Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГЕРАСИМОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Герасимов
        Иван Александрович (р. 8.8.1921, деревня Пёстровка, ныне Стерлитамакского района Башкирской АССР), советский военачальник, генерал армии (1977). Член КПСС с 1942. В Советской Армии с августа 1938. Окончил Ульяновское бронетанковое училище (1940), Военную академию бронетанковых войск (1955), Военную академию Генштаба (1966) и Высшие академические курсы при этой академии (1972). В Великую Отечественную войну 1941—45 помощник и заместитель начальника штаба танковой бригады, начальник штаба и заместитель командира танкового полка на Юго-Западном, Южном, Северо-Кавказском, Закавказском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. С октября 1944 начальник штаба танковой бригады Дальневосточного, затем 2-го Дальневосточного фронтов, участвовал в войне с империалистической Японией. После войны на командных должностях в войсках. С февраля 1973 командующий Северной группой войск. С июня 1975 командующий войсками Киевского военного округа. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976. Депутат Верховного Совета СССР 8-го и 9-го созывов. Награжден 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами и медалями.
II
Герасимов
        Александр Михайлович [31.7(12.8).1881, г. Козлов, ныне Мичуринск Тамбовской обл., — 23.7.1963, Москва], советский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947), доктор искусствоведения (1951). Член КПСС с 1950. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1903—15) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. В 1918—25 жил в Козлове, с 1925 в Москве. Член АХРР (с 1925). В дореволюционный период работал в основном над пейзажами, в советское время главным образом портретист. В 1929—30 Г. создал лучшее своё произведение — проникнутый героическим пафосом портрет-картину «Ленин на трибуне» (Центральный музей В. И. Ленина, Москва). Автор ряда натюрмортов и жанровых картин, иллюстраций и графических работ. Произведения: «Тройка. Зимняя дорога» (1912), «После дождя» (1935), «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938; Государственная премия СССР, 1941), портрет О. В. Лепешинской (1939), портрет И. И. Фисановича (1942), групповой портрет четырёх старейших сов. художников — И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули и В. Н. Мешкова (1944; Государственная премия СССР, 1945) — все в Третьяковской галерее; «Выступление И. В. Сталина на 16-м съезде ВКП (б)» (1933, Архив художественных произведений министерства культуры СССР, Загорск), «Баня» (1940), «Гимн Октябрю» (1942, Рус. музей, Ленинград; Государственная премия СССР, 1943). В 1939—54 Г. был председателем оргкомитета Союза советских художников, в 1947—57 — президентом АХ СССР. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
        Лит.: Сокольников М., А. М. Герасимов, М., 1954.
        А. М. Герасимов. «После дождя». 1935. Третьяковская галерея. Москва.
        А. М. Герасимов.
III
Герасимов
        Василий Герасимович [январь 1852, Петербург, — 28.3(9.4).1892, Якутск], русский рабочий-революционер. С 1864 работал на Кренгольмской мануфактуре в Нарве, где в 1872 принимал участие в стачке (см. Кренгольмская стачка 1872). В 1875 поступил на фабрику Чешера в Петербурге, под руководством В. М. Дьякова вёл пропаганду на Выборгской стороне среди рабочих и солдат Московского полка. В апреле 1875 задержан с нелегальной литературой. 17 июля 1875 приговорён к 9 годам каторги, которую отбывал в Новоборисоглебском и Новобелгородском централах, в Сибири, на Каре. С 1883 — на поселении в Якутской обл.
         Соч.: Жизнь русского рабочего. Воспоминания, М., 1959.
IV
Герасимов
        Иван Иванович (1867 — около 1920), русский ботаник-цитолог. Окончил Московский университет (1892), ученик И. Н. Горожанкина. Один из пионеров цитофизиологических и цитогенетических исследований. Воздействуя на делящиеся клетки зелёной водоросли спирогиры (См. Спирогира) охлаждением и анестезирующими веществами, впервые в мире получил экспериментальные полиплоиды (см. Полиплоидия). Обнаружил влияние увеличенной ядерной массы на рост и размеры клетки, установил соотношения между массой протоплазмы, хроматофоров и ядра.
         Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 2, М., 1947 (список работ).
V
Герасимов
        Иннокентий Петрович [р. 9(22).12.1905, Кострома], советский географ, геоморфолог, почвовед, академик АН СССР (1953; член-корреспондент 1946). Член КПСС с 1945. Окончил Ленинградский университет (1926). В 1936—56 возглавлял Отдел географии и картографии почв Почвенного института им. В. В. Докучаева, с 1945 работает в институте географии АН СССР (с 1951 — директор). Участвовал в экспедициях в Казахстан, Среднюю Азию, Западную Сибирь, на Урал, Дальний Восток и др. Путешествовал по Западной Европе, Индии, Китаю, Японии, Цейлону, Сенегалу, Алжиру, Тунису, Марокко, Гвинее, Бразилии, Чили, Уругваю, США, Мексике, Новую Зеландии, Австралии. Руководитель многих советских научных делегаций на международных географических, почвенных и др. конгрессах. Основные труды по генезису и географии почв, физической географии, а также по палеогеографии и геоморфологии. Автор (совместно с К. К. Марковым) первой в СССР сводки по истории ледникового периода на территории СССР (1939). Разрабатывает вопросы классификации и развития рельефа Земли с учётом новейших современных движений земной коры, охраны и преобразования природы и комплексного использования природных ресурсов. Развивает конструктивное направление в географии, использующее новейшие методы исследований. Возглавлял редколлегию «Физико-географического атласа Мира» (1964). Председатель Национального комитета сов. географов (с 1957), президент Всесоюзного общества почвоведов (с 1963), вице-президент Международного географического союза (1960—68), вице-президент Международного общества почвоведов (с 1968). Действительный член АН Болгарии (1962), член Германской АН в Берлине (1968), член Академии с.-х. наук ГДР (1968), член академии «Леопольдина» ГДР (1965). Димитровская премия (Болгария, 1963) за участие в исследовании почв Болгарии. Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
         Соч.: Основные черты развития современной поверхности Турана, М.—Л., 1937; Ледниковый период на территории СССР, М.—Л., 1939 (совм. с К. К. Марковым); Структурные черты рельефа земной поверхности на территории СССР и их происхождение, М., 1959; Очерки по физической географии зарубежных стран, М., 1959; Основы почвоведения и география почв, М., 1960 (совм. с М. А. Глазовской); Почвы Центральной Европы и связанные с ними вопросы физической географии, М., 1960; Преобразование природы и развитие географической науки в СССР, М., 1967.
         Лит.: Маринич А. М. [и др.], Шестидесятилетие со дня рождения и сорокалетие научной деятельности академика И. П. Герасимова, «Изв. АН СССР. Серия географическая», 1965, в. 4, № 6; Мещеряков Ю. А., Вклад академика И. П. Герасимова в геоморфологию, в кн.: Структурная и климатическая геоморфология, М., 1966; Фридланд В. М., Исследования И. П. Герасимова в области почвоведения, в кн.: Генезис и география почв, М., 1966.
        И. П. Герасимов.
VI
Герасимов
        Михаил Александрович [9(21).10.1884, с. Стрельниково, ныне Орловской обл., — 18.4.1966, Москва], советский учёный в области виноделия, доктор с.-х. наук (1941), профессор (1944), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944). В 1909 окончил Московский университет. Один из организаторов отечественного виноделия. В 1919 работал в винодельческом хозяйстве в Абрау-Дюрсо, с 1923 по 1931 — в Государственном Никитском ботаническом саду, с 1931 по 1936 — в Научно-исследовательском институте виноградарства и виноделия в Грузии. С 1936 главный винодел Наркомпищепрома СССР, а с 1938 главный инженер-винодел треста Главвино. Был председателем Центральной дегустационной комиссии, председателем постоянной технологической комиссии Международного бюро вин. Член-корреспондент Итальянской академии виноградарства и виноделия (1961); почётный доктор Венгерского института садоводства, виноградарства и виноделия (1963). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
         Соч.: Технология виноделия, 3 изд., М., 1964.
