Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГЕНИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(лат. genius)
         1) в древнеримской религии и мифологии добрый дух, сверхъестественное существо, охраняющее человека на протяжении всей его жизни. День рождения римлянина считался праздником его Г., которому приносились жертвы, совершались возлияния и курения. Римляне почитали также Г. — покровителей семьи, общины, города и всего римского народа. Культ Г. в Древнем Риме — разновидность широко распространённого у многих народов в период разложения общинно-родовых отношений культа личных духов-покровителей.
         2) Высшая степень творческой одарённости, а также человек, обладающий подобной одарённостью; см. Гениальность.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ГЕНИЙ — в рим. миф. первонач. божество — прародитель рода, затем бог муж. силы, олицетв. внутр. сил и способностей мужчины. Счит., что каждый мужчина имеет своего Г. Особенно почит. Г. главы фамилии; в день его рожд. Г. приносились дары. Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи Г. господ и патронов по формуле: «Г. нашего Гая», «Г. нашего Марка» и пр. Клятва Г. господина счит. самой свящ. для раба.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о “гении” — “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении отдуха) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в “Пире” Платона (202 е), духи-“даймоны” суть “среднее между богом и смертным” и имеют силу “быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских — людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы — другим”, благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с “даймоном” творч. функции — всего относящегося к “жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию”. В “Федре” (242 с) Сократ рассказывает о своем “даймонионе”, подающем ему знамения. Действия “даймона” сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и “внутр. голосом” личности. Т.о., представления о “даймоне” и соотв. римском “гении” (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с “душой” как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как “втором боге”.
        В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, — теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: “Поэт — уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику, или же всемирной пластич. природе, он созидает форму целого, соразмерную и пропорциональную в самой себе...” (“Солилоквия”, I, III). В к. 18 в. (особенно в т.н. “гениальную” эпоху “Бури и натиска” 1770-х гг. в Германии), в связи с усилением антиритор, тенденций в творчестве и эстетич.теории, возникает представление об индивид. и оригинальном (первозданном) Г., к-рый создает правило, а затем следует ему, т.е. самовластно творит особый, изначальный худож. мир. Такое представление, утрачивая полемич. крайность, переходит в нем. классич. философию и нем. неогуманизм рубежа 18-19 вв., Г. уравновешивается с природой, а “интериоризированный” Г. никогда не порывает связи с Г. как традиц. представлением-мифологемой. Деятельность Г. глубоко сплетается с деятельностью природы, Г.-художник пластически ваяет бытие наподобие бога или природы; ср. у К.Ф. Морица (О пластич. подражании прекрасному, 1788): “Пластич. гений должен,насколько возможно, схватывать все спящие в нем пропорции великой гармонии, объем к-рой шире его индивидуальности” — Moritz К. Ph. Schriften zur Asthetik und Poetik. Tub., 1962; 84). Кант определял Г. как “талант (природный дар), к-рый дает правило искусству”, или, иначе, как “прирожденные задатки души”, посредством к-рых природа дает правило искусству (Критика способности суждения). Т.о. между внешним и внутр. истоками Г., гениальности, устанавливается равновесие. Соотв. у Шеллинга в “Философии искусства”: “... вечное понятие человека в Боге как непосредств. причина его (человеч.) продуцирования (творчества) есть то, что называют гением, это как бы genius, обитающее в человеке божественное”. В понятии Г. у Канта, обобщающего долгий процесс нового осмысления Г., входит и “оригинальность” творчества, и его бессознательность, нерефлективность (откуда и у Шиллера связь Г. с “наивной”, т.е. не рефлектирующей себя поэзией), и его внеличностность (сама природа говорит в художнике). Г. относится у Канта лишь к. “изящному искусству”, к-рое единственно не подчиняется заведомому правилу.
