Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГЕРВЕГ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Хервег (Herwegh) Георг (31.5.1817, Штутгарт, — 7.4.1875, Баден-Баден), немецкий поэт. Осенью 1842 познакомился с К. Марксом. Сблизился с М. А. Бакуниным и А. И. Герценом. В сборнике Г. «Стихи живого человека» (1841) патетический призыв к действию отвечал стремлениям революционной демократии Германии. Г. стал одним из ведущих авторов «Рейнской газеты» и получил признание К. Маркса. В стихотворении «Партия» (1842) Г. отстаивал идею партийности поэзии, понимаемой как служение силам прогресса. Писал сатирические стихи, направленные против врагов Революции 1848—49. После поражения революции Г. непримиримо обличал (в статьях, фельетонах, стихах) европейскую реакцию. В то же время Г. сблизился с Ф. Лассалем и в 1863 создал гимн для Всеобщего германского рабочего союза (См. Всеобщий германский рабочий союз).
         Соч.: Werke, В. — Weimar, 1967; Der Freiheit eine Gasse, hrsg. von B: Kaiser, B., 1948; [Auswahl], в кн.: Achtundvierziger. Ein Lesebuch fur unsere Zeit, hrsg. von B. Kaiser, Weimar, 1958; в рус. Пер. — Избранное, М., 1958.
        Лит.: Меринг ср., Литературно-критические статьи, т. 2, М., 1934, с. 62—71; Шиллер Ф. П., Очерки по истории революционной поэзии 19 в., М., 1933, с. 71—101; Дымшиц А. Л., Карл Маркс и поэт Гервег, «Уч. зап. Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена», 1958, т. 170; Тураев С., Творчество позднего Гервега, «Вопросы литературы», 1959, № 10; Buttner W., «…dann belehren euch die Faust unsrer Proletarier!", «Weimarer Beitrage», 1967, № 3.
         С. В. Тураев.
        Г. Гервег.
Литературная энциклопедия
Георг [Georg Herwegh, 1817—1875] — немецкий поэт, сын трактирщика, вырос в эпоху борьбы южно-германского либерализма за конституцию. Учился в гимназии в Штутгарте и, по воле родителей, в богословской семинарии в Тюбингене, откуда был исключен за радикальные взгляды. Из-за столкновения с военным начальством бежал в Швейцарию, где написал первый том знаменитых «Стихов живого человека» (Gedichte eines Lebendigen, 2 Bde, 1841—1844); они — выражение стремлений пробуждающейся к политической жизни немецкой буржуазии. Политические лозунги дня искусно переданы здесь на языке поэзии. Книга имела огромный успех. Большое впечатление произвело и другое выступление Г.: на страницах самого радикального органа домартовской Германии — «Рейнской газеты» — он поместил песню о партии, направленную против «надпартийности» Фрейлиграта. После непродолжительного пребывания в Париже, где Гейне приветствовал Гервега как «железного жаворонка», он предпринял осенью 1842 поездку по Германии с целью вербовки сотрудников для «Немецкого вестника» — журнала с младогегельянскими
472 тенденциями, к-рый он собирался издавать в Цюрихе. Эта поездка превратилась в непрерывное триумфальное шествие: его принимали как национального героя; особенно чествовали поэта в главных центрах либерализма: в Кельне (кружок «Рейнской газеты» с Марксом во главе), в Дрездене (А. Руге и Р. Пруц) и в Кенигсберге. В Берлине Гервег столкнулся со «Свободными» (группа Бруно Бауэра); в конфликте между ними и Г. Маркс и Руге приняли его сторону; в Берлине же он имел известную аудиенцию у короля Фридриха Вильгельма IV. Но когда последний запретил «Немецкий вестник» в Германии еще до его выхода, Г. написал ему письмо, попавшее против воли автора в печать, и был выслан из Пруссии, осмеянный многими вчерашними друзьями. В 1843 Г. переехал с Марксом и Руге в Париж, сотрудничал в «Немецко-французских ежегодниках», издал второй том «Стихов живого человека» [1844]. После Февральской революции он разошелся с Марксом, организовав среди немецких ремесленников в Париже отряд для авантюрного похода на Германию с целью установления республики. После поражения бежал в Швейцарию. Быстрое возвышение и еще более быстрое падение Г., объясняющиеся отсутствием ясной политической устремленности у тогдашней немецкой буржуазии, оказались роковыми для творчества поэта. Лучшее произведение Г. за период 50—70-х гг. — гимн в честь Всеобщего германского рабочего союза, написанный под влиянием «Песни к британцам» Шелли. Г. также переводил произведения Ламартина и Шекспира на немецкий яз. Как художник Г., наряду с Гейне и Фрейлигратом, — один из выдающихся политических поэтов Германии. Форма «Стихов живого человека», в отличие от стиля «Молодой Германии», приближается к классицизму, но и включает в себя много элементов немецкой народной песни. Самые характерные
473 черты творчества Г. — революционный темперамент, насыщенность идеологией, политическими лозунгами дня. Библиография: I. Herwegh’s Briefwechsel mit seiner Braut, hrsg. von Marcell H., 1906; Werke, изд. H. Fardel (1909, 3 тт.); Русск. перев. «Стихов живого человека» Б. Пастернака, со вступит. ст. Г. Лелевича, Гиз, М., 1925. Ранние перев. из Г., сделанные П. Вейнбергом, А. Плещеевым, М. Михайловым, Н. Грековым и И. Крешевым см. у Гербеля Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1871. II. Seidel Rob., G. Herwegh, Ein Freiheits-Sanger, 1905; Trampe Ad., G. Herwegh. Sein Leben und sein Schaffen, 1910; Fleury V., Le poete G. Herwegh, 1911; Belli A., Pensieri e atti di G. Herwegh, 1914; Kilian W., Herwegh als Uebersetzer, 1914; Heusold K., G. Herwegh und seine deutschen Vorbilder, 1916; Baldinger E., G. Herwegh. Die Gedankenwelt der «Gedichte eines Lebendigen», 1917; Hirschfeld H. E., Politische Zeitdichtung in Herweg’s «Gedichte eines Lebendigen», 1921; Меринг Фр., Мировая литература и пролетариат, Гиз, М., 1924. О роли Гервега в личной жизни Герцена подробно рассказано в полубеллетристическом произведении П. Губера «Кружение сердца» [1929]. Ф. Шиллер
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГЕРВЕГ


будет выглядеть так: Что такое ГЕРВЕГ