Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГОБИНО

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Гобино (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.07.1816, Виль-Авре- 13.10.1882, Турин) - франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель и дипломат; в 60-70-х гг. посол Франции в Иране, Греции, Бразилии, Швеции. Один из первых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это основная мысль его главного труда "О неравенстве человеческих рас".
Гобино предложил радикальное биологическое объяснение исторического процесса. Главный фактор цивилизации - "чистота расы", которую, однако, никогда не удается сохранить надолго. Отсюда и недолговечность расцвета цивилизации. "Этнические смеси" разрушают единство стиля жизни и приводят к "вырождению человека", а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры. Гобино постулирует неизменную "иерархию рас": негры всецело чувственны и неспособны к рациональному самоконтролю, желтая раса проникнута утилитаризмом и потому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной "исторической расой" является белая. Она "первоначально владела монополией на красоту, ум и силу". Где бы и когда бы ни возникала цивилизация (Гобино считает, что их было десять), в ее рождении обязательно принимала участие "белая кровь". Но и белая раса внутри себя неоднородна, она представлена тремя вариациями: "хамиты", "семиты" и "яфетиды". Первые две разновидности оказались менее жизнестойки и быстро смешались с черной расой, из яфетидов Гобино превозносит "семейство арийцев", с которым он связывает все лучшее, что есть на Земле. Это прирожденная "раса владык", физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений.
Сознавая свою уникальность, арийцы, считал Гобино, заботились о сохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (например, кастовый строй Древней Индии). Несовместимость расового объяснения истории с многочисленными и разнообразными фактами Гобино мало смущала. Так, в "Истории персов" (1869) он объявляет "чудовищной ложью" традиционную версию греко-персидских войн, поскольку "арийцы" Дария и Ксеркса не могли быть хуже "семитизированных греков". Драматическая пенталогия "Ренессанс" (1877) проникнута тем же мотивом неизбежности декаданса ввиду ухудшения человеческой породы. Исторический произвол Гобино достигает апогея в книге "История Оттара Ярла и его потомства" (1879). Это полуфантастическая генеалогия рода Гобино, которую ему угодно было вести от "норвежского пирата", упоминаемого в норвежских хрониках под 843 г. В опубликованной посмертно поэме "Амадис" Гобино пытался возродить героический рыцарский эпос, возможно под влиянием Р. Вагнера, с которым сблизился в последние годы жизни. Уже при своем появлении расовая концепция Гобино была подвергнута убедительной критике выдающимся политическим мыслителем Токвилем и известным философом и ученым-ориенталистом Э. Ренаном. Гобино во многом предвосхитил концепцию Ницше. В 20 в. его идеи способствовали формированию и распространению идеологии нацизма.
Соч.: 1) La Renaissance. P., 1877. 2) Essai sur I`inegalite des races humaines. P., 1884.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Gobineau)
        Жозеф Артюр де (14.7.1816, около Парижа, — 13.10.1882, Турин), французский социолог, писатель и публицист, один из основателей расистской теории и расово-антропологической школы (См. Расово-антропологическая школа) в социологии. В 1849—77 на дипломатической службе. В основном труде «О неравенстве человеческих рас» (1853—1855) пытался обосновать необходимость существования господствующей элиты и выдвинул реакционную теорию, по которой неравенство, связанное с расовыми различиями (белая — арийская, жёлтая и чёрная расы), и вытекающая из него борьба рас являются движущей силой развития народов. По Г., наиболее способной к культурному развитию является белая раса, особенно её герм. ветвь. Стремясь к расширению своего влияния, белая раса смешивается с др. расами, что, по Г., ведёт к снижению сё способностей и культуры. Это приводит к утрате высшими расами господствующего положения и возникновению демократии, которую Г. считал худшей формой государства.
         Г. — автор этнографических работ по Востоку, ему принадлежит одно из первых исследований Бабизма, а также литературные и литературно-критические произведения, ряд которых переведён на русский язык («Век возрождения», 1913; «Кандагарские любовники», 1923; «Великий чародей», 1926).
