|
|
|
|
|
ГРААЛЬ |
Мультимедийная энциклопедия |
Легенды о Граале возникли в Средние века как составная часть Артуровских
легенд, в письменной литературе появились на территории Франции в 12 в.
Искатели Грааля Персеваль, Гавейн, Ланселот, Борс, Галахад - все рыцари
короля Артура, отправлявшиеся в своих мистических странствиях от Артурова
двора, хотя на этом сходство между их приключениями заканчивается. Само
название Грааль восходит к старофранцузскому редкому слову graal,
обозначавшему большое блюдо, поднос. Именно такую форму имел священный
сосуд, о котором идет речь в старейшем из имеющихся Граалевских текстов -
романе Кретьена де Труа Персеваль, или Повесть о Граале (ок. 1182). Там он
описан как большое выложенное драгоценными камнями блюдо, которое по залам
замка проносит дева. В других поэмах и романах необычное слово "грааль"
переосмысляется как чаша, кубок и даже камень. Поскольку ни одна из версий
сюжета о Граале не закрепилась как авторитетный источник, "Граалевские"
тексты распространялись с разночтениями. Сохранилось более дюжины таких
текстов, все они написаны между 1180 и 1225 на французском языке или
переложены с французских оригиналов; однако каждый из них содержит свою
версию эпизодов, изобилующую неясностями и противоречиями, что само по
себе составляет немалую толику прелести легенд о Граале.
Такая разноголосица породила большое количество гипотез относительно
происхождения легенд о Граале, однако на самом деле их источники находятся
в тех же кельтских сказаниях, которые дали жизнь и прочим ответвлениям
Артуровской литературы. Кельтские, ирландские и валлийские сказания
изобилуют сюжетами о волшебных питающих сосудах. Когда эта сложносоставная
фольклорная традиция попала в 12 в. во Францию, сочинители попытались в
духе своего времени христианизировать ее мотивы. И поскольку Грааль,
первоначально языческий сосуд, обладающий магическими свойствами, даровал
человеку, согласно кельтским сказаниям, чудесное, мистическое блаженство,
его естественно было связать с евхаристией, с христианскими таинствами.
Грааль превратился в Святой Грааль (Saint Graal, Sangrail и пр.), а
поскольку слово "грааль" было непонятное, темное, эта неясность давала
свободу для переосмысления, и предмет, который им обозначался, стал
пониматься как кубок, потир, чаша причастия. Параллельно в результате
ложной этимологии Sangrail был осмыслен как sang real ("истинная кровь") и
стал означать кровь Христову.
Ассоциация кельтского волшебного сосуда с Иосифом Аримафейским, вероятно,
тоже произошла из-за двусмысленности, неопределенности старофранцузского
слова cors, которое может значить и "кубок", и "тело". Поэтому "грааль",
понятый как "кубок Христов" и переосмысленный как "тело Христово",
оказался связан с образом Иосифа Аримафейского, стража над телом Христа.
Наиболее сложная версия христианизированной легенды о Граале содержится в
романе Подвиг во имя Святого Грааля, где описывается, как святой сын
Иосифа сходит с небес и участвует в евхаристии, совершающейся в замке
Грааля. Версию легенды о Граале, содержащуюся в этом романе, включил в
свою книгу Смерть Артура Т.Мэлори. От Мэлори ее перенял А.Теннисон и
использовал в Королевских идиллиях, избрав своим мистическим героем
Галахада. Другой знаменитой интерпретацией граалевского мотива в 19 в.
является Парсифаль Р.Вагнера, где композитор усилил религиозный смысл
своего источника, Парцифаля Вольфрама фон Эшенбаха. В наше время самая
значительная обработка граалевского сюжета - Бесплодная земля Т.С.Элиота,
где средневековая тема используется для изображения бесплодности
цивилизации 20 в. Опера Вагнера и поэма Элиота способствовали возрождению
интереса к средневековой легенде.
См. также
<<БРЕТОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА>>;
<<АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ>>. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
ГРААЛЬ, святой Грааль — в зап.-европ. ср.-век. легендах таинств. сосуд, ради приближения к к-рому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Обычно счит., что это чаша с кровью Иисуса Христа, к-рую собрал Иосиф Аримафейский, снявший с креста тело распятого сына Божьего. Г. обладает способностью чудесно насыщать своих избранников неземными явствами (что впервые обнаружилось во время заточения Иосифа Аримафейского). Из мест, где хранится и является Г., фигурирует г. Саррас, где Иосиф Аримафейский обратил в христианство местного короля, а также таинств. замок Корбеник или Карбоник. |
Орфографический словарь Лопатина |
Гра`аль, Гра`аль, -я (ч`аша Гра`аля) |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ГРААЛЬ
будет выглядеть так: Что такое ГРААЛЬ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|