Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГЮЙО

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Гюйо (Quyau) Жан Мари (28.10. 1854, Лаваль-31.03.1888, Ментон) - франц. философ и социолог. Социальная философия Гюйо построена на основе идей Фулье, Конта, Паскаля и английских утилитаристов 19 века. У последних он заимствовал учение о мировой симпатии и роли "сердца" в обществвенной жизни. Центральное понятие социологии Гюйо -жизнь.
Своей высшей интенсивности она достигает в социуме как "синергия" (сотрудничество); для того чтобы ее упрочить, нужно вызвать социальную симпатию, а это, с точки зрения Гюйо,- задача искусства. Если собственная цель искусства - это немедленное осуществление в воображении всех наших мечтаний об идеальной жизни, не подчиняющейся никакому закону, кроме интенсивности и гармонии, то художественный гений - это крайне интенсивная форма симпатии и социальности, удовлетворяющаяся только в создании нового мира "живых существ".
Индивидуум, у Гюйо,- интегральная часть социального целого, представляющего из себя свободно узаконенное собрание и основанного на гармонии целого и идее высшего блага. Социальное чувство, по Гюйо,- это сложные феномены, происходящие по большей части от притяжения и отталкивания нервных систем, и их проявления можно описать и предсказать с той же точностью, что и движения астрономических тел. Поэтому Гюйо полагал, что уже в 19 в. социология, включающая в себя мораль и эстетику, станет "более сложной астрономией". Религия для Гюйо- это мистическая, или мифическая социология, поскольку в ней человек противопоставляет об-ву другое, сверхкосмическое общество, с которым он находится в общении путем мыслей и поступков. Идеи Гюйо, бывшие одной из первых попыток построения социологии искусства, оказали влияние на Ш. Лало, Д. Лукача и Гольдмана.
Соч.: 1) Собр. соч. Т. 1-. 5. СПб., 1898-1901.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Гюйо (Guvau)
        Жан Мари (28. 10. 1854, Лаваль, — 31. 3. 1888, Ментона), французский философ-позитивист, сторонник Утилитаризма. Профессор лицея Кондорсе (Париж). Основные работы посвящены эстетике, морали и религии. Особое внимание Г. сосредоточивает на социальном содержании искусства (понимаемом в своей основе как биологическое), искусство, по Г., есть одновременно и результат избытка жизненных сил, и деятельность, требующая напряжённого труда («Задачи современной эстетики», 1884, рус. пер. 1899, «Искусство с точки зрения социологии», 1889, рус. пер. 1891). Рассматривая духовные явления с точки зрения пользы для биологического функционирования, Г. характеризует нравственность как необходимость, обеспечивающую равновесие жизненных сил. Социологические взгляды Г. носят мелкобуржуазный характер. Общество будущего рисовалось Г. в виде гармонической солидарности умов, воли и эмоций. По мнению Г., с эволюцией человека традиционные религиозные представления должны отпасть «Безверие будущего», 1887, рус. пер. 1908). Стоя на элитарной позиции, Г. разделял человечество на творцов — носителей высшей «жизненной интенсивности», и на пассивную массу.
         Соч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1—5, СПБ, 1898—1901.
         Лит.: Радлов Э. Л., Принципы философии Гюйо, «Журнал Министерства народного просвещения», 1894,№ 5; Криль Т., Мысли Гюйо о нравственности и воспитании, «Образование», 1896, № 2—3, отдел 2; Fouilee A,, La morale, I 'art et la religion d'apres М. Guyau, 4 ed., P., 1901; Bergmann E., Die Philosophie Guyaus, Lpz., 1912.
         Н. Н. Козюра.
II
Гюйо (Guyot)
        Раймон (р. 17. 11.1903, Осер), деятель французского коммунистического движения. С 16 лет ж.-д. служащий в Тоннере, где был избран секретарём местной организации Коммунистического союза молодёжи Франции (КСМ). С 1921 член Французской коммунистической партии (ФКП). С 1928 член ЦК ФКП. В 1931—34 секретарь ЦК КСМ. В 1935—43 член Исполкома, Президиума и генеральный секретарь Исполкома Коммунистического интернационала молодёжи. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) был избран член ИККИ. В 1941—1944, во время 2-й мировой войны, один из руководителей Движения Сопротивления во Франции. С 1945 председатель, с 1947 почётный председатель Союза республиканской молодёжи Франции. С 1945 член Политбюро ФКП. В 1937—40 и 1946—58 депутат Национального собрания, с 1959 — сенатор.