         Соч.: Histoire des Perses, t. 1—2, P., 1869; Essai sur l'inegalite des «aces humaines, 2 ed., t, 1—2, P., 1884; Les religions et les philosophies dans l'Asie centrale, 6 ed., P., 1957; Lettres persanes, P., 1957; Nouvelles, t. 1—2, P., 1956.
         Лит.: Comte Joseph-Arthur de Gobineau, Brux., 1966.
         И. С. Добронравов.
Литературная энциклопедия
Жозеф-Артюр, де [Joseph-Artur comte de Gobineau, 1816—1882] — известный французский романист, социолог и историк. Идеолог аристократии, апологет социального неравенства, основоположник реакционной теории «неравенства рас», на к-рую опирались теоретики антисемитизма (Х. С. Чемберлен и др.). Проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях, подчеркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Характерно для яз. и композиции Г. построение художественных произведений по научной (философско-исторической) схеме. Будучи ориенталистом по специальности, Г. прекрасно передает «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение» и др. — лучшие образцы исторической хроники. Г. — ученик Стендаля (см.) и Мериме (см.). Библиография: I. Романы: Abbaye des Typhaines (Тифенское аббатство, из эпохи восстания коммун XII в., 1867); Les Pleiades (Плеяды, 1878); новеллы: Nouvelles Asiatiques, 1876; художественная семейная хроника: Histoire d’Ottar Jarl, 1879; исторические драмы: La Renaissance (Savonarole, Cesar Borgia), 1877; Alexandre (Александр Македонский); поэма: Amadis (посмертн); Etudes critiques [1844—1848], P., Sim. Kra, 1927. Все произведения Г. переизданы в 1920—1926 изд-вом «Nouvelle Revue Francaise» и перев. на многие яз.; на русск. яз.: новеллы из «Nouv. Asiat.»: Кандагарские любовники, перев. И. Мандельштама, изд. «Книжный угол», П., 1923; др. перев. Р. Ивнева — Влюбленные из Кандагара, Гиз, М., 1926; Великий чародей, перев. Р. Ивнева, Гиз, М., 1926.
560 II. Kretzer E., A. Graf v. Gobineau, Lpz., 1902; журн. «Europe» от 1/Х—1923 (ст. и подробная библиография); Schemann C. L., Quellen und Untersuchungen zum Leben Gobineaus, 2 Bde, 1919; Lange M., Le comte A. de Gobineau, etude biographique et critique, 1924. А. Ш.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Гобино (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.07.1816, Виль-Авре- 13.10.1882, Турин) - франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель и дипломат; в 60-70-х гг. посол Франции в Иране, Греции, Бразилии, Швеции. Один из первых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это основная мысль его главного труда "О неравенстве человеческих рас".
Гобино предложил радикальное биологическое объяснение исторического процесса. Главный фактор цивилизации - "чистота расы", которую, однако, никогда не удается сохранить надолго. Отсюда и недолговечность расцвета цивилизации. "Этнические смеси" разрушают единство стиля жизни и приводят к "вырождению человека", а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры. Гобино постулирует неизменную "иерархию рас": негры всецело чувственны и неспособны к рациональному самоконтролю, желтая раса проникнута утилитаризмом и потому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной "исторической расой" является белая. Она "первоначально владела монополией на красоту, ум и силу". Где бы и когда бы ни возникала цивилизация (Гобино считает, что их было десять), в ее рождении обязательно принимала участие "белая кровь". Но и белая раса внутри себя неоднородна, она представлена тремя вариациями: "хамиты", "семиты" и "яфетиды". Первые две разновидности оказались менее жизнестойки и быстро смешались с черной расой, из яфетидов Гобино превозносит "семейство арийцев", с которым он связывает все лучшее, что есть на Земле. Это прирожденная "раса владык", физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений.