VII
Герасимов
        Михаил Михайлович [2(15).9.1907, Петербург, — 21.7.1970, Москва], советский антрополог-скульптор и археолог, доктор исторических наук (1956), заведующий лабораторией пластической реконструкции института этнографии АН СССР (1950—70). Известен работами в области восстановления лица по черепу. На основе разработанного им метода создал реконструкции многих представителей древнейших (питекантроп, синантроп) и древних людей, а также портреты ряда исторических деятелей: Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Тимура, Улугбека, Ивана Грозного, Шиллера и др. (всего свыше 200). Открыл и исследовал верхнепалеолитическую стоянку Мальта. Государственная премия СССР (1950). Награжден орденом «Знак Почёта» и медалью.
         Соч.: Раскопки палеолитической стоянки в с. Малые, в кн.: Палеолит СССР, М. — Л., 1935; Восстановление лица по черепу, М., 1955; Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956—1957 гг.), «Советская этнография», 1958, № 3; Люди каменного века, М., 1964.
        Реконструкция М. М. Герасимова. Царь Иван IV Васильевич Грозный.
        Реконструкция М. М. Герасимова. Кроманьонец — человек эпохи позднего палеолита (грот Кро-Маньон, Франция).
VIII
Герасимов
        Михаил Прокофьевич [30.9(12.10).1889—1939], русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1905. Родился близ Бугуруслана, ныне Оренбургской обл. За революционную деятельность подвергался репрессиям. Участник Гражданской войны. Начал печататься в 1913 в большевистских изданиях («Пролетарий», «Правда»). М. Горький включил стихи Г. в «Сборник пролетарских писателей» (1914 и 1917). Один из основателей литературной группы «Кузница». Для романтической поэзии Г. (сборники «Вешние зовы», 1917; «Завод весенний», 1919; «Железные цветы», 1919; «Электрификация», 1922; поэма «Монна Лиза», 1918) характерны тема борьбы рабочих за свои права, воспевание труда в абстрактных, гиперболических образах, индустриальный пейзаж. Не поняв нэпа, Г. вышел из партии (1921) и пережил творческий кризис (поэма «Чёрная пена», 1921). Позднее в сборниках «Земное сияние» (1927), «Бодрое утро» (1928), «К соревнованию!» (1930) снова появились жизнеутверждающие мотивы.
         Соч.: Стихотворения. [Вступ. ст. В. Казина и Г. Санникова], Куйбышев, 1958; Стихотворения, [Вступ. ст. Ф. Левина], М., 1959.
         Лит.: Зелинский К., Герасимов и Кириллов, в его кн.: На рубеже двух эпох, М., 1962; Паперный З., В первые годы (Пролетарские поэты), в его кн.: Самое трудное, М., 1963.
         З. Самойлов.
IX
Герасимов
        Сергей Аполлинариевич [р. 21.5(3.6).1906, Екатеринбург, ныне Свердловск], советский кинорежиссёр, актёр, кинодраматург, кинотеоретик, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1967). Член КПСС с 1943. В 1928 окончил Ленинградский институт сценического искусства. Работу в кино начал в 1924 как актёр мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра). Режиссёрское мастерство Г. впервые ярко проявилось в фильмах «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939), в которых основное внимание сосредоточено на художественном исследовании духовного мира советской молодёжи, воспитанной социалистическим обществом. Г. показал подлинную героику, высокую красоту и поэзию повседневного творческого, созидательного труда советских людей. Отталкиваясь от опыта художественной прозы, используя её законы в своём творчестве, режиссёр особенно тяготеет к форме киноромана. Уже в первых своих фильмах Г. выступил последовательным режиссёром-педагогом, большое внимание уделяющим работе с актёрами.
