Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГАВРИИЛ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Гавриил
        в христианской, иудейской и мусульманской (Джабраил или Джибриль) мифологии один из архангелов (См. Архангелы). По христианским верованиям, Г. возвестил деве Марии предстоящее рождение Иисуса Христа; по мусульманским верованиям, он заносил в книгу решения Аллаха и сообщил Мухаммеду весь Коран.
II
Гавриил («Гавриил»,)
        эскадренный миноносец Балтийского флота. Вступил в строй в октябре 1916; водоизмещение 1260 т, скорость 65 км/ч (35 узлов); вооружение: 4 100-мм орудия, 2 пулемёта, 3 трёхтрубных торпедных аппарата, 80 мин; экипаж 150 человек. Участвовал в Моонзундской операции 1917 (См. Моонзундская операция 1917) и в героическом Ледовом походе Балтийского флота 1918 (См. Ледовый поход Балтийского флота 1918). 18 мая 1919 в неравном бою нанёс повреждения 4 английским эсминцам. 4 июня 1919 вместе с эсминцем «Азард» в Копорском заливе атаковал и потопил английскую подлодку. 18 августа 1919, отражая налёт английских торпедных катеров на Кронштадт, уничтожил 3 из них. 21 октября 1919 подорвался на мине в Копорском заливе и затонул с большей частью команды во главе с командиром В. В. Севастьяновым и комиссаром Н. П. Лепёшкиным.
Мультимедийная энциклопедия
1. ангел (евр. Гавриэль, "муж Божий" или, что более вероятно, "Бог явил Себя в силе"), ангел высшего чина, именуемый архангелом в псевдэпиграфической Книге Еноха, но не в книгах Ветхого и Нового Завета. Был послан к Даниилу, чтобы истолковать ему видения (Дан 8:16-27; 9:21-27). В Новом Завете возвещает Захарии о рождении Иоанна Крестителя (Лк 1:8-22) и приветствует Деву Марию, избранную Богом, чтобы стать матерью Иисуса Христа (Лк 1:26-38). Неоднократно появляется в поздних еврейских и христианских преданиях. В эпоху позднего Средневековья в Гаврииле видели ангела, который в Судный день поднимет мертвых звуком своей трубы. Согласно исламской традиции, Гавриил (Джибрил или Джабраил) передал Мухаммеду текст Корана. 2. русский богослов (ВОСКРЕСЕНСКИЙ, ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ) (1795-1868), русский богослов, первый историк русской философии. Родился в 1795. Окончил Московскую духовную академию (1820) и был оставлен на кафедре философии. В 1821-1824 преподавал в Петербургской духовной академии. Впоследствии был ректором Орловской и Могилевской семинарий, настоятелем монастыря в Казани. В 1835-1850 - профессор Казанского университета (по кафедре церковного права, а затем по кафедре философии). В 1839-1840 в Казани выходит его История философии (в 6 ч.). Философия, утверждал Гавриил, в том или ином виде существует у всех народов и всегда отражает особенности национального характера и культурной традиции. При этом научность ("наукообразность") далеко не исчерпывает варианты философского опыта, который может быть "рассеян в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии". В 6 части Истории речь шла об основных чертах и вехах истории русской философии, в которой нашел отражение характер русского народа. Характеру этому, по Гавриилу, чужды крайности рационализма и эмпиризма, и поэтому в своем любомудрии русские предпочитают "рационализм, соображаемый с опытом". Своим же возникновением отечественная философская традиция обязана русскому и греческому духовенству. Благодаря греческому влиянию на Руси был воспринят "преимущественно" Платон, в то время как на Западе увлеклись "диалектическими тонкостями" Аристотеля, следствием чего явилась схоластика. Среди древнерусских мыслителей Гавриил особо выделял митрополита Никифора, характеризуя его как первого русского "ученого- неоплатоника", а также Владимира Мономаха, Даниила Заточника, Нила Сорского. К наиболее ярким представителям более позднего русского любомудрия он относил Г.С.Сковороду, Феофана Прокоповича. Труд Гавриила - первый опыт систематического изложения истории русской мысли. Ему принадлежит также первенство в обосновании тезиса о "платонизме отечественной философии". Умер Гавриил 10 мая 1868. ЛИТЕРАТУРА Гавриил. История философии Архимандрита Гавриила, ч. 1-6. Казань, 1839- 1840
Современная Энциклопедия
ГАВРИИЛ, в Библии архангел, возвестивший Деве Марии о том, что у нее родится сын - Иисус Христос.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ГАВРИИЛ — в иуд., христ., а также мусульм. религиях один из старших ангелов (в христианстве — архангел).
