Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГАЛЕВИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Галеви (Halevi)
        Абу-ль-Хасан Иехуда бен Шемуэль рабби (около 1075, Толедо, — 1141, Египет), еврейский поэт и философ. Стихи писал на иврите и отчасти на арабском языке, философские сочинения — на арабском языке. Много путешествовал, был известен и как врач. С 1109 жил в Кордове. Умер на пути в Палестину. Поэтическое наследие Г. составляют светские и религиозные стихи, собранные в Диван. Мажорная, вакхическая жизнелюбивость многих стихов о дружбе, любви, вине, пирах контрастирует у Г. с элегической скорбью в стихах, посвященных тяготам и страданиям народа. Впервые в еврейской поэзии Г. выступил как поэт-маринист. Виртуозный мастер формы, он пользовался различными метрами и строфическими формами, уснащал стихи парафразами из Ветхого завета, вводил арабские и испанские строки и фразы. Как философ Г. в «Книге доказательства и довода в охранение униженной веры» (в переводе на иврит — «Книга хазара») проводил антиномию науки как манифестации разума и веры, как манифестации интуиции. Отсюда, по Г., система доказательств, существенная для науки, не может быть существенной для веры. Творчество Г. оказало влияние на еврейскую литературу и философию. Образ Г. стал легендарным, одна из легенд о нём обработана Г. Гейне.
         Соч.: Кол ширей рабби Иегуда Галеви, Тель-Авив, 1955.
         Лит.: Гаркави А., Иегуда Галеви, 2 изд., СПБ, 1896; Kayser R., The life and times of Jehudah Halevi, N. Y., [1949]; Mop А,, Иегуда Галеви, houш ве мешорер, Тель-Авив, 1956.
         М. И. Занд.
II
Галеви
        правильнее Алеви (Halevy) Жак Франсуа Фроманталь Эли [настоящее имя и фамилия — Элиас Леви (Levy) J (27.5.1799, Париж, — 17.3.1862, Ницца), французский композитор. Член института Франции (1836), постоянный секретарь Академии изящных искусств (с 1854). В 1809—19 учился в Парижской консерватории (у А. Бертона и Л. Керубини), где в 1816 начал преподавать (с 1827 профессор). Среди учеников Г. — Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Санс. Одновременно был аккомпаниатором, затем хормейстером «Итальянской оперы» в Париже.
         Г. — один из ярких представителей большой оперы (См. Большая опера). Для его стиля характерны монументальность, сочетание драматизма с внешней декоративностью, обилие сценических эффектов. Большинство опер Г. написано на исторические сюжеты. Лучшие из них посвящены теме борьбы против национального угнетения, но эта тема трактуется с позиций буржуазно-либерального гуманизма. Таковы «Королева Кипра» («Царица Кипрская», 1841), «Карл VI» (1843). Наибольшую известность получила опера «Жидовка» («Дочь Кардинала», 1835). Помимо опер, Г. принадлежат 2 балета, кантаты, романсы, хоры, фортепьянные пьесы, произведения культовой музыки. Г. — также автор литературных работ.
         Соч.: Souvenirs et portraits, P., 1861; Derniers souvenirs et portraits, P., 1863.
         Лит.: Halevy L., Halevy, sa vie et ses oeuvres, 2 ed.. P., 1863; Pougin A., F. Haievy: ecrivain, P., 1865.
III
Галеви
        правильнее Алеви (Halevy) Жозеф (15.12.1827, Адрианополь, ныне Эдирне, — 1917, Париж) французский семитолог. Занимался семитическими языками, эпиграфикой и археологией; работал в области ассирологии и библейской критики. Дешифровал и обработал более 600 сабейских текстов, которые опубликовал в«Сабейских исследованиях» (1875).
         Соч.: Melanges d'epigraphie et d'archeo-logie semitique, P., 1874; Recherches critiques sur l'origine de la civilisation babylonienne, P., 1876; Documents religieux de l'Assyrie et de la Babylonie, P., 1882; Melanges de critique et d'histoire relatifs aux peuples semitiques. P., 1883.
IV
Галеви
        правильнее Алеви (Halevy) Эли (6.9. 1870, Этрета, Нижняя Сена, — 21.8.1937, Сюси-ан-Бри), французский историк, крупнейший специалист по истории Великобритании 19 — начала 20 вв. С 1898 (с перерывом в годы 1-й мировой войны 1914—18) заведовал кафедрой в Свободной школе политических наук в Париже. Основная работа — 4-томная «История английского народа в XIX в.", излагающая события 1815—52; к ней примыкает 2-томный «Эпилог», освещающий события 1895—1914 (в рус. пер. опубликован 1-й том — «История Англии в эпоху империализма»,. 1937). Сторонник социального и политического компромисса, Г. уделял главное внимание процессу формирования идеализируемого им английского парламентаризма. Английский империализм он рассматривал лишь как систему внешней политики, продиктованной боязнью утраты Великобританией прежних экономических и политических позиций. В опубликованных посмертно (1948) лекциях о социализме Г. утверждал, что социализм является якобы продуктом войны. Произведения, написанные после 1-й мировой войны, носят пессимистический характер. Предсказывая, что «националистические тирании Берлина и Рима» развяжут войну против буржуазных демократий Европы, Г. не видел сил, способных противостоять фашизму.