         В 1941 к 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова Г. поставил фильм «Маскарад» (по одноимённой драме; играл роль Неизвестного). В этом фильме, полемизируя с традиционной мелодраматической трактовкой пьесы, режиссёр с большой эмоциональной силой показал трагедию незаурядной личности в обстановке самодержавной России 19 в., подчеркнул социально-критическую сторону драмы. В годы Великой Отечественной войны Г. был заместителем председателя Комитета кинематографии по военной хронике и директором Центральной студии документальных фильмов. Создал фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944). В фильме «Молодая гвардия» (1948, по роману А. А. Фадеева) режиссёр сочетал эпическую широту с глубоким проникновением в психологию персонажей. Героический пафос, яркие образы молодогвардейцев, вдохновенно переданная патриотическая атмосфера борьбы против фашизма сделали фильм одним из выдающихся произведений киноискусства. Крупным явлением в развитии советского кино стал фильм «Тихий Дон» (1957—58, по роману М. А. Шолохова). Образы героев выдающегося советского романа раскрыты режиссёром в сложности и богатстве их социальной и психологической характеристики. В 1962 поставил фильм «Люди и звери» (играл роль Львова-Щербацкого), затем фильмы «Журналист» (1967) и «У озера» (1970). Эти три картины объединены стремлением отразить современную жизнь, в них ставятся проблемы, возникшие в послевоенном мире, фильмы показывают рост нравственной взыскательности героев. Г. — автор сценариев почти всех своих фильмов. С 1931 Г. ведёт педагогическую работу во ВГИКе, руководит объединённой актёрско-режиссёрской мастерской (с 1946 — профессор). Депутат Верховного Совета СССР 3—4-го созывов. Депутат Верховного Совета РСФСР 7—8-го созывов. Член Президиума Сов. комитета защиты мира. Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951). Награжден 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
         Соч.: Комсомольск, в кн.: Книга сценариев, М., 1938; Учитель, в сборнике: Учитель, Л., 1940; Лицо советского киноактёра, М., 1935; Жизнь, фильмы, споры, М., 1971.
        Лит.: Фрейлих С., Искусство кинорежиссёра, М., 1954; Волянская Н., На уроках режиссуры С. А. Герасимова, М., 1965.
         Л. А. Парфенов.
        Кадр из фильма «Тихий Дон». Реж. С. А. Герасимов. 1957—58.
        С. А. Герасимов.
X
Герасимов
        Сергей Васильевич [14(26).9.1885, Можайск, ныне Московской обл., — 20.4.1964, Москва], советский живописец, народный художник СССР (1958), доктор искусствоведения (1956), действительный член АХ СССР (1947). Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1901—07) и Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1907—12) у С. В. Иванова и К. А. Коровина. В первые годы Советской власти Г. участвовал в оформлении революционных массовых празднеств в Москве. В 1920-х — начале 30-х гг. писал простые по композиции и почти монохромные портреты и жанровые картины, главным образом из жизни крестьянства, запечатлев трудный процесс становления новой жизни («Крестьянка с петухом», 1924, Русский музей, Ленинград; «Фронтовик», 1926, Третьяковская галерея). Г. обращался к историко-революционным темам, решая их в монументально-эпическом плане («Клятва сибирских партизан», 1933, Русский музей). В середине 1930-х гг. живописная манера Г. меняется; и в жанровых картинах, среди которых выделяется насыщенностью, ликующей мажорностью цвета «Колхозный праздник» (1937, Третьяковская галерея), и в пейзажах, занявших важное место в творчестве художника, он обращается к традициям русской пленэрной живописи.
         Пейзажи Г., одного из лучших сов. пейзажистов, замечательны поэтичностью, тонким ощущением жизни природы, гармонией и свежестью колористических решений («Зима», 1939, «Лёд прошёл», 1945, серия «Можайские пейзажи», в том числе «У переправы» и «Овсы», 1954, — все в Третьяковской галерее). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Г. создал проникнутую патриотическим пафосом картину «Мать партизана» (1943, частично переработана в 1949—50, Третьяковская галерея); из тематических картин послевоенного периода наиболее значительна картина «За власть Советов» (1957, Третьяковская галерея). Исполнил иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова, А. М. Горького и др. Преподавал в Московском Вхутемасе-Вхутеине (1920—29), Московском полиграфическом институте (1930—36), Московском художественном институте (1936—50), Московском высшем художественно-промышленном училище (1950—64). Первый секретарь Правления Союза художников СССР в 1958—64. Ленинская премия (1966). Награжден 2 орденами, а также медалями.
