Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГАНСЛИК

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Ханслик (Hanslic) Эдуард (11.9.1825, Прага, — 6.8.1904, Баден, близ Вены), австрийский музыкальный критик. Ученик чешского композитора В. Я. Томашека. Окончил юридический факультет Венского университета. С 1856 приват-доцент Венского университета по истории и эстетике музыки, с 1861 профессор. В трактате «О музыкально-прекрасном» (1854) Г. выступил как теоретик формализма, заявляя, что «содержание музыки — движущиеся звуковые формы», что музыка может изображать только динамическую сторону чувств, отрешённую от их содержания и вслед за философом И. Кантом утверждал, что «прекрасное не имеет цели, ибо оно есть чистая форма». Под влиянием критики Г. признал неудовлетворительной аргументацию, данную в книге и в дальнейшем занялся историей музыки. Формалистический подход сказался и в критических статьях, которые Г. публиковал с 1846. В них он выступал против Р. Вагнера и Ф. Листа, недооценивал творчество выдающихся композиторов 19 в. (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Дж. Верди и др.), нападал на многие крупнейшие явления русской музыки.
         Соч.: Geschichte des Concertwesens in Wien, Bd 1—2. W., 1869—70; Aus dem Concertsaal. 2 Aufi., Munch. — B., 1886; Die moderne Oper. Kritiken und Studien, Bd 1—9, В., 1875—1900; Aus meinem Leben, Bd 1—2, 4 Aufl.. B., 1911; в рус. пер. — О музыкально-прекрасном, предисл. [Г.] Лароша, М., 1895.
         Лит.: Маркус С., Воинствующий формалист Э. Ганслик, «Советская музыка». 1949, № 8; его же, История музыкальной эстетики, т. 2, М., 1968.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Hanslick) Эдуард (1825-1904) - австр. эстетик и муз. критик. Учился в ун-тах Праги и Вены; с 1856 преподавал историю музыки в Венском ун-те. Значение Г. в эстетике определяется его трактатом “О музыкально-прекрасном” (1854); тезис, данный в этом трактате: “Звучащие подвижные формы — вот единственно и исключительно содержание и предмет музыки”, стал принципом формалистич. эстетики музыки, а Г. традиционно рассматривался в истории эстетики как гл. представитель формализма. Однако определение музыки как чистой формы (сопоставимой с орнаментом, арабесками и игрой форм в калейдоскопе) было лишь одним из обоснований музыки в трактате и вступало в противоречие с характеристикой музыки как духовного, чувственного искусства, не совпадающего в своей форме с архитектонич. и математич. ее закономерностями. Наряду со сведением музыки к чистой форме Г. вполне допускал этич. и космически-универсальное обоснование музыки нем. классич. идеализмом. Во 2-м изд. трактата (1858) Г. устранил или ослабил нек-рые содержат, моменты своего эстетич. истолкования музыки (в прижизненных изданиях трактата его текст менялся), в нем остались резко противоречащие формализму положения (в основе музыки — чувство или “сердце”; музыка доставляет “духовное удовлетворение”); нек-рые из них подчеркивали важные моменты музыки, упускавшиеся из виду совр. эстетикой, — музыка как мысль; воспринимать музыку значит “мыслить посредством фантазии”; подчеркивание неразрывности формы и содержания в музыке. Фактически принципами эстетики Г. были: ясность и обозримость муз. произведения; его уравновешенность; его самодостаточность, автономность, красота и соотв. ей “наслаждение” слушателя. В истолковании таких принципов Г. опирался на классич. образцы, начиная с Моцарта, и решительно противился динамич. переосмыслению формы (т.е. самого принципа муз. мышления) в духе Р. Вагнера и “новонем. школы” (к тенденции к-рой Г. относил и всю программную музыку). Рациональное, подчеркнуто сознат. восприятие искусства, сочетавшееся с изв. гедонизмом переживания, Г. противопоставлял стихийности восприятия, “опьяненности” искусством, предвосхитив критику Вагнера у позднего Ницше. Трактат Г. вызвал бурную полемику, продолжавшуюся десятилетиями и вышедшую за пределы Австрии и Германии. Мн. последователи Г. (О. Гостински в Чехии, Г.А. Ларош в России) глубоко переосмыслили наследие Г. и внесли вклад в эстетику. Г. издал эстетич. работу Т. Билльрота “Кто музыкален?” (Billroth Th. Wer ist musikalisch? 2. Aufl. В., 1896).
 
Соч.: Vom Musikalisch-Schonen: Aufsatze. Musikkritiken. Lpz.,1982; Aus meinem Leben. Kassel; Basel, 1987; Vom Musikalisch-Schonen. T. 1-2. Mainz, 1990; О прекрасном в музыке. М., 1885; О музыкально-прекрасном. М., 1910.
 
Лит.: Михайлов А.В. Эдуард Ганслик: К истокам его эстетики//Сов. музыка. 1990. N 3; Михайлов А.В. Эдуард Ганслик и австр. культурная традиция // Музыка. Культура. Человек. Вып. 2. Свердл., 1991; Glatt D. Zur geschichtlichen Bedeutung der Musikaesthetik E. Hanslicks. Munch., 1972; Abegg W. Musikaesthetik und Musikkritik bei E. Hanslick. Regensburg, 1974; Khitti Chr. Eduard Hanslicks Verhaltnis zur Asthetik//Biographische Beitrage zum Musikleben Wiens im 19. und fruhen 20. Jahrhundert. W., 1992.
 
А.В. Михайлов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГАНСЛИК


будет выглядеть так: Что такое ГАНСЛИК