|
|
|
|
|
ГО ЮЙ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(«Го юй»)
древнекитайский исторический труд, в котором собран ценный материал по истории 8 царств (Чжоу, Лу, Ци, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) Древнего Китая в период между 962 (либо 947) — 453 до н. э. Состоит из 21 главы (цзюаня). Официальная кит. историография уже с эпохи Хань (3 в. дон. э. — 3 в. н.э.) приписывала авторство «Г. ю.» историографу царства Лу — ученику Конфуция (См. Конфуций) — Цзо Цю-мину (5 в. до н. э.). Современная историография считает «Г. ю.» не творением одного человека, а собранием записей из анналов разных царств, прошедших определенную историографическую обработку.
Публ.: Го юй (с комментариями Вэй Чжао), Шанхай, 1958.
|
Мультимедийная энциклопедия |
Речи царств (Рассказы о царствах, Поучения царям). Первый в Китае
неофициальный исторический трактат, отразивший процесс зарождения
философской мысли и содержащий высказывания государственных деятелей о
природных явлениях и общественных событиях в восьми древнекитайских
царствах ("владениях" - го: Чжоу - домене номинально правящей династии,
Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) в 10-5 вв. до н.э. Бань Гу (1 в.) и ряд
других китайских историков и мыслителей (Ван Чун - 1 в., Вэй Чжао - 7 в.)
рассматривали Го юй как "внешний", т.е. вспомогательный, комментарий к
первой канонической Летописи Чунь цю: Чунь цю вай чжуань. Он приписывается
ученику Конфуция Цзо Цюмину (Цзоцю Мину), который считается также автором
типологически и хронологически близкой Го юй Цзо чжуани (являющейся
"внутренним", т.е. основным, комментарием к Чунь цю), где тем не менее
иначе трактуются отдельные упомянутые в Го юй события. По современным
данным, трактат составлен в 4-3 вв. до н.э. на основе более древних
летописей и, вероятно, впервые опубликован в редакции Лю Сяна и его сына
Лю Синя. (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.). Современный текст, состоящий из 21
цзюаня ("свитка"), восходит к печатному изданию 1033.
В "речах" Го юй, традиционно датируемых временным интервалом от 967 до 453
до н.э., высказаны положения, лежащие в основе учений различных
философских школ - конфуцианства, моизма, даосизма, легизма, инь-ян цзя и
др. Существует также мнение, что в Го юй представлена главным образом
конфуцианская политическая теория. Вместе с тем в трактате содержится,
например, древнейшее изложение основополагающего для китайской философии
учения о силах инь ян, своим взаимодействием определяющих порядок "пневм
(ци1) Неба и Земли", то есть единую цепь природных и социальных процессов.
Продуктивная гармония (хэ1) разнородных факторов, подобных инь1 и ян1,
противопоставлена бесплодному единству "однородного" (тун1). В Го юй, как
и в Цзо чжуани, отражена одна из ранних форм учения о "пяти элементах" (у
син1) - почве, металле, дереве, воде, огне, - лежащих в основе образования
и упорядоченного существования всех вещей и явлений. Представления об инь
ян, "трех светоносах" (солнце, луне и звездах), "пяти элементах" и т.п.
синтезированы в образе "культуры" (вэнь), которая мыслится и в качестве
совокупности главных человеческих достоинств: "осторожности" (си),
"верности" (чжун2), "благонадежности" (синь2), "гуманности" (жэнь2),
"должной справедливости" (и1), "мудрости" (чжи1), "мужества" (юн1),
"просвещенности" (мин3), "сыновней почтительности" (сяо1), "великодушия"
(шу3), "уступчивости" (жан). В Го юй подчеркнута роль людей (народа -
минь) как важнейшей общекосмической силы и наряду с верой во всемогущее
"небесное предопределение" утверждается, что "Небо следует за людьми,
совершенномудрый - за Небом". В целом, чтобы быть успешными, "человеческие
дела должны составлять триаду с Небом и Землей". В обществе и государстве
главным условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм
(ли2) и "благодати/добродетели" (дэ1).
ЛИТЕРАТУРА
Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972
Васильев К.В. Некоторые вопросы изучения памятников древнекитайской
историографии. - В кн.: Письменные памятники Востока Историко-
филологические исследования. 1975. М., 1982
Го юй (Речи царств). Перевод с китайского, вступление и примечания
В.С.Таскина. М., 1987
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ГО ЮЙ
будет выглядеть так: Что такое ГО ЮЙ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|