        В 19 в. создается нейтральное в отношении традиции представление о Г., о гениальности как высшей творч. способности, в отрыве от внутр. формы слова “Г.”, от Г. как мифологемы, от традиции ее переосмысления. Вследствие этого Г. мог становиться расхожим, необязат. представлением, присущим массовому эстетич. сознанию, но в то же время и наст. проблемой философии и психологии творчества. Здесь Г. выступает как по сути дела новое понятие, развившееся в недрах традиционного и заключившее в себя нек-рый итоговый смысл его. Жан-Поль, отличая Г. от таланта (Приготовительная школа эстетики), пользуется собственно уже новым понятием. Точно также и Гегель в “Эстетике” понимает Г. как самосознат. творчество, вовсе не соединяя Г. с традиц. мифологемой вдохновляющего божеств, или природного начала и снимая любые “ограничения” на деятельность Г., к-рый может проявить себя в любой области, не только в искусстве. В 19 в. представление о Г. отчасти соединяется с культом “героя” как сверхчеловеч. личности (уже у Карлейля, Ницше), противопоставляемого нетворч. и враждебной художнику, подлинному искусству , массе, “толпе”. Такой культ Г.-“героя” становится непременным, доводимым до абсурда моментом усредненного бурж. сознания. Вместе с тем начинается и эпоха всестороннего изучения феномена Г. Поскольку новое понятие Г. от прежнего отличается прежде всего имманентностью Г. личности, изучение психофизиол. субстрата Г. приводило в иррационалистич. течениях науки и философии к представлениям об отклоняющейся от нормы, патологич. природе Г. (что соответствувет, однако, традиц. представлению об “одержимости” божеством, о близости “вдохновения” и безумия). Естественнее, однако, считать Г. феноменом, не выходящим за рамки нормального: гениальная личность наделена редким и каждый раз индивидуально структурированным комплексом свойств и способностей, предрасполагающих личность к творчеству (обычно в самых разных областях деятельности), но обычно позволяющих сделать решит. выбор в пользу одного, осн. вида деятельности. Очевидно, что гениальность предопределена не только выдающейся силой (выходящей тем самым за пределы обычного) способностей, но, может быть, еще более того необычной динамикой их сочетания в личности. При этом разные свойства, влечения, способности должны находиться в этой личности в подлинно редкостном состоянии, в к-ром явная их дисгармония, приводящая в равновесное, гармонич. состояние, и нарушение равновесия на к.-л. уровне личности, во всяком случае, компенсировано на самом высш. творч. ее уровне — где она выступает как создающая шедевры творчества. Творчество гениально одаренного человека является тактич. разрешением заложенных в его личности противоречий. Отсутствие совершенно необычного соотношения свойств и способностей привело бы к тому, что более или менее равномерное развитие самых разных способностей не позволило бы выделиться одной основной, концентрация на к-рой совершенно неизбежна и для гениально-одаренного человека (разносторонняя одаренность при этом внутренне непременно сказывается на рез-тах гениальной деятельности — как особое богатство, многогранность создаваемого). Наличие только одной резко выраженной способности не позволило бы, напротив, сложиться конечной гармонии. Нередко наблюдаемая “странность”, неуравновешенность, житейская неустроенность, необщительность гениальной личности происходит от ее концентрации на творчестве, где и происходит конечная (превышающая обычный уровень) гармонизация сил и способностей личности, тогда как на житейском (“бытовом”) уровне такая личность может выступить как “некомпенсированная”, дисгармоничная. Свойства и способности Г., к-рые проявляются, как правило, на здоровой психофизиол. основе, могут быть весьма редкими — это, напр., может быть способность к интенсивному, непосредственно-свежему восприятию худож. явлений без затухания первонач. впечатлений, а, напротив, с их углублением; способность интуитивно воспринимать и осознавать, осмыслять как единое целое огромные массы художественно-упорядочиваемого материала (Моцарт говорил о своей способности охватывать единым, мгновенным взглядом целую часть симфонии); способность к непривычному ассоциированию разл. явлений, их сторон, кажущихся далекими, приводящая к нетривиальному худож. или научному мышлению, к открытиям в науке, технике, искусстве и т.д. Способность к мгновенному осознанию своей творч. деятельности, не нарушая однако ее спонтанности. Проявление способностей Г. всякий раз индивидуально и неповторимо. Показательно и восходит к глубокой традиции сравнение деятельности Г. с молнией: “Внутр. замысел и осуществление гениальной фантазии одновременно предстают нам как удар молнии в их мгновенном взаимопроникновении и неуловимейшей жизненности” (Гегель, см. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 341). Благодаря таким качествам гениально-одаренная личность в искусстве, науке, философии и т.д. начинает выражать свою истор. эпоху с особой, максимально доступной человеку, глубиной, не будучи связана множеством второстепенных, несуществен. ее моментов, обстоятельств; отношение Г. к его времени всегда парадоксально, т.к. Г. видит сущность происходящего глубже, шире, многограннее своих современников.
