролируемом разумом стремлении человека к общению. Эта особенность присуща человеку как существу "высшего порядка". Принципы естественного права отвечают коренным нуждам общежития людей. В основе стремления людей к общению Г. видит чувство самосохранения. Способом противостоять насилию и организовать мирные формы общения является создание людьми государства "не по божественному велению, а добровольно". "Государство... есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Единая и нераздельная, верховная власть выступает началом, приводящим в движение весь государственный механизм. Результатом общественного договора как акта сознательной деятельности людей может явиться не только отдельное государство, но так же и сообщество государств. Предполагая возможность такого сообщества, Г. уделяет особое внимание разработке норм международного права. Принципы права и гуманности должны регулировать отношения между народами даже в том случае, если проблема войны и мира не разрешима мирным путем. Г. выступал также против религиозных войн и отстаивал принципы религиозной и философской терпимости. Принципы естественного права (первые представления о котором содержатся в учениях софистов и стоиков), сформулированные Г., носили ярко выраженный антифеодальный характер, отвечая интересам буржуазии. Взгляды Г. оказали влияние на формирование философии права в целом и школы естественного права.
А.А. Круглое
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ


будет выглядеть так: Что такое ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