Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГРАМШИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Gramsci)
        Антонио (23.1. 1891, Алее, о. Сардиния, — 27.4.1937, Рим), основатель и руководитель Коммунистической партии Италии, теоретик-марксист. Родился в семье мелкого служащего. В 1911—14 учился в Туринском университете на филологическом факультете. В 1913 вступил в Итальянскую социалистическую партию. В годы 1-й мировой войны 1914—18 редактировал туринский социалистический еженедельник «Иль гридо дель пополо» («II grido del popolo»); одновременно Г. сотрудничал в туринском издании социалистической газеты «Аванти!» («Avanti!»).
         Г. быстро проявил себя как выдающийся представитель молодого поколения итальянских революционеров, начавших борьбу против реформизма в социалистической партии. В 1917 принял участие в создании внутри партии «Революционной фракции непримиримых». После антивоенного вооруженного восстания в Турине в августе 1917 был избран секретарём местной секции социалистической партии.
         Идеи ленинизма и Октябрьская социалистическая революция оказали решающее влияние на теоретическую и практическую деятельность Г. В условиях послевоенного революционного подъёма в Италии Г. выступил инициатором движения за создание фабрично-заводских советов, которое стало своеобразной формой борьбы итальянского пролетариата за власть в 1919—20. В борьбе за организацию фабрично-заводских советов главная роль принадлежала группе «Ордине нуово» («Новый строй»), которую Г. вместе с П. Тольятти, У. Террачини и др. молодыми социалистами создал в мае 1919. В еженедельнике «Ордине нуово» («Ordine nuovo») в 1919—20 публиковались статьи Г., в которых на основе глубокого анализа структуры итальянского общества и особенностей его исторического развития Г. выдвинул задачу борьбы за союз промышленного пролетариата Севера с крестьянами Юга и показал, что осуществление такого союза — важнейшая предпосылка гегемонии пролетариата в конкретных итальянских условиях. Написанный Г. доклад туринской секции «За обновление социалистической партии» получил одобрение В. И. Ленина на 2-м конгрессе Коминтерна (1920). В ноябре 1920 Абстенционисты (группа А. Бордиги (См. Бордига)), левые Максималисты и группа «Ордине нуово» создали объединённую коммунистическую фракцию. В январе 1921 на 17-м съезде Итальянской социалистической партии в Ливорно эта фракция порвала с реформистами и центристами и основала Коммунистическую партию Италии (КПИ).
         В 1922—23 Г. был делегатом от КПИ в Исполкоме Коминтерна и жил в Советском Союзе. В 1924 по инициативе Г. создана ежедневная газета партии «Унита» («l'Unita»), которая, проводя линию КПИ, стремилась объединить всех трудящихся в борьбе против фашизма. В мае 1924 Г. вернулся в Италию. Ведя настойчивую борьбу против сектантской политики руководства КПИ, возглавлявшегося Бордигой, Г. добился создания в партии новой руководящей группы. Возглавляя в 1924—26 парламентскую группу коммунистов, Г. разоблачал с трибуны палаты депутатов преступную политику фашизма. Одновременно Г. продолжал теоретическую разработку проблем борьбы итальянского пролетариата.
         8 ноября 1926 фашисты арестовали Г. и сослали на о. Устика. В 1928 фашистский трибунал приговорил Г. к 20 годам тюремного заключения (затем в результате нескольких амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937). Большую часть заключения Г. провёл в тюрьме Тури (около Бари). Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через несколько дней после формального освобождения Г. скончался.
         Бесстрашный борец за дело рабочего класса, Г. последовательно отстаивал и развивал принципы марксистской революционной теории. Г. оставил большое теоретическое наследие, вошедшее в знаменитые «Тюремные тетради», созданные в годы заключения. Его работы в области истории, философии и культуры идейно вооружают пролетариат.
