Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГОРОДНИЧИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Городничий
        Антон Егорович (р. около 1848, м. Костеневичи, ныне Минской области, — умер не раньше 1917), русский рабочий-революционер. Из крестьян. С 1871 работал на ряде заводов Петербурга, где с 1873 вёл революционную пропаганду. Являлся членом «Северного союза русских рабочих». В марте 1874 арестован. С 12 августа 1876 жил в Петербурге под негласным надзором. В мае 1879 вновь арестован, выслан на родину. С 15 октября 1879 за «вредное влияние» поселён в г. Мезень (Архангельская губ.). В дальнейшем от политической деятельности отошёл.
         Лит.: Корольчук Э. А., «Северный союз русских рабочих» и революционное рабочее движение 70-х гг. XIX в. в Петербурге, [Л.], 1946; Плеханов Г. В., Русский рабочий в революционном движении, [3 изд., Л.], 1940.
II
Городничий
        представитель местной администрации в Московском государстве, позднее — в Российской империи. Должность Г. ведёт своё начало с 1-й половины 16 в. от городового приказчика (см. Городовые приказчики). В 1775—82 возглавлял административно-полицейскую исполнительную власть в уездном городе. В 19 в. Г. назначались главным образом отставные офицеры. Должность Г. упразднена в 1862.
         Лит.: Ерошкин Н. П., Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России, М., 1960.
Русская цивилизация
представитель местной администрации в Московском государстве, позднее в Российской Империи (до 1862). Ведет начало с 1-й пол. XVI в. — от городового приказчика. С 1775 — 82 возглавлял административно-полицейскую власть в уездном городе. В XIX в. городничими чаще всего назначались уволенные с военной службы из-за ранения офицеры.
Орфографический словарь Лопатина
городн`ичий, городн`ичий, -его и (лит. персонаж) Городн`ичий, -его
Словарь Ожегова
ГОРОДН’ИЧИЙ, -его, муж. В России до середины 19 в.: начальник уездного города.
Словарь Ушакова
ГОРОДН’ИЧИЙ, городничего, ·муж. (·ист. ). Начальник города (до половины 19 века).
Толковый словарь Ефремовой
[городничий]
м.
1) Должность административно-полицейского начальника уездного города.
2) Лицо, занимавшее такую должность (в Российском государстве XVIII- XIX вв.).
Энциклопедия литературных героев
ГОРОДНИЧИЙ - центральный персонаж комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (1835, вторая редакция - 1841). В перечне действующих лиц: Антон Антонович Сквозник-Дмуханов-ский. Согласно «Замечаниям для господ актеров», «уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек, <...> ведет себя очень солидно; довольно сурьезен».
В комедии Гоголя «персонажная» структура провинциального, города построена по принципу пирамидальной иерархии и имеет вершиной Городничего. С его реплики, первой в пьесе, завязывается узел интриги, причем слова в этой реплике, как подметил В.Н.Турбин, тарахтят звуком «р», как колеса брички: «Я пРигласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пРенепРиятное известие: к нам едет Реви-зоР». Тарахтенье нарастает: «РевизоР... Реви-зоР... РевизоР из ПетеРбуРга...»
«Ревизор» - комедия ошибок. Ошибка, зацепившись за ошибку, наматывает целый снежный ком: Добчинский с Бобчинским заглянули в трактир и увидели того, кто показался им ревизором; Г. приказывает десятским «взять в руки по улице» и вымести город; затем одевает бумажный футляр вместо шляпы; потом пишет записку жене на трактирном счете: «Спешу тебя уведомить, душечка, что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие божие, за два соленых огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек». Далее Г. сквозь пальцы смотрит на амурные похождения жены, отдает случайному человеку в жены единственную дочь и впридачу коляску для Хлестакова.
В начале длинной цепи этих ошибок лежит сон Г.- непонятный и потому страшный: две «необыкновенные крысы... пришли, понюхали - и пошли прочь». Именно Г. первым пускает волну страха, который охватывает город. Вначале он бодрится: «Страху-то нет, а так, немножко». Потом восклицает в «страхе»: «Что вы, господь с вами! это не он». Во втором действии Хлестаков и появившийся на пороге Г. «в испуге смотрят один на другого, выпучив глаза». Затем Г. слушает Хлестакова, «вытянувшись и дрожа всем телом».
Комизм усугубляется еще одним обстоятельством: по давнему наблюдению, восходящему к Гете, театр создает аналог вселенной со своими небесами, раем, землей и т.д. Именно аналог вселенной предложил Гоголь сыграть актерам в «Ревизоре» - комедии с пирамидальным построением состава участников. В этом свете Г. являет собою пародию на Всевышнего (а Хлестаков, естественно, пародию на Дьявола: «Ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет»,- проговаривается его слуга Осип). Все это укладывается в прокрустово ложе «чертовской концепсии» Гоголя. Уездный Бог правит бал почти как настоящий: он рассуждает о грехах («Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов»); дает оценку человеческим деяниям («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»); следит за соблюдением иерархии своих «ангелов» (Квартальному: «Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь!»); воспитывает свое воинство («Узлом бы вас всех завязал! В муку бы стер вас всех, да к черту в подкладку! в шапку туды ему!»). Добавим реплику Г.: «Фу ты, канальство, с каким дьяволом породнились!»
Между делом Бог комедии - Г. произносит самые известные реплики, разлетевшиеся по свету и ставшие пословицами и поговорками: «Она сама себя высекла» (об унтер-офицерше); «Не нашли другого места упасть!» (растянувшемуся Бобчинскому); «Над собою смеетесь!» Возможно, по причине этой пародийности актеры Александрийского театра, где в 1836 г. впервые была поставлена комедия, «как-то потерялись» (по свидетельству А.Панаевой, дочери актера этого театра Я.Брянского): «Они чувствовали, что типы, выведенные Гоголем в пьесе, новы для них и что пьесу нельзя так играть, как они привыкли».
Комедию «развязывает» (как и «завязывает») именно вопрос и ответ Г.: «Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!..» Выяснение степени виновности Добчинского и Бобчин-ского, а также сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора - потрафление исконному чувству справедливости, живущему в каждом русском зрителе «Ревизора». Первыми исполнителями роли Г. были И.И.Сосницкий (Александрийский театр) и М.С.Щепкин (Малый театр). По словам П.Ковалевского, М.С.Щепкин, играя Г., «умел найти одну, две ноты почти трагические в своей роли. Так, слова: «Не погубите, жена, дети...», - произносились им «со слезами и самым несчастным выражением в лице... И этот плут на минуту делается жалок»«. В XIX в. эту роль играли П.М.Садовский, И.В.Самарин, К.Н.Рыбаков, А.П.Ленский, В.Н.Давыдов, К.А.Варламов; в XX в. - И.М.Москвин (1921), Ю.В.Толубеев (1952), И.В.Ильинский (1952), К.Ю.Лавров (1969), А.ДЛапанов (1972).
Лит.: Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М, 1978; Золо-тусский И.П. Гоголь. М., 1979; Турбин В.Н. Герои Гоголя. М., 1983; Гоголь и современность. Сборник статей. М., 1985; Павлинов С.А. Тайнопись Гоголя. М., 1996.
А.Н.Щуплов
Большой юридический словарь
в России XVI-XVII вв. то же, что городовой приказчик; в 1775- 1862 гг. - глава административно-полицейской власти уездного города.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГОРОДНИЧИЙ


будет выглядеть так: Что такое ГОРОДНИЧИЙ