 
Лит.: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991; Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffs. Tub., 1926; Nowak H. Zur Entwicklungsgeschichte des Begriffs Daimon: Diss. Bonn, 1960; Schmidt-Dengler W. Genius: zur Wirkungsgeschichte antiker Mythologeme in der Goethezeit. Munch., 1978; Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750-1945. Bd. 1-2. Darmstadt, 1988; Zilsel E. Die Geniereligion. Ein kritischer Versuch iiber das moderne Personlichkeitsideal, mit einer historischen Begrundung. Fr./M., 1990.
 
A.B. Михаилов
Орфографический словарь Лопатина
г`ений, г`ений, -я
Словарь Даля
муж., ·*лат. незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух-покровитель человека, добрый и злой.
Самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума.
Человек этих свойств или качеств. Гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный. Гениальность жен. качество, свойство гениального.
Словарь Ожегова
Г’ЕНИЙ, -я, муж.
1. Высшая творческая способность. Литературный г. Толстого.
2. Человек, обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный г. (о том, кто чересчур высоко оценивает свои способности; ирон.).
3. В древнеримской мифологии: дух покровитель человека, позже вообще олицетворение добрых или злых сил. Добрый г. (тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние). Злой г.
Словарь синонимов Абрамова
см. способность, ум || злой гений, непризнанный гений
Словарь Ушакова
Г’ЕНИЙ, гения, ·муж. (·лат. genius) (·книж. ).
1. Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина.
2. Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений.
3. В римской мифологии - низшее божество, дух-покровитель человека, рода, местности.
В фантастической литературе - сверхъестественное существо, олицетворение добра, зла и т.п.
перен. (с прил. добрый, злой). О человеке, оказывающем на кого-что-нибудь благодетельное или же дурное влияние, приносящем *****
Толковый словарь Ефремовой
[гений]
1. м. устар.
1) Высшая степень творческой одаренности; проявление такой одаренности.
2) Выдающиеся способности, дарование, талант в определенной сфере деятельности.
2. м.
1)
а) Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.
б) разг. Тот, кто в совершенстве владеет чем-л.
2)
а) Дух, покровитель человека, рода, местности.
б) Дух - покровитель, вдохновитель творчества.
в) Олицетворение, воплощение чего-л.
3) перен. Тот, кто приносит кому-л. благо или причиняет зло.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ГЕНИЙ (от лат. genius - дух, разум) - англ. genius; нем. Genie. 1. Высшая степень творческой одаренности. 2. Человек, обладающий подобной одаренностью, приводящей к необыкновенным творческим результатам.
Философский словарь
(лат. genius) — высшая степень творческой одаренности; человек, к-рому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность различия между Г. и талантом, можно отметить, что творения Г. характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого об-ва, в силу чего они навсегда сохраняются в памяти человечества. Г. не мистическое существо, не сверхчеловек (как полагают нек-рые философы-идеалисты), а человек, сумевший в силу своих выдающихся способностей и огромного труда продвинуть вперед развитие человечества.
Философский энциклопедический словарь
ГЕНИЙ (лат. genius) – высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиция), соединения различных элементов (фантазия), творческого формирования и изображения, а также человек, обладающий этой одаренностью. В нем. поэзии и философии 18 в., включая романтику, гений – это выдающийся, исключительный человек. Кант называет гениального человека «любимцем природы», а «гений» – это врожденное душевное свойство, благодаря которому природа предписывает правила не только науке, но и (изящным) искусствам («Критика способности суждения», § 46 – 49). Гете, присоединяясь к Гаманну, Гердеру, а также к культу гения в период «Бури и натиска», еще более четко определяет гения как высшее формосозидающее дарование; подобно ему, Шиллер рассматривает его как творческую наивность. Ницше также считал творческую детскость осн. качеством гения. В Новое время предпринималась попытка поставить «гений» в один ряд с сумасшествием (Моро де Тур, Ломброзо и др.); уже Платон говорит о «божественном безумии» поэтов. Действительно, многие гениальные люди впадали в безумие (Тассо, Свифт, Ленау, Шуман, Галлер, Ницше); действительно, у гения иногда возникает внезапная жажда творчества, сходная с определенными оригинальными и идейно высокопроизводительными фазами, граничащими с областью легкой психопатологии (легкими фазовыми колебаниями гипомании – стадией, предшествующей шизофрении, для которой характерны видения и т. п.). Но если охарактеризовать жизнь гения, отличающуюся от жизни др. людей, как «извращение», то это не обязательно должно быть болезненное, неправильное, произвольное исключение, а с социологической точки зрения это в то же время творчески формирующая вершина человеческого существования, устанавливающая правила и созидающая законы. Современная психиатрия не развила дальше теорий Ломброзо («Гениальность и помешательство»).
Рус. арго (Елистратов)
ГЕНИЙ, -я, м.
1. (или гений в трусиках, гений среди удобрений). Человек, слишком много о себе воображающий, зазнайка.
2. Ирон. обращение.
3. шутл. Молодец, умница.
Лексикон прописных истин
Не следует им восторгаться, это — невроз.
Энциклопедия афоризмов

см.также ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ, КЛАССИКА, КЛАССИКИ, ТАЛАНТ, БЕЗДАРНОСТЬ
Гений - это талант умершего человека.
•Эдмон Гонкур
Талант - это то, чем вы обладаете; гений - то, что владеет вами.
•Малколм Каули
Гений стреляет в цель, которую не видит никто, - и попадает.
•Автор неизветен
Гений - человек с талантом и прилежанием человека без таланта.
•Габриэль Лауб
Таланту только в счастливые минуты удается составить из точек линию, которую гений проводит одним росчерком пера.
•Мария Эбнер-Эшенбах
Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться.
•Иммануил Кант
Гений: человек, способный решать проблемы, о которых вы и не знали, способом, который вам непонятен.
•Ф. Кернан
Талант работает, гений творит.
•Роберт Шуман
Моцарт потому и стал Моцартом, что работал гораздо больше, чем Сальери. Эта работа доставляла Моцарту удовольствие.
•Варлам Шаламов
Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок.
•Артур Шопенгауэр
В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре.
•Артур Шопенгауэр
Все возражают против того, что я гений, хотя никто еще так меня не назвал.
•Орсон Уэллс
От гениальности до тривиальности только один шаг.
•Станислав Виткевич
Функция гения заключается в том, чтобы доставлять мысли, которые через двадцать лет станут достояньем кретинов.
•Луи Арагон
Бога ради, не пишите такой чепухи, иначе я возомню себя гением!
•Кароль Ижиковский
Ничто так не портит хорошую вечеринку, как гений.
•Эльза Максуэлл
На детях гениев природа отдыхает.
•Старинное изречение
Природа отдыхает на детях гениев, а дети гениев - на родителях.
•Геннадий Малкин
Фабрики гениев есть, но нет поставок сырья.
•Станислав Ежи Лец
В проблеске гениальности видишь свою бездарность.
•Станислав Ежи Лец
Гений как золото: множество людей пишут о том и другом, не имея ни того ни другого.
•Чарлз Калеб Колтон
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГЕНИЙ


будет выглядеть так: Что такое ГЕНИЙ