         Главной целью исторических исследований Г. была научная разработка проблемы гегемонии пролетариата. С этим тесно связаны исследования Г., посвященные эпохе Рисорджименто — периоду борьбы за национальное освобождение и объединение Италии в 19 в. На конкретных исторических примерах Г. показывает, что союз с крестьянством определяет политический успех той силы, которая осуществляет руководящую роль в этом союзе. Г. создаёт цельную марксистскую концепцию Рисорджименто. Он рассматривает Рисорджименто как буржуазную революцию, оставшуюся незавершённой главным образом потому, что в Италии не были осуществлены революционные преобразования в деревне. Сохранение феодальных пережитков, слабость демократического лагеря обусловили внутреннее бессилие т. н. либерального государства, которое особенно отчётливо выявилось после 1-й мировой войны (в начале 20-х гг.). Пролетариат, указывает Г., должен учесть уроки истории и в качестве гегемона революции повести за собой широкие народные массы.
         Г. стремится выявить все те кардинальные проблемы, которые не были решены в борьбе за национальное объединение и продолжали тормозить экономическое и политическое развитие страны; он исследует в историческом плане проблему разрыва между городом и деревней, Севером и Югом, интеллигенцией и народом. Особенно большое внимание уделяет Г. изучению вопросов, связанных с проблемой экономической и политической отсталости Юга Италии, — т. и. южному вопросу, который он рассматривает прежде всего как вопрос крестьянский. Важнейшей задачей пролетариата и его авангарда — коммунистической партии Г. считал борьбу против буржуазной идеологии.
         В своих философских работах Г. стремился дать всестороннее изложение марксизма как всеобъемлющего и цельного мировоззрения. Особое внимание он уделял проблеме связи между теорией и практикой, одним из важнейших аспектов которой был вопрос об отношениях между рабочим классом и интеллигенцией. В установлении единства между ними Г. видел одно из главных отличий марксизма от буржуазных философских систем, и в частности от философии Б. Кроче. В противовес Кроче, который стремился спасти «высокую культуру», отделив её от политики и от масс, Г. утверждал необходимость контакта между «простыми людьми» и интеллигенцией «...именно для того, чтобы создать интеллектуально-моральный блок, который сделает политически возможным прогресс всей массы, а не только узких группок интеллигенции» (Избранные произведения, т. 3, М., 1959, с. 22). Выступая против тенденций осуществить единство «на низком уровне масс», Г. считал, напротив, необходимой борьбу за интеллектуальное возвышение масс. Критикуя всякого рода упрощения марксистской теории, Г., в частности, писал по поводу вульгаризации проблемы соотношения базиса и надстройки: нельзя «...представлять и объяснять любое колебание политического и идеологического барометра как непосредственное выражение изменений в базисе...» (там же, с. 98). Разрабатывая учение о гегемонии пролетариата, Г. обращает особое внимание на проблему духовного и нравственного руководства пролетариатом массами и обществом. Г. отстаивал идею общественно-активной роли искусства, ответственности писателя перед народом; вместе с тем он выступал против вульгаризации этих принципов, против декретирования, навязывания искусству его предмета, метода и задач. Именно в этом плане Г. ставил и решал вопросы о взаимосвязи искусства и масс, писателя и народа, подчёркивал огромное воспитательное значение искусства.
         Труды Г. содействовали формированию в Италии плеяды философов и историков-марксистов; они имеют важное значение для всей деятельности итальянского рабочего класса и международного коммунистического движения.
         Соч.: Opere, v. 1—10, [Torino], 1952-60; в рус. пер. — Избр. произв., т. 1—3, М., 1957—59; О литературе и искусстве, М., 1967.
         Лит.: Аликата М., А. Грамши — основатель Итальянской коммунистической партии, [пер. с птал.], М., 1957: Бондарчук В.С., Проблемы итальянского Рисорджементо в теоретических трудах А. Грамши, «Новая и новейшая история», 1958, № 6; Големба А., Грамши, М., 1968; Егерман Э. Я., Антонпо Грамши о крестьянском вопросе в Италии, «Вопросы философии», 1950, №1: Лопухов Б. Р., А. Грамши, М., 1963; Мизиано К. Ф., Великая Октябрьская социалистическая революция и проблемы рабочего движения Италии в работах А. Грамши 1919—1920 гг., «Новая и новейшая история», 1957, № 2; Францев Ю. П., Грамши и проблема идейного воспитания масс, в сборнике: 40 лет Итальянской коммунистической партии, М., 1961: Togliatti P., Gramsci, Mil., 1949;Studi Gramsciani. Atti del convegno tenuto a Roma nei giorni 11—13 gennaio 1958, [Roma, 1958]: Gramsci e la cultura contemporanea, [v. 1-2, Roma, 1969–70].