1000 кратких биографических данных
(1854 - 1888) - французский философ и поэт. Главные сочинения: "Мораль без долга и санкции", "Проблемы современной эстетики" и "Безверие будущего". Основой морали с точки зрения Гюйо является не эгоистический расчет и не абстрактное сознание долга, а стремление к возможно более полному и широкому развитию жизнедеятельности. Расширение жизни во всех направлениях, расширение общения с людьми есть основа альтруизма и социальных отношений. Ценность искусства также заключается в том, что оно есть творческое расширение жизни. Что касается религии, то, с одной стороны, Гюйо понимал, что никакая догматическая религия не будет возможна в будущем, но в то же время он полагал, что крушение всех догматических форм вызовет широкое развитие личного религиозного творчества, под которым он разумел стремление постигнуть высшую связь всего существующего, выходящую за пределы строго научного знания.
Литературная энциклопедия
[Jean Marie Guyau, 1854—1888] — см. «Эстетика».
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Гюйо (Quyau) Жан Мари (28.10. 1854, Лаваль-31.03.1888, Ментон) - франц. философ и социолог. Социальная философия Гюйо построена на основе идей Фулье, Конта, Паскаля и английских утилитаристов 19 века. У последних он заимствовал учение о мировой симпатии и роли "сердца" в обществвенной жизни. Центральное понятие социологии Гюйо -жизнь.
Своей высшей интенсивности она достигает в социуме как "синергия" (сотрудничество); для того чтобы ее упрочить, нужно вызвать социальную симпатию, а это, с точки зрения Гюйо,- задача искусства. Если собственная цель искусства - это немедленное осуществление в воображении всех наших мечтаний об идеальной жизни, не подчиняющейся никакому закону, кроме интенсивности и гармонии, то художественный гений - это крайне интенсивная форма симпатии и социальности, удовлетворяющаяся только в создании нового мира "живых существ".
Индивидуум, у Гюйо,- интегральная часть социального целого, представляющего из себя свободно узаконенное собрание и основанного на гармонии целого и идее высшего блага. Социальное чувство, по Гюйо,- это сложные феномены, происходящие по большей части от притяжения и отталкивания нервных систем, и их проявления можно описать и предсказать с той же точностью, что и движения астрономических тел. Поэтому Гюйо полагал, что уже в 19 в. социология, включающая в себя мораль и эстетику, станет "более сложной астрономией". Религия для Гюйо- это мистическая, или мифическая социология, поскольку в ней человек противопоставляет об-ву другое, сверхкосмическое общество, с которым он находится в общении путем мыслей и поступков. Идеи Гюйо, бывшие одной из первых попыток построения социологии искусства, оказали влияние на Ш. Лало, Д. Лукача и Гольдмана.
Соч.: 1) Собр. соч. Т. 1-. 5. СПб., 1898-1901.
Философский энциклопедический словарь
ГЮЙО (Guyau) Жан Мари (род. 28 okt. 1854, Лаваль – ум. 31 марта 1888, Ментона) – франц. философ, выдающийся представитель философского эволюционизма и экстатического витализма во Франции («франц. Ницше»). Все бытие, по Гюйо, обладает универсальным жизненным порывом, из которого эволюционноисторическим методом можно вывести этику, религию и эстетику. Возможно большее развертывание жизни, будучи целью природы, является также моральным законом. При этом важнейшее значение имеют чувства симпатии и жизнь в общении, в то время как изоляция и эгоизм безнравственны, поскольку ограничивают человека. Религия – чувство жизненной общности человека с космосом. Осн. произв.: «Esquisse d'une morale sans obligation ni sanction», 1885; «L'irreligion de l'avenir», 1887; «L'art au point de vue sociologique», 1889.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГЮЙО


будет выглядеть так: Что такое ГЮЙО