ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ |
Мультимедийная энциклопедия |
(расцвет деятельности ок. 500 до н.э.), греческий философ, прозванный
"Темным". Гераклит принадлежал к царскому роду, но отрекся от своих прав
(в тогдашнем Эфесе уже номинальных, дававших лишь некоторые почести) в
пользу брата. От единственного сочинения Гераклита О природе (существуют и
другие варианты названия) сохранились лишь мелкие фрагменты.
Гераклит первым в греческой философии поставил в центр своей системы
проблему изменения и порядка, что делает из него беспощадного критика
человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос,
универсальную основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все
природные явления и на основе которого должно строиться поведение
человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря
регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и
испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры,
которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах
основных веществ, образующих мир, - эфирного пламени, воды и земли. Именно
гармонизирующий Логос, или мера, а вовсе не происхождение из единой
построяющей космос материи, дает миру то сущностное единство, которое было
отправным моментом для Гераклита и других досократиков.
Физический мир представляется Гераклиту ареной непрестанных изменений,
однако изменения эти упорядочиваются единством, которым наделил их Логос.
"Входящих в одну и ту же реку омывают все новые и новые воды". В большей
части изменений Гераклит усматривает их обусловленность своими
противоположностями. Но эти противоположности, на которые как Гераклит,
так и Анаксимандр разлагали любое различие, обладают внутренним единством.
Так, например, день и ночь, которые на первый взгляд кажутся полностью
разделенными и противопоставленными друг другу, на деле благодаря своей
непрерывной последовательности образуют единую лежащую в их основе
непрерывность. Некоторым образом это связано с "борьбой", однако борьба
эта не есть "несправедливость", поскольку она упорядочивается Логосом,
присутствующим во всех природных объектах, так что если бы борьба
прекратилась, разрушилось бы все размеренное взаимодействие, а тем самым и
единство мирового порядка и даже само его существование.
Человеку жизненно необходимо постичь Логос, поскольку сама человеческая
душа создана из огня, который может быть притушен или даже погашен влагой,
порождаемой глупостью, а также сном или смертью. В активном состоянии душа
материально соприкасается с огненным элементом внешних вещей и питается
им. Если душа противится глупости, пороку и постепенному увлажнению,
которое несет с собой постепенно подступающая смерть, она даже сможет на
время пережить смерть, сохранившись в виде безличного божественного огня.
ЛИТЕРАТУРА
Фрагменты ранних греческих философов, ч. I. М., 1989 |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ок. 530 — 470 до н.э.) — выдающ. др.-греч. философ-материалист, один из гл. представителей антич. диалектики. Г. Э. в огне видел единую и всеобщую основу всех явлений природы. Пользуясь др.-греч. миф. образами, он придавал им наивно-материалистич. значение. Г. Э. подчинял вечное, закономер. развитие космоса необходимости (ананкэ), судьбе (геймарменэ). |
|
|