         Б. Р. Лопухов.
        А. Грамши.
Современная Энциклопедия
ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (1891 - 1937), основатель и руководитель Итальянской Коммунистической партии (ИКП). С 1913 в социалистическом движении. В 1923 - 24 возглавил ИКП. В 1924 - 26 глава парламентской группы ИКП. В 1926 за революционную деятельность арестован, в 1928 приговорен фашистским судом к 20 годам тюрьмы. Освобожденный в 1937 Грамши через несколько дней умер. Труды по вопросам истории, философии и культуры.
Новый философский словарь
(Gramsci)
Антонио (1891-1937) - итальянский философ, политолог, социолог, политический деятель. В 1911-1915 учился в Туринском университете, откуда ушел по болезни. Занялся журналистикой. Сотрудничал в изданиях социалистов: газете "Аванти!" (с 1915 - член редакции туринского издания) и еженедельнике "Гридо дель попо-ло". Испытал воздействие идей итальянского неогегельянства (Кроче и Джентиле), был сторонником идей "сардинизма" (освобождения острова Сардиния от гнета "пришельцев с континента"), увлекся марксистским социализмом. Г. ставил перед собой задачу "корректировки" марксизма, интерпретируемого им как "экономический детерминизм", с позиций культурной и исторической проблематики. С 1913 - в Итальянской социалистической партии (ИСП). Во время и после Первой мировой войны происходит радикализация его взглядов: вошел в "революционную фракцию непримиримых" (1917), стал одним из организаторов (совместно с П. Тольятти, У. Террачини и А. Тоской) нового еженедельника "Ор-дине нуово" (1919), был одним из идеологов движения фабрично-заводских советов как формы самоуправления рабочих (1919-1920). Неудача всеобщей забастовки в апреле 1920 в Турине послужила основанием для написания и направления доклада Национальному совету ИСП, в котором Г. дал принципиальную критику деятельности и общей линии руководства партии (опубликован под заглавием "За обновление социалистической партии"), а также сделал прогноз возможности диктатуры буржуазии в Италии. После раскола ИСП в 1921 вошел в ЦК образованной Коммунистической партии Италии (КПИ). Одновременно Г. был утвержден главным редактором "Ордине нуово" (который стал ежедневным органом КПИ). В 1922-1923 и в 1925 участвовал в работе Коминтерна в Москве. С 1923 - в Вене, где готовил издание газеты "Унита". В апреле 1924 избран в парламент, что позволило ему вернуться на родину. С августа 1924 - генеральный секретарь ЦК КПИ. В 1926 пишет работу "Некоторые аспекты южного вопроса", где выдвинул ряд идей, развиваемых им во всем последующем творчестве (идеи гегемонии, структуры господства, роли интеллигенции). В ноябре 1926 арестован. В 1929 осужден на 20 лет Особым трибуналом в Риме по обвинению в заговоре с целью свержения государственной власти, с 1929 по 1935 (пока позволяло здоровье) работает в тюрьме над своим основным трудом "Тюремные тетради". С 1933 по 1935 - в клинике, куда был помещен после очередного обострения болезней. В октябре 1934 получил условное освобождение. Последние годы жизни провел в клинике в Риме. В 1947 опубликованы его "Письма из тюрьмы", в 1948-1951 - "Тюремные тетради". В Италии вышло его 12-томное собрание сочинений (в 80-е было предпринято новое расширенное издание). Г. работал в круге идей марксизма, квалифицируя свою позицию как философию практики, преодолевающую крайности как экономического детерминизма (Бухарин), так и идеалистических трактовок практики (Кроче). Выступал против деления марксизма на философию (диалектический материализм) и социологию (исторический материализм), провозглашая тождество философии и истории. Философия, по Г., должна быть взята в ее конкретно-исторической обусловленности, историческое (сфера человеческих действий) приоритетно перед логическим. "Философия практики" - это абсолютный "историзм". В свою очередь, необходимо "абсолютное очеловечивание истории". Нет истории помимо человеческих действий, активного практического отношения человека к миру. Философия должна обеспечивать "катарсический синтез" (точнее - синтезы) - способствовать высвобождению человека из-под власти экономического базиса, осознанию им себя как деятеля, способного ставить и решать социальные задачи, меняя, тем самым, общественные отношения. Рассогласование базиса и надстройки, по Г., - постоянная тенденция исторического развития. Преодоление этого рассогласования - постоянная задача практического изменения мира. Базис при этом рассматривается Г. как "реальное прошлое", как условие настоящего и будущего, сложившееся в конкретной истории. Практическая деятельность является