         Лит.: Разумовская С., С. В. Герасимов, М., 1936; Галушкина А. С., С. В. Герасимов, Л., 1964; Выставка произведений народного художника СССР С. В. Герасимова… Каталог, М., [1966].
        
        С. В. Герасимов. Петр и Наталья. Иллюстрация к роману А. М. Горького «Дело Артамоновых». Акварель. 1950. Литературный музей. Москва.
        С. В. Герасимов. «Венеция. Утро». 1956. Горьковский художественный музей.
        С. В. Герасимов. «Пошли». Иллюстрация к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Чёрная акварель. 1933—35. Третьяковская галерея. Москва.
        С. В. Герасимов. «Колхозный праздник». 1937. Третьяковская галерея. Москва.
        С. В. Герасимов. «Клятва сибирских партизан». 1933. Русскии музей. Ленинград.
        С. В. Герасимов. «Колхозный сторож». 1933. Третьяковская галерея. Москва.
        С. В. Герасимов. «Мать партизана». 1943. Частично переработана в 1949—50. Третьяковская галерея. Москва.
        С. В. Герасимов. «Фронтовик». 1926. Третьяковская галерея. Москва.
        С. В. Герасимов. «Лёд прошёл». 1945. Третьяковская галерея. Москва.
        С. В. Герасимов.
XI
Герасимов
        Яков Иванович [р. 10(23). 9.1903, Валдай], советский физико-химик, член-корреспондент АН СССР (1953). Член КПСС с 1952. По окончании в 1925 МГУ работал там же. Ученик профессора А. В. Раковского (См. Раковский). Основные труды по термодинамике цветных и редких металлов и металлических сплавов. Главный редактор «Журнала физической химии» (с 1954). Председатель Научного совета по химической термодинамике и термохимии АН СССР (с 1966). Награжден орденом Ленина и медалями.
         Соч.: Химическая термодинамика в цветной металлургии, 2 изд., т. 1—4, М., 1960—1964 (совм. с А. Н. Крестовниковым и А. С. Шаховым); Курс физической химии, 2 изд., т. 1, М., 1969, 1 изд., т. 2, М. — Л., 1966 (совм. с др.); Термодинамические свойства твердых и жидких металлических сплавов, «Журнал физической химии», 1967, т. 41, в. 10, с. 2441.
Современная Энциклопедия
ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич (1906 - 85), российский кинорежиссер, актер, педагог. Играл в фильмах 20-х гг.: "Шинель", "С.В.Д.", "Новый Вавилон". Стремление к достоверному изображению реальности, интерес к психологической характеристике героев нашли отражение в фильмах на современную тему ("Семеро смелых", 1936; "Молодая гвардия", 1948; "Журналист", 1967; "У озера", 1970) и в фильмах, поставленных по романам ("Тихий Дон", 1957 - 58; т/ф "Красное и черное", 1976). ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич (1885 - 1964), российский живописец. Простые по композиции портреты ("Колхозный сторож", 1933), жанровые картины ("Колхозный праздник", 1937), поэтичные, тонкие по ощущению жизни природы пейзажи (серия "Можайские пейзажи", 1954).
