Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГАНДИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ганди
        Индира (р. 19.11.1917, Илахабад), политический и государственный деятель Индии. Дочь Дж. Неру. Образование получила в учебных заведениях Швейцарии, Англии и Индии. В 1938 вступила в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). В 1942 вышла замуж за видного конгрессиста, издателя Ф. Ганди. Принимала активное участие в борьбе против английского колониального господства. Подвергалась репрессиям со стороны колониальных властей. После завоевания Индией независимости (1947) заняла видное положение в ИНК, ставшем правящей партией. С 1955 член Рабочего комитета и член Центральной избирательной комиссии ИНК, председатель женской организации этой партии и член Центрального парламентского совета Всеиндийского комитета ИНК. В 1959—60 председатель ИНК. В 1964 вошла в правительство Л. Б. Шастри в качестве министра информации и радиовещания; в июле 1964 стала также членом Национального совета обороны. 19 января 1966, после смерти Шастри, была избрана лидером парламентской фракции ИНК и, по установившейся традиции, как лидер этой фракции стала премьер-министром. В 1967, помимо поста премьер-министра, заняла посты министра атомной энергии, председателя Плановой комиссии, министра иностранных дел. В своих заявлениях в качестве главы правительства неоднократно подчёркивала необходимость сохранения основных принципов политики Дж. Неру — неучастия Индии в военных блоках, поддержания мира и международного сотрудничества, дальнейшего развития и укрепления дружественных советско-индийских отношений, осуществления планового развития национальных основ экономики. В 1969—70, вопреки сопротивлению сил реакции, провела национализацию 14 крупнейших банков. Выступала с осуждением агрессии США во Вьетнаме и Израиля против арабских стран. После выборов 1971 снова получила пост премьер-министра, а также заняла посты министра внутренних дел, министра атомной энергии и министра информации и радиовещания.
        И. Ганди.
II
Ганди
        Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, — 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием Гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Г. был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Г. рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Г. до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893—1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Г. возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Г. выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой (См. Сатьяграха). Во время англо-бурской (1899—1902) и англо-зулусской (1906) войн Г. создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к брит. империи, что, по мнению Г., должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Г. познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Г. считал своим учителем и духовным наставником.
         По возвращении на родину (январь 1915) Г. сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914—18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, началось массовое антиимпериалистическое движение. Г. понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо др. уступок.
         Г. и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Эту борьбу Г. ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Г. отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала её полностью. В 1919—47 Национальный конгресс под руководством Г. превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Г. и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).
         Г. идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости.
         Г. боролся против всех проявлений английской политики «разделяй и властвуй», против разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст «неприкасаемых» (См. Неприкасаемые) и др. В период подъёма национально-освободительного движения в Индии (1919—22) Г. возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями. Однако в феврале 1922 руководство Национального конгресса по предложению Г. прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923—28 Г. сосредоточил свою политическую. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества и за ликвидацию института «неприкасаемых», В годы нового подъёма антиимпериалистического движения (1929—33) Г. руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии (см. Соляной поход). В 1931 Г. пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; Г. соглашался представлять конгресс на конференции «круглого стола» (см. «Круглого стола» конференции (См. Круглого стола конференции)), а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на некоторые уступки индийской буржуазии. В сентябре 1934 Г. заявил о выходе из Национального конгресса, но фактически Г. оставался лидером Национального конгресса до конца жизни.
         Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (например, в 1922—24, 1930—31, 1942—44), в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки (с целью достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института «неприкасаемых» и пр.). Голодовки Г. вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство идти на уступки.
         В 1942, во время 2-й мировой войны, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Г. выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: «Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946—47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Г. осуждал революционные выступления масс (в т. ч. и восстание индийских моряков в феврале 1946). В это же время Г. выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства — Индию и Пакистан. Г. выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 января 1948 Г. был убит членом индусской шовинистической организации. Индийский народ глубоко чтит память Г., убеждённого борца за дело национальной независимости.
         В советской исторической литературе до середины 50-х тг. допускались неправильные, односторонние оценки роли Г. в общественно-политической жизни Индии, в антиимпериалистической борьбе индийского народа.
         Соч.: Collected works, v. 1—10, Delhi, 1958—63; Young India. 1919—1922, Madras, 1922; Young India, [v. 2]. 1924—1926, N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, [1956]; в рус. пер. — Моя жизнь, М., 1969.
         Лит. см. при ст. Гандизм.
         А. М. Дьяков.
        М. К. Ганди.
1000 кратких биографических данных
Мохандас Карамчанд (Махатма) (1869-1948). Вождь буржуазной индийской партии Конгресс, известный из-за своей борьбы за независимость Индии от Великобритании. Настаивал на методе ненасильственного гражданского сопротивления. Был убит индусским фанатиком вскоре после независимости.
Философский словарь
Мохандас Карамчанд (1869 — 1948) — один излидеров национально-освободительного движения в Индии, основоположник идеологии и тактики гандизма. В философии Г. — объективный идеалист. Исходный принцип его системы — отождествление бога и истины. Постижение последней связано с процессом морального самоусовершенствования. Этические взгляды Г. основываются на джайнистском принципе ахимсы, “законе любви” и “законе страдания” (Джайнизм), а также на принципах брахмачарии (воздержание от потворства своим слабостям), апариг-рахи (нестяжательство) и др. Характерная черта гандизма — моральный подход к решению общественно-политических проблем, “морализация” политической деятельности. Общественно-политические взгляды Г. представлены прежде всего его концепцией сатьягра-хи (буквально: упорство в истине). Осн. формы осуществления сатьяграхи — несотрудничество и гражданское неповиновение (в условиях господства англ. империализма). Выступая против экспроприации эксплуататорских классов, отрицая возможность революционного преобразования об-ва, Г. заявлял, что общественный прогресс состоит не в росте потребностей людей, а в добровольном их ограничении. Г. выступал поборником индусско-мусульманского единства, за раскрепощение женщин, за национальную систему народного образования и т. п. Получил титул махат-мы (“великая душа”). Гандизм провозглашен официальной идеологией партии Индийский национальный конгресс.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГАНДИ


будет выглядеть так: Что такое ГАНДИ