единственно "реальным познанием", проверяющим идеи на их (не) воспринимаемость социальными субъектами. Теория познания должна фокусироваться не столько на объективности действительности, сколько на отношении человека к действительности. Г. вводит понятие "человечески объективного" или "всеобще субъективного") и утверждает, что по мере развертывания практики наши субъективные знания становятся все более объективными, вскрывают всеобщие закономерности мира (во многом благодаря и критическому анализу сознания философией). Таким образом, объективное тождественно человечески объективному, которое, в свою очередь, тождественно исторически субъективному. Нет абсолютных идеальных форм, знания самого по себе. Любое знание несет в себе ограничения эпохи и культуры, в которых оно было продуцировано. Поэтому оправдание любой философии - в ее превращении ("переворачивании") в норму практического поведения более или менее значительных групп людей. Отсюда одна из основных задач философии - исследование форм обыденного и массового сознания, их восприимчивости к новым идеям. Решая ее, марксизм пошел по пути упрощения своей сути: вместо преодоления идей немецкой классической философии, т.е. возвышения уровня философствования, воспринял ряд идей метафизического материализма, легче воспринимаемых обыденным сознанием. Это, по Г., сделало его непригодным для противостояния идеологиям образованных классов. Решить эту проблему, снять противоречия философии и обыденного сознания, высокой и низкой культуры, интеллигенции и народа, теории и практики (в конечном счете), может, согласно Г., только философия практики, ставящая своей целью конструктивную критику обыденного сознания с целью его возвышения, и противопоставление конструктивных (опять же) аргументов немарксистским видам философии. Отождествление теории и практики является, считает Г., критическим актом, в котором доказывается рациональность и необходимость практики или реалистичность и рациональность теории. В результате должна быть выработана "философия эпохи", способная воспроизводить себя через механизм веры в обыденном сознании. Основная задача по ее выработке принадлежит интеллигенции, осуществляющей не просто интеллектуальные действия, а руководящей и организующей с позиций конкретных классов и социальных групп, теоретическое и практическое отношение людей к миру, т.е. формирующей коллективную волю. Г. различает "органическую" (специально создаваемую для решения актуальной задачи) и "традиционную" ("наследуемую" новой эпохой) интеллигенцию. Без органической интеллигенции невозможно обеспечение гегемонии социальных групп и классов в обществе. "Гегемония" - одно из центральных понятий социологии и политологии Г. Она включает в себя два уровня: горизонтальный, обеспечивающий союз под руководством доминантных группы или класса социальных сил, и вертикальный - занятие группой или классом господствующего положения в общественной жизни, возвышение их роли до общенационального, государственного уровня. Ступени гегемонии: 1) экономико-корпоративная; 2) осознания общности классовых интересов; 3) выхода интересов за рамки класса и превращения их в интересы других классов, т.е. полная гегемония. Экономика лишь создает почву для распространения определенного мышления, постановки и решения актуальных задач. Полная гегемония предполагает не только экономическое и политическое, но и интеллектуальное и моральное единство действующих субъектов на основе выработанной органической интеллигенцией философии и идеологии, оправдывающей (обосновывающей) историческую миссию доминирующего класса (группы). Полная гегемония предполагает осознание себя как субъекта общенационального процесса ("субъективная ступень гегемонии"). Неполнота гегемонии класса или группы ведет к диктатуре как форме компенсации собственной ущербности, - это искушение "цезаризмом", одной из форм которого является фашизм. Учение о гегемонии тесно связано у Г. с его теорией власти и господства. Гегемония включает в себя две стороны: насилие (принуждение, подчинение) и согласие (убеждение, руководство), которые, взаимопроникая друг в друга, и конституируют феномен власти, реализующийся в господстве определенных социальных групп и классов. Господство выступает как производная от процессов, происходящих в политическом и гражданском обществах, и в стоящем за ними экономическом обществе. Политическое общество связано с государством, т.е. с принуждением. Гражданское - с общественными организациями, т.