Сознавая свою уникальность, арийцы, считал Гобино, заботились о сохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (например, кастовый строй Древней Индии). Несовместимость расового объяснения истории с многочисленными и разнообразными фактами Гобино мало смущала. Так, в "Истории персов" (1869) он объявляет "чудовищной ложью" традиционную версию греко-персидских войн, поскольку "арийцы" Дария и Ксеркса не могли быть хуже "семитизированных греков". Драматическая пенталогия "Ренессанс" (1877) проникнута тем же мотивом неизбежности декаданса ввиду ухудшения человеческой породы. Исторический произвол Гобино достигает апогея в книге "История Оттара Ярла и его потомства" (1879). Это полуфантастическая генеалогия рода Гобино, которую ему угодно было вести от "норвежского пирата", упоминаемого в норвежских хрониках под 843 г. В опубликованной посмертно поэме "Амадис" Гобино пытался возродить героический рыцарский эпос, возможно под влиянием Р. Вагнера, с которым сблизился в последние годы жизни. Уже при своем появлении расовая концепция Гобино была подвергнута убедительной критике выдающимся политическим мыслителем Токвилем и известным философом и ученым-ориенталистом Э. Ренаном. Гобино во многом предвосхитил концепцию Ницше. В 20 в. его идеи способствовали формированию и распространению идеологии нацизма.
Соч.: 1) La Renaissance. P., 1877. 2) Essai sur I`inegalite des races humaines. P., 1884.
Философский энциклопедический словарь
ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де, граф (род. 14 июля 1816, Д'Аврэ, близ Парижа – ум. 13 окт. 1882, Турин) – франц. социолог и писатель, основоположник расово-антропологической школы в социологии. Пытался доказать, что отдельные расы отличаются якобы не только физически, но и духовно, что смешение неравных рас обусловливает вырождение и тем самым упадок и гибель культуры. Единственной способной к культурному развитию и ценной расой он считал «арийскую», в частности герм. Осн. произв.: «Essai sur Pinegalite des races humaines», 1839-1840; «Les religions et les philos. dans l'Asie centrale», 1865; «Nouvelles asiatiques», 1876; «La Renaissance», 1877.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.7.1816, Виль-д'Авре,— 13.10.1882, Турин), франц. философ, писатель, дипломат, один из основателей идеологии расизма. В своей романтикомифологич. философии истории («Опыт о неравенстве человеч. рас» — «Essai sur l'inegalite des races humaines», t. 1—4, 1853—55) Г. выступал против всех форм равенства, утверждал иерар-хич. характер деления на «белую» (ведущую), «жёлтую» и «чёрную» расы и пытался доказать, будто социальные институты и культура детерминируются расами. Тра-гич. диалектика истории, согласно Г., состоит в том, что смешение рас, с одной стороны, источник возникновения и развития цивилизаций (при непременном участии «белой» расы), с другой — причина их последующего вырождения и гибели. Расистский элитизм сочетался у Г. с культурным релятивизмом и критикой европо-центризма: европ. цивилизация, по Г., не выше остальных и подобно всем другим обречена на гибель.
        К. Маркс характеризовал Г. как «рыцаря варварства» и отмечал, что «...для таких людей всегда является источником удовлетворения сознание того, что они считают себя вправе кого-то презирать...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 32, с. 546).
        Trois ans en Asie, P., 1859; Histoire des Perses, t. 1—2, P., 1869; Nouvelles asiatiques, nouv. ed., P., 1913; Les religions et les philosophies dans 1'Asie centrale, P., 1957"; в руо. пер.— Век Возрождения, М., 1913; Кандагарские любовники, П., 1923; Великий чародей, М.—Л., 1926.
        Д а л и н В. М., У истоков расизма. Маркс о Г., в его кн.: Люди и идеи, М., 1970; Гофман А. Б., Элитизм и расизм. (Критика философско-историч. воззрений А. де Г.), в кн.: Расы и народы. Ежегодник, т. 7, М., 1977.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГОБИНО


будет выглядеть так: Что такое ГОБИНО