         Соч.: Histoire du peuple anglais, au XIX siecle, t. 1—4, P., 1923—47; La theorie plato-nicienne des sciences, P., 1896; La formation du radicalisme philosophique, v. 1—3, P., 1901—04.
         Ю. П. Мадор.
Современная Энциклопедия
ГАЛЕВИ Иегуда (около 1075 - 1141), еврейский поэт, философ. С 1109 жил в Кордове. В религиозных поэмах - трагедия евреев периода крестовых походов; элегии, эпиграммы, загадки. Основы иудаизма в философском трактате "Книга Хазара".
Литературная энциклопедия
1. Иегуда [Jehuda Halewi, ок. 1100—1150] — гебраистский поэт и испанско-арабский философ. Р. в Толедо. В юности обучался теологии, светским наукам и медицине. Под влиянием Моисея-ибн-Эзра — одного из выдающихся представителей гебраистской поэзии того времени — Г. рано начал писать стихи на древнееврейском яз. Он был страстным националистом. Пробыв долгое время врачом в мусульманском городе Кордове, Г. отправился в Палестину, по пути остановился в Александрии. Свои впечатления от путешествия по морю он позже передал в своих «Морских песнях». Погиб во время вторичной поездки в Палестину. Творчество Г., в особенности его светские произведения, как и вся гебраистская поэзия того времени, отмечено влиянием арабской лит-ры; это влияние сказывается в лиризме, в романтичности образов, в гиперболических сравнениях, в тяготении к аллегорическим намекам, в эпиграммности и в игре слов. Арабская поэзия стимулировалась разными изречениями из Корана или более древними поэтическими документами, гебраистская — отдельными библейскими фразами или отрывками из Библии
365 и произведениями более древней гебраистской поэзии. Постоянная ссылка на библейский текст особенно характерна для гебраистской поэзии того времени, т. к. древнееврейский язык уже в течение многих столетий не был разговорным и оставался лишь яз. книги. Тематика Г. была очень сходна с тематикой арабских поэтов данной эпохи: песни дружбы, любви, хвалебные гимны, панегирики знати, меценатам, жизнерадостность, национальные песни, траурные песни в память умерших друзей и близких, эпиграммы, загадки, шутки. Несмотря на то, что в произведениях Г. немало трафаретного и книжного, его поэзия не лишена простоты выражений и задушевного лиризма. Г. писал также религиозные стихи, часть к-рых канонизирована литургией. Жизнь и деятельность поэта протекала в магометанской части Испании. Евреи занимали там должности сборщиков податей, полицейских чиновников, служащих и также составляли значительный контингент лиц интеллигентных профессий. Знать и городское население относились к ним враждебно, вели против них борьбу, стремясь вытеснить их из сферы влияния на общую государственную жизнь. Приближение гонений на евреев уже давало себя чувствовать в разных областях жизни страны. В 1147—1148 произошел государственный переворот — одна династия сменила другую; начался период сильных гонений на еврейство. Почти в таком же положении находилось еврейское население в христианской Кастилии, где евреи играли такую же роль, являясь опорой монарха против претензий со стороны городского населения и в особенности знати. Перелом в положении еврейства, занимавшего промежуточную позицию между враждовавшими — монархом, с одной стороны, знатью и городским населением — с другой, конечно отразился на творчестве Галеви: отсюда мотивы беспомощности и безнадежности в его поэзии. Этим переломом также объясняется обращение поэта к утопически-романтическому идеалу возрождения еврейского народа «на обетованной земле», идеалу, созвучному эпохе крестового рыцарства с его стремлениями в Палестину. Г. также написал философско-теологическую книгу на арабском яз., более известную в переводе на древнееврейский яз. под заглавием «Кузари». Это произведение является апологией религии в неоплатоническом разрезе и направлено против последователей Аристотеля. В «Кузари» Галеви изложил свою историко-философскую националистическую концепцию, сильно влиявшую на средневековую гебраистскую философию, теологию и каббалу. Книга эта переведена на латинский яз. [1660], испанский [1663], а впоследствии и на немецкий. Реакционное сионистское движение нередко пользовалось националистической концепцией Г. и его националистическими стихами для своих целей. Г. считается самым
366 крупным гебраистским поэтом послебиблейского периода. Стихи его издавались и переводились почти на все европейские яз. Образ Г. использован Гейне в одной из «Еврейских мелодий» (Jehuda ben-Halewy). Библиография: I. Лучшее изд. Divan etc., 1901—1910, Berlin, hrsg. von H. Brody; Al-Chazari, ubers. von H. Hirschfeld, Breslau, 1885; Das Buch «Kusari» des J. Halevi, nach dem Texte d. Jehuda-ibn-Tibbon, Cassel, 1853; «Cuzary», tr. del crabe por Jehuda Abentibbon y del hebreo por J. Abendana. Publ. A. Bonilla y San Martin, con un apend. de M. Menendez y Pelayo, 1910. II. Гаркави Р., Иегуда Галеви, «Восход», 1881, IV; Brody H., Studien zu den Dichtungen J. Halevis, Berlin, 1895; Neumark D., Geschichte der judischen Philosophie des Mittelalters, I, 510; «Heatid» (на древнеевр.), I, Berlin, 1908. М. Винер
2. Людовик — см. «Французская литература» и «Оперетта».
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГАЛЕВИ


будет выглядеть так: Что такое ГАЛЕВИ