е. с принципами добровольности. Единство политического и гражданского обществ, устанавливаемое классом (группой), занявшим доминирующее положение (реализовавшим полную гегемонию), порождает "исторический блок" как конкретно-историческую целостность социокультурной жизни. (Понятие "исторический блок" используется Г. вместо понятия "общественно-экономическая формация"). Рассогласование исторического блока есть проявление кризиса сложившейся системы гегемонии. Достижение гегемонии предполагает "маневренную войну" как стратегию достижения господства в политическом обществе и "позиционную войну" как стратегию достижения доминантных позиций в гражданском обществе. Основная стратегия и гарант окончательного установления гегемонии - борьба за гражданское общество. Отсюда новая (расширенная) трактовка Г. современного государства ("интегральное понятие государства") как синтеза политического и гражданского обществ (гегемония, предполагающая "этико-политическое" руководство, основанное на согласии, облекается в "броню принуждения"). Достижение государством данной ступени своего развития предполагает коренную "интеллектуально-моральную реформу" общества, т.е. преобразования в области культуры, воспитания, образования. Всякое отношение гегемонии - это, по необходимости, отношение педагогическое, отмечает Г. Отсюда его концепция "активной созидательной школы", ориентированная на организацию самообучения людей. Таким образом, Г. создал собственную оригинальную философскую концепцию, многие положения которой созвучны и предвосхищают, во многом, идеи неомарксизма и др. направлений философской мысли второй половины 20 в.
В.Л. Абушенко
Современная западная философия
ГРАМШИ, (Gramsci) Антонио (1891-1937) - итал. мыслитель и общественный деятель, один из создателей и руководитель Коммунистической партии Италии. В 1922-23 - делегат от итал. компартии в Исполкоме Коминтерна, жил в Советском Союзе. В 1924 избран в парламент Италии. В 1926 арестован, приговорен фашистским трибуналом к двадцати годам тюремного заключения, освобожден в 1937. Г. занимался вопросами философии, теории политики, теории культуры, истории, эстетики, религиоведения, социологии, педагогики, политэкономии. <<Марксизм>> интерпретировал как «философию практики», противопоставляя последнюю <<неогегельянству>>, <<позитивизму>>, бергсонианству и религиозным мировоззрениям. Развивал марксистскую теорию надстройки; вопросы взаимодействия базиса и надстройки интерпретируются у Г. в понятиях «исторический блок», «катарсис», «необходимость и свобода», «количество и качество» и др. В теории политики исследовал вопросы о ее природе, о переходе от так называемой экономико-корпоративной фазы к фазе политической гегемонии. Большое место в творчестве Г. занимает исследование истории и особенностей буржуазного общества и, в частности, вопросы взаимоотношения между государством, гражданским обществом и личностью. Одну из существеннейших особенностей современного буржуазного государства Г. видит в его «укоренении» в гражданском обществе, в его «расширении» посредством так называемого «частного аппарата» политической и культурной гегемонии. Осмысляя в этой связи возможности развития социалистической революции в развитых странах, Г. ставит акцент на достижении рабочим классом гегемонии в гражданском обществе.
Избранные произведения. В 3-х томах. М., 1957-59; Избранные произведения. М., 1980; Формирование человека. М., 1983; Искусство и политика. М., 1991; Тюремные тетради. М., 1991; Quaderni del сагсеге. Torino, 1975; Scritti polici. R., 1983.
Философский словарь
Антонио (1891 — 1937) — основатель Коммунистической партии Италии, теоретик и пропагандист марксизма. За революционную деятельность был приговорен фашистским судом (1928) к 20 годам тюремного заключения. Г. был убежденным противником механистической философии — идейной основы правоуклонистской идеологии, распространившейся в ряде компартий европейских стран (20-е гг.). Осн. работы Г. собраны в “Тюремных тетрадях”. В философии Г. уделял гл. внимание проблемам исторического материализма: исследовал взаимоотношения базиса и надстройки, пролетариата и интеллигенции, дал научный анализ проблемы личности, относительной самостоятельности идеологии (философии, искусства, морали и т. д). Большой интерес представляют его исследования по итал. культуре, критика католицизма, идеалистических учений в философии (Кроне) и социологии.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Gramsci) Антонио (23.1.1891, Алее, о. Сардиния,— 27.4.1937, Рим), основатель и руководитель Коммунистической партии Италии, теоретик-марксист. В 1913 вступил в Итальянскую социалистическую партию.
