Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГЕКЗАМЕТР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        гексаметр (греч. hexametron, от hex — шесть и metron — мера), 1) в античном метричечком стихосложении 6-стопный Дактиль с последней усечённой стопой; в каждой стопе, кроме 5-й, два кратких слога могут заменяться долгим, образуя Спондей (— —); Цезура на 3-й стопе (в греч. Г. после 1-го или 2-го слога, в латинском только после 1-го слога), реже — после 1-го слога 2-й и 4-й стоп. Схема Г. ( 0116202324.tif — греч., | — лат. цезура):
         0112267296.tif
         Г. — самый употребительный размер античной поэзии: в эпосе (Гомер, Гесиод, Вергилий, Овидий), в идиллии (Феокрит), в сатирах (Гораций, Ювенал). См, также Пентаметр. 2) В силлабо-тоническом стихосложении Г. передаётся сочетанием тонических дактилей ( 0163486747.tif ) с хореями ( 0150099493.tif ).
         Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына (Н. И. Гнедич, пер. «Илиады»).
         В русской поэзии Г. появился впервые у В. К. Тредиаковского («Аргенида», 1751) и закрепился со времени перевода Н. И. Гнедичем «Илиады» (1829) и в поэзии В. А. Жуковского. В поэзии нового времени употребляется главным образом в стилизациях античных жанров («Рейнеке-Лис» И. В. Гёте, «Времена года» К. Донелайтиса) и тем (А. Дельвиг, Н. Щербина, А. Фет).
         М. Л. Гаспаров.
Современная Энциклопедия
ГЕКЗАМЕТР (от греческого hexametros - шестистопный), стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль с цезурой (паузой), рассекающей стих обычно на 3-й стопе ("Илиада", "Одиссея"). В силлабо-тоническом стихосложении передается сочетанием дактилей с хореями ("Юношу, горько рыдая,/ ревнивая дева бранила", А.С. Пушкин).
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ГЕКЗАМЕТР — шестистопный стихотвор. размер гомеровских поэм («Илиады» и «Одиссеи»), перенесен. и в лат. эпич. поэзию («Энеида» Вергилия, «Метаморфозы» Овидия). Антич. Г. состоит из шести стоп дактиля, с одной или, реже, двумя цезурами, причем в каждой из стоп (кроме пятой) два кратких слога могут заменяться одним долгим, в результате чего эта стопа превращ. в спондей.
Орфографический словарь Лопатина
гекз`аметр, гекз`аметр, -а
Словарь Даля
ГЕКЗАМЕТР, (гексаметр) муж. шестистопный стих, где стопа состоит из двух долгих, или одного долгого и двух коротких слогов; строгий гекзаметр состоит из четырех дактилей или спондеев, пятого дактиля, а шестого спондея или трохея. Русские гекзаметры все отзываются натугой, потому что у нас, в произношении, двух долгих слогов сподряд не бывает, да и вообще, разница между долгим слогом и ударением утрачена. Гекзаметрический, составленный из гекзаметров, к ним относящийся
Словарь Ожегова
ГЕКЗ’АМЕТР, -а, муж. Стихотворный размер: в античном стихосложении шестистопный дактиль, в русском шестистопный дактиль с хореическим окончанием.
прил. гекзаметрический, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ГЕКЗ’АМЕТР, гекзаметра, ·муж. (·греч. hexametron) (лит.). Род шестистопного стиха у греков и римлян, состоявший из пяти дактилей (или спондеев) и последней стопы - спондея, а также имитация этого стиха в новых литературах. «Гекзаметра священные напевы.» Пушкин. Жуковский написал гекзаметром несколько сказок.
Толковый словарь Ефремовой
[гекзаметр]
м.
1) Шестистопный дактилический стихотворный размер, сложившийся в античной поэзии, для которого характерны цезура на третьей стопе и усечение - в последней.
2)
а) Шестистопный размер, сочетающий тонический дактиль с хореем (в силлабо-тоническом, в том числе русском, стихосложении).
б) Стихотворное произведение или части его, написанные таким размером.
Литературная энциклопедия
I. Метрический — шестистопный дактилический метр с постоянной цезурой (обычно после третьего долгого, т. е. седьмого, слога) и укороченным на один слог окончанием: «— UU — UU — | UU — UU — UU — U», напр. «Quadrupedante putrem sonitu quatit ungula campum». Каждая из дактилических стоп (обычно кроме пятой) могла заменяться равным ей по длительности спондеем. Г. в античной поэзии являлся наиболее распространенным метром, гл. обр. в героическом эпосе, почему и назывался героическим или эпическим стихом. Г. написаны «Илиада», «Одиссея», «Энеида» и др. (см. «Метрическое стихосложение»). II. Тонический. В яз. с тоническим стихосложением (см.) — напр. русском, немецком — Г. является одним из видов акцентного стиха и представляет обычно стих с шестью ударениями, с одним или, чаще, двумя безударными слогами между ударениями (т. е. по силлабо-тонической теории шестистопный дактиль с возможной заменой каждой дактилической стопы — хореической) и с серединной цезурой (чаще после седьмого слога): «зде?сь велича?ясь шумит | и ( U ) кле?н и ( U ) я?сень высо?кий». Иногда в Г. пропускаются одно-два ударения (чаще в начале стиха), напр.: «Но не толи?ко меня сокрушает судьба Илиона» или: «Страшно мне перескочить, я исполнена недоуменья» и т. п. Иногда вставляются лишние ударения. Так. обр. Г. является одним из видов дактило-хореического стиха, основным признаком которого является колебание числа безударных слогов между ударными от одного до двух. Такой Г. возникает как подражание античному и получает большое распространение, особенно в Германии, где его культивируют Клопшток («Мессиада»), Гёте («Герман и Доротея»), и в России. Здесь вначале его усиленно развивает Тредьяковский («Тилемахида»); позднее интерес к нему повышается в связи с переводом Гнедичем «Илиады», после чего Г.
456 получает большое распространение (Жуковский, Дельвиг, Фет и др.). Сейчас Г. употребляется редко (например у П. Радимова и Р. Акульшина). См. «Тоническое стихосложение».
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГЕКЗАМЕТР


будет выглядеть так: Что такое ГЕКЗАМЕТР