Ономастикон
см. ГАРАНИН
Русская цивилизация
Дмитрий (Митя Малый) (ок. 1465 — после 1536), дипломат, переводчик, помощник св. Геннадия Новгородского в борьбе против жидовствующих, участник Геннадиевского кружка. Толмач (переводчик) Посольского приказа, побывал во многих странах Западной Европы и неоднократно участвовал в приеме посольств. В 1525 доставил важное послание Василия III римскому папе Клименту VII, интересовался достопримечательностями «вечного города». На основании рассказов Герасимова картограф Б. Аньезе составил одну из первых карт России, а итальянский писатель П. Джовио написал содержательную книгу о Московии и охарактеризовал своего собеседника как «человека опытного в делах государственных и особенно сведущего в Свящ. Писании». Вместе с толмачом Власием Игнатовым для Геннадиевского перевода Библии перевел названия псалмов из немецкой Псалтыри, а также с латинского, вероятно для полемики с «жидовствующими», антииудейские трактаты Н. де Лира и Самуила Евреина. В 1518-19 сотрудничал с Максимом Греком в переводе Толковой Псалтыри. Ученый грек диктовал ему и Власию Игнатову перевод с греческого на латынь, а они уже — Михаилу Медоварцеву и Силуану — перевод с латыни на церковнославянский.
Л.К.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович (1881-1963), живописец, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947, президент в 1947-57). В творчестве Герасимова официально-парадные композиции ("Ленин на трибуне", 1929-30; "И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле", 1941) сосуществовали с отмеченными сочной пластичностью, темпераментной живописностью жанровыми картинами ("Баня", 1940), натюрмортами, пейзажами. Государственные премии СССР (1941, 1943, 1946, 1949).
2.
ГЕРАСИМОВ Иннокентий Петрович (1905-85), географ и почвовед, академик АН СССР (1953). В 1951-85 директор Института географии АН СССР. Труды по географии почв, геоморфологии, палеогеографии, охране природы. Автор (совместно с К. К. Марковым) первой в СССР сводки "Ледниковый период на территории СССР" (1939). Выдвинул (1959) новые принципы классификации рельефа Земли. Государственная премия СССР (1973).
3.
ГЕРАСИМОВ Михаил Михайлович (1907-70), антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических паук. Заведующий лабораторией пластической реконструкции Института этнографии РАН в 1950-70. Работы по восстановлению на основе скелетных остатков внешнего облика ископаемых людей и ряда исторических личностей (Иван Грозный, Улугбек, Ушаков и др.). Государственная премия СССР (1950).
4.
ГЕРАСИМОВ Михаил Прокофьевич (1889-1939), русский поэт. В сборниках стихов "Завод весенний", "Железные цветы" (оба 1919), "К соревнованию!" (1930), поэмах (в т.ч. "Электрификация", 1922), рассказах - романтика труда, воспеваемого в отвлечённо-гиперболических образах. Репрессирован.
5.
ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич (1906-85), режиссёр, драматург и теоретик кино, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения, действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). Фильмы Герасимова отмечены последовательно реалистической направленностью, психологической достоверностью характеров, яркими актёрскими работами: "Семеро смелых" (1936), "Учитель" (1939), "Маскарад" (1941), "Молодая гвардия" (1948), "Тихий Дон" (1957-58), "У озера" (1970), "Дочки-матери" (1975), "Юность Петра" и "В начале славных дел" (1981), "Лев Толстой" (1984) и др. Профессор ВГИКа (с 1946; ныне имени Герасимова). Ленинская премия (1984), Государственные премии СССР (1941, 1949, 1951, 1971).
6.
ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич (1885-1964), живописец, народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1947). Ранние исторические картины, портреты Герасимова отличаются простотой выразительных средств, сдержанностью колорита. С середины 30-х гг. и в жанровых композициях ("Колхозный праздник", 1937), и в многочисленных пейзажах ("Зима", 1939) обратился к свежему и мажорному колориту, поэтическому воссозданию жизни. Ленинская премия (1966, посмертно).
7.
ГЕРАСИМОВ Яков Иванович (1903-1983), физикохимик, член-корреспондент АН СССР (1953). Оси. труды по термодинамике сплавов цветных и редких металлов. Государственная премия СССР (1981).