Русская цивилизация
(Воскресенский Василий Николаевич) (1795 — 10.05.1868), архимандрит, русский философ и богослов. Окончил Московскую Духовную академию. Преподавал в Петербургском университете Священное Писание и герменевтику. Был ректором Орловской Духовной семинарии. С 1837 преподавал в Казанском университете богословие и философию. Считается одним из первых русских историков философии. Из-под его пера вышел фундаментальный труд по истории философии. По учению Гавриила, характерной особенностью русской философии является сочетаемость христианской веры и знания, особенность, восходящая к корням христианства на Руси. В труде «Философия правды» рассматривал религию как «истинную основу прав и порядка между людьми и народами», по своему мировоззрению был близок к славянофилам. Учеником Гавриила был М. П. Погодин.
Ф.Р.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(в христианстве – архангел, явившийся Деве Марии и предсказавший ей рождение Христа (евангельский сюжет «Благовещения»)) Спасенья нашего начало Ей возвещает Гавриил; (рфм.: сил) Куз909 (156); В шестикнижие крыл Окунающий лик как в воду – Гавриил – Жених безбородый! Цв923 (II,168.2); На стене его твердый профиль. Гавриил или Мефистофель Твой, красавица, паладин? Ахм940-60 (283)
Теософский словарь
    Согласно гностикам, "Дух" или Христос, "вестник жизни", и Гавриил - суть одно. Первого "иногда называют Ангелом Гавриилом - "могущественным от Бога", по-еврейски", а у гностиков он занимал место Логоса, тогда как Святой Дух считался единым с Эоном Жизни  (См. "Irenaeus", I, XII). Поэтому мы находим, что Теодорет говорит  (в "Haeret. Pab.", II, VII): "Еретики согласны с нами (христианами) в отношении начала всех вещей... но они говорят, что существует не один Христос (Бог), но один вверху и другой - внизу. И что этот последний прежде жил во многих; и что Иисус - говорят они в одном случае - от Бога, но в другом они называют его Духом". Ключ к этому дан в эзотерической философии. "Дух" у гностиков экзотерически был женской силой, он был лучом, исходящим из Высшего Манаса, Эго, и тем, что эзотерики рассматривают как Кама-Манас, или низшее личное Эго, которое в каждом человеческом существе излучается Высшим Эго или Христосом, богом внутри нас. Потому они были правы, говоря: "Существует не один Христос, но один вверху и другой - внизу." Каждый изучающий Оккультизм поймет это, как и то, что Гавриил - или "могущественный от Бога" - един с Высшим Эго. (См. "Разоблаченная Изида".)
Философский энциклопедический словарь
ГАВРИИЛ, в миру Воскресенский Василий Николаевич (род. 1795, Москва – ум. 1868, Муром) – рус. богослов и историк философии, архимандрит, профессор Казанского ун-та. «История философии» (1840) архимандрита Гавриила – одно из первых рус. исследований, где разработаны теоретико-методологические проблемы историко-философского знания. В ней содержались сведения по истории восточной (кит. и инд.) философии; она впервые давала очерк истории рус. философии. История философии для Гавриила – это история познавательных возможностей человека, его чувствительности, разума и воли, которые должны рассматриваться совокупно, без абсолютизации одной какой-либо познавательной способности исключительно. Как и история познания, она демонстрирует абсолютизацию этих начал; в результате мы имеем осн. философские направления: сенсуализм, абсолютизировавший чувство, идеализм, абсолютизировавший разум, и мистицизм, абсолютизировавший волю. История философии, по мнению Гавриила, должна рассматривать их, во-первых, хронологически («следовать тому порядку, в котором они обнаружились»), во-вторых, в их взаимовлиянии и взаимозависимости. Гавриил считал, что история философии есть история опытов, изъяснения цели, хода и взаимных отношений религий, наук, законодательств, гражданского образования. Однако, как богослов, он подчеркивал, что, разделенные как объект исследования, религия и философия «в. душе истинного философа соединены совершенно. Они существуют не смешиваясь и различаются, не уничтожая себя взаимно». Единство логического и исторического в истории философии Гавриила дополняется требованием обязательного учета индивидуальных особенностей философа, чьи произв. подвергаются анализу. Национальные особенности рус. философии он трактует провиденциалистски, добавляя, что Божья благодать по-разному распределена для разных народов и поэтому должны быть учтены также географический фактор («климат и особенности земли»), социально-психологические черты народа и его традиции во всех сферах жизнедеятельности – от государственной до культурной. Совокупность названных условий приводит у одних народов к развитию философии в «наукообразном выражении», у других – в «повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии». При этом он делает вывод, что рус. народ привержен религии и монархии. Национальной особенностью рус. философии, по мнению архимандрита Гавриила, является сочетание веры и знания, рассудительности и набожности. Самый ожесточенный отпор с его стороны встретили Юм и Кант, наиболее снисходителен он к Кузену, благосклонен – к аббату Ботену. Рус. философию характеризовал в духе славянофилов. Несмотря на некоторую недостоверность и фантастичность фактов «Истории философии», архимандрит Гавриил остается первым историком рус. философии, кстати, и таких ее областей, как логика, метафизика, нравственная философия, эстетика. Кроме упомянутых произв. им написана «Философия правды» (1813).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГАВРИИЛ


будет выглядеть так: Что такое ГАВРИИЛ