        Идеи ленинизма и . революции 1917 оказали решающее влияние на теоретич. и практич. деятельность Г. На Ливорнском съезде (1921) Социалистич. партии Г. и П. Тольятти и возглавленное ими левое крыло пар- · тии порвали с реформистами и максималистами, с оппортунистич. большинством партии и основали Коммунис-тич. партию Италии (КПИ). В 1922—23 Г. был делегатом от КПИ в Исполкоме Коминтерна и жил в Сов. Союзе. 8 нояб. 1926 фашисты арестовали Г. и сослали на о. Устика. В 1928 фаш. трибунал приговорил Г. к 20 годам тюремного заключения (затем в результате неск. амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937). Большую часть заключения Г. провёл в тюрьме Тури (ок. Бари), написав там 7 томов т. н. «Тюремных тетрадей». Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через неск. дней после формального освобождения Г. скончался.
        Науч. интересы Г. были весьма разносторонними. Он занимался вопросами философии, истории, истории литературы, эстетики, социологии, политэкономии. В своих филос. работах Г. стремился дать изложение марксизма как всеобъемлющего и цельного мировоззрения, расценивая марксизм как «философию практики», как новую фазу в развитии мировой мысли, превосходящую все предыдущие. Особое внимание он уделял проблемам историч. материализма, подчёркивая значение диалектич. метода для их разрешения.
        Г. считал нар. массы гл. двигателем историч. процесса, а прогресс в их жизни — критерием историч. прогресса вообще, критиковал бурж. концепцию «извечной пассивности масс». История идеологий, по Г., это картина движения нар. масс от стихийности к сознательности, она отражает практич. деятельность народа, его участие в классовой борьбе.
        Анализируя взаимоотношения базиса и надстройки и роль интеллигенции при капитализме, Г. в установлении единства между рабочим классом и интеллигенцией видел одно из гл. отличий марксизма от бурж. филос. систем, и, в частности, от философии Б. Кроче, который стремился спасти «высокую культуру», отделив её от политики и от масс. В критике гегелевского исто-рич. идеализма и филос. учения Кроче Г. в первую очередь исходил из идеи гегемонии пролетариата. Идущий к захвату власти, к созданию «государства нового типа», т. е. к своей диктатуре, пролетариат ещё до утверждения своего господства должен становиться всё более влиятельным в идеологич., политич. и экономич. жизни страны. Разрабатывая учение о гегемонии пролетариата Г. обращал особое внимание на проблему духовного и нравств. руководства пролетариатом массами и обществом. Превращение пролетариата в господствующий класс создаёт условия для культурной революции. Г. отстаивал идею общественно-активной роли искусства, ответственности писателя перед народом; вместе с тем он выступал против вульгаризации этих принципов, навязывания искусству его предмета, метода и задач.
        В своих работах Г. уделял также большое внимание изучению филос. мысли эпохи Возрождения, франц. материализма 18 в., критике неопозитивизма и неокантианства. Труды Г. содействовали формированию в Италии плеяды философов и историков-марксистов; они имеют важное значение для деятельности итал. рабочего класса и междунар. коммунистич. движения. fB рус. пер.: Избр. произв., т. 1—3, М., 1957—59; О литературе искусстве, М., 1967.
        Аликата М., А. Г.— основатель Итал. коммунистич. партии, [пер. с итал.], М., 1957; Францев Ю. П., Г. и проблема идейного воспитания масс, в сб.: 40 лет Итал. коммунистич. партии, М., 1961; Лопухов Б. Р., А. Г., М., 1963; Г о л ем б а А. Г., М., 1968; Григорьева И. В., Ист. взгляды А. Г·, М., 1978.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГРАМШИ


будет выглядеть так: Что такое ГРАМШИ