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Михаил Прокофьевич (1889-1939) – рус. поэт) Дорогойченко, / Герасимов, / Кириллов, / Родов – / какой / однаробразный пейзаж! Ирон. М924 (123)
Литературная энциклопедия
Михаил Прокопьевич [1889 —] — современный пролетарский поэт. Р. около г. Бугуруслана, сын железнодорожного рабочего и переездной сторожихи. С 9 лет работал на жел.-дор. полотне. Учился в Кинельской двухклассной школе и Самарском жел.-дор. техническом училище. В 1905 вступил в РСДРП, с осени 1906 до весны 1907 сидел в тюрьме. Осенью 1907, ускользнув из-под ареста при провале конспиративной квартиры с оружием и бомбами, эмигрировал за границу. Во Франции и Бельгии работал забойщиком, шахтером, слесарем, монтером. Совершил ряд морских и океанских рейсов в качестве кочегара, масленщика и угольщика. Исходил
469 пешком Францию, Бельгию, Италию, Альпы. С начала войны 1914—1918 — волонтер французской армии, был контужен. Осенью 1915 выслан в Россию за неподчинение властям и антивоенную пропаганду. Весной 1916 арестован, сидел на гауптвахте, отдан под надзор в саперный батальон. Сидел также в тюрьмах Франции, Бельгии, Италии. С 1917 — на ответственной партийной и советской работе (предгубисполком, губвоенком, председатель Самарского пролеткульта и т. д.). В 1921 году вышел из РКП (б). Герасимов начал писать в 1913. Участвовал в кружке рабочих писателей при клубе на Рю Рейн де Бланш (Париж) вместе с А. Луначарским, Ф. Калининым, А. Гастевым, П. Бессалько и др. Первые стихи и рассказ Г. появились в большевистском журнале «Просвещение» и в первом сборнике пролетарских писателей [1914]. В 1919 работает в Самарском пролеткульте, в 1920 входит в группу «Кузница» (см.) и избирается в первое правление ВАППа (см.). В 1923 выходит из «Кузницы» и вообще организационно рвет с пролетарским литературным движением. Член правления ВСП. Герасимов — едва ли не крупнейший пролетарский поэт эпохи Пролеткульта и «Кузницы». В. Я. Брюсов назвал его «большим писателем в общем смысле слова» и «одним из мастеров свободного стиха». Центральная тема поэзии Г. — завод. Вокруг и на основе этой темы разрабатываются темы деревни и города, техники и природы и т. д. Ранняя поэзия Г. богата деревенскими мотивами. Из стихов Г., напечатанных в первом сборнике пролетарских писателей, стихотворение «Весеннее» воспевает крестьянский труд на лоне природы. Завод вызывает ненависть. Завод — чугунная темница. Рабочие скованы цепью, каждый — ржавое звено. Но ненависть к темнице завода постепенно сочетается с осознанием социальных противоречий, рождается ненависть к эксплоататорам и жажда борьбы. В связи с этим меняется отношение к заводу. Пришлец вываривается в фабричном котле. Этот процесс классически показан Герасимовым в стихотворениях «В сады железа и гранита», «В купели чугуна»: пришедшие от хат соломенных селений, где жизнь смирением горда, брошены в пламя горна, обласканы музыкой приводов, орлиной дробью шестерен, крещены в купели чугуна, забыли смиренную межу, завод облил их душу звенящим валом мятежа. Изживший деревенскую психологию поэт восклицает: «Как люблю тебя, весенний, искропламенный завод!» В замечательном стихотворении «Осенью» неизменная мощь завода противопоставляется бессильной печали полей и тихим всхлипываниям природы. Г. восторженно славит железо («Песня о железе»). Завод — могучая сила, сплотившая пролетариев и несущая переустройство мира. Любовь к заводу неотделима от
470 уверенности, что «красный флаг коммуны над миром будет пламенеть». На войну 1914—1918 Герасимов откликнулся стихами, выражающими трагедию пролетариев, кующих снаряды для убийства своих братьев («Алюминий», глава VI «Монны Лизы»). Октябрь выдвинул Г. в первый ряд поэтов, выразивших радость и величие первой победы пролетариата. Пролетариат — полновластный наследник всех культурных сокровищ человечества («Мы»). Вся вселенная, даже иные планеты доступны беспредельному могуществу победившего рабочего («Летим», «Мы победим»). Это величие пролетарской победы выражено Г., как и всей пролетарской поэзией тех дней, абстрактно-символически, в духе революционного романтизма. Исключение — поэма 1920 — «Простые строки» — с реалистическими штрихами (субботник, речь Ленина, лекция в клубе, дом отдыха). Урбанизм при абстрактности выражения обусловил сильное влияние на Г. символистов (см.). Для поэтики Г. характерны: гиперболизм метафор, эпитетов, лексики, сложные словообразования, нередко даже мистические образы. Порою непреодоленное влияние символистов ведет к художественным срывам. Г. первый ввел в пролетарскую поэзию индустриальный и заводской образ природы. Переход к нэпу вызвал в Г. тягчайший идеологический и художественный кризис. Г. воспринял нэп как конец революции. В поэме 1921 «Черная пена» Г. провозгласил, что флаги облезли, опять проросло пошлое клеймо, выжженное прошлым на лбах, а рабочих-поэтов распяли на фонарных столбах. Отрыв от конкретной классовой борьбы и класса, неуменье справиться с новыми задачами, вставшими перед пролетарской поэзией, определили дальнейший путь Г. Революционный романтизм из приема передачи величия пролетарской революции выродился в своеобразную пантеистическую философию («Посев»). Культ завода, электричества переродился в «заводской пантеизм» и «заводскую схоластику». Творчество Г. последнего периода развивается в стороне от столбового пути пролетарской поэзии. Библиография: I. Автобиографию Г. см.: Львов-Рогачевский В., Книга для чтения по истории новой русской литературы, изд. 3-е, Л., 1926, а также Родов С., Пролетарские писатели, М., 1925. Книги Г.: Вешние зовы, П., 1917; Монна-Лиза, М., 1918; Завод весенний, М., 1919 (2-е изд., М., 1923); Цветы под огнем, Рассказы, М., 1919 (2-е изд., М., 1923); Железные цветы, Самара, 1919; Завод огнекрылый, изд. 2-е, М., 1919; Четыре поэмы, П., 1921; Черная пена, M., 1921; Чучело, М., 1921; Негасимая сила, М., 1922; Электрификация, П., 1922; Электропоэма, М., 1923; Железное цветение, кн. I, М. — П., 1923; Стихотворения, М., 1923; Северная весна, Стихи, кн. 3, М., 1924; Покос, М., 1924; Дорога, Поэма, кн. 4, М., 1924; На Волге, Поэма о 1905 годе, М., 1925; Стихи о заводе и революции, Харьков, 1925; Праздник жизни, М., 1925 (совместно с Кирилловым В.); Лирический вечер, М., 1927; Земное сияние, М., 1927; Избранные стихи, М., 1928; Бодрое утро, М., 1928; Стихи в журн. «Грядущее», «Звезда», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Русский современник» и др. II. Фриче В. М., Пролетарская поэзия, М., 1919; Полянский В., Мотивы рабочей поэзии, в кн. «На лит-ом фронте», М., 1923; Богданов А., Простота или утонченность, в книге «О пролетарской культуре», Л. — М., 1924; Воронский А., О группе писателей «Кузница», в кн.
471 «Искусство и жизнь», М. — Л., 1924; Лелевич Г., 1923 год, в кн. «На лит-ом посту», Тверь, 1924; Его же, О формальных влияниях в пролетарской поэзии, «Печать и революция», 1927, кн. V; Его же, Литературный стиль «Военного коммунизма», «Лит-pa и марксизм», 1928, кн. II. III. Витман А. М., Покровская Н. Д., Эттингер M. E., Восемь лет русской художественной литературы, под ред. Рыбниковой М. А., Гиз, М., 1926; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, ред. Пиксанова Н. К., Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Козьмина Б. П., изд. ГАХН, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928. Г. Л.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГЕРАСИМОВ


будет выглядеть так: Что такое ГЕРАСИМОВ