|
|
|
|
|
ГЕ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
Николай Николаевич [15(27).2.1831, Воронеж, — 1(13).6.1894, хутор Ивановский, ныне им. Т. Г. Шевченко Черниговской обл.], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850—57) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии (1857—63). В 1857—59 работал в Риме, в 1860—69 во Флоренции. Жил в Петербурге (с 1870) и на хуторе в Черниговской губернии (с 1876). В ранний период испытал влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Уже в 1860-е гг. творчество Ге отличается новизной трактовки традиционных для академического искусства евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем («Тайная вечеря», 1863, Русский музей, Ленинград; «Вестники воскресения», 1867, Третьяковская галерея). Возвратившись из Италии, Ге сближается с передовыми художниками (член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок). В поисках темы большого гражданственного звучания Ге обращается к исторической живописи. В картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея) Ге раскрывает столкновение двух противоборствующих исторических сил, правдиво передаёт движение чувств, внутреннюю жизнь действующих лиц. С начала 1880-х гг. Ге возвращается к евангельским темам; наполняя цикл картин о страданиях Христа религиозно-этическими идеями, во многом близкими взглядам Л. Н. Толстого, Ге обращается к современному обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи («Что есть истина", 1890, и «Голгофа», 1893, обе — в Третьяковской галерее). В этих отмеченных глубоким драматизмом картинах, исполненных в широкой экспрессивной манере, с резкими контрастами света и тени, значительную роль играет изображение духовных и физических страданий человека («Распятие», 1892, 1894). Для портретов, исполненных Ге, характерны большая простота и строгость цветовых и композиционных решений, стремление передать богатство и сложность духовной жизни человека (портреты А. И. Герцена, 1867, и Л. Н. Толстого, 1884, — оба в Третьяковской галерее).
Соч.: Жизнь художника 60-х годов, «Северный вестник», 1893, кн. 3; Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка, М. — Л., 1930.
Лит.: Альбом художественных произведений Н. Н. Ге, М. — СПБ, 1903; Стасов В. В., Н. Н. Ге..., М., 1904; История русского искусства, т. 9, кн. 1, М., 1965, с. 217—59; Зограф Н., Н. Н. Ге, [Л., 1968]; Н. Н. Ге. 1831—1894. Выставка произведений. Каталог, [М., 1969].
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871. Третьяковская галерея. Москва.
«“Что есть истина” Христос и Пилат». 1890. Третьяковская галерея. Москва.
Портрет Н. И. Петрункевич. 1893. Третьяковская галерея. Москва.
Н. Н. Ге.
|
Русская цивилизация |
Николай Николаевич (1831-1894), русский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Уже ранние произведения Ге свидетельствовали о его стремлении к преодолению академизма. Глубиной реалистических характеристик и психологизмом отмечены его портреты Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Идеи патриотизма и понимания национальных ценностей, близкие художнику, отличают его картины «Петр I допрашивает царевича Алексея» и «Пушкин в селе Михайловском». Нравственным исканиям Л. Н. Толстого созвучны драматические композиции позднего Ге на религиозно-этические темы «Что есть истина?» (1890) и «Голгофа» (1893). |
Энциклопедия Отечеcтво |
ГЕ Николай Николаевич (1831-94), живописец. Один из основателей Т-ва передвижников. Психологические портреты ("А. И. Герцен", 1867), исторические картины ("Пётр I допрашивает царевича Алексея", 1871); экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы ("Что есть истина?", 1890, "Голгофа", 1893) созвучны нравственным исканиям Л. Н. Толстого.
|
Словарь Ушакова |
ГЕ, нёскл., ср. название буквы "г", название соответствующего звука ·и·др. значения, ·срн. а1. |
Толковый словарь Ефремовой |
1. межд. разг.-сниж.
Употр. при выражении радости, удивления и т.п. (обычно с повторением).
2. межд. разг.-сниж.
То же, что: ~й (1). |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ГЕ
будет выглядеть